Предмет и задачи психологии




Общая психология

 

Лекции к изучению основных тем курса для студентов специальности 35.05.00 «Социальная работа» дневного и заочного отделений социолого-психологического факультета

 

 

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»

Составитель: кандидат психологических наук Е.П. Шевелева

 

 

Включают теоретическое описание основных тем курса, списки рекомендуемой литературы, вопросы для самоподготовки студентов.

Предназначены студентам специальности 35.05.00 «Социальная работа» дневного и заочного отделений социолого-психологического факультета.

 

Печатается по решению методической комиссии

социолого-психологического факультета

Ивановского государственного университета

Рецензент

© Шевелева Е.П., составление, 2008

Предмет и задачи психологии

Термин психология имеет в своей основе 2 греческих слова: “ псюхе ” - душа, дыхание и “ логос ” - наука, учение. На русский язык это слово может быть переведено как наука о душевном мире человека, о его психике.

В настоящее время психика рассматривается как свойство мозга особым образом отражать окружающую действительность.

Современная психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. К психическому миру человека обычно относят свойства, образования, процессы и состояния психики.

Психические свойства это:

- направленность - темперамент

- характер - способности

Психические процессы это:

а) познавательные:

- ощущение - восприятие

- мышление - память

- представление - воображение

- внимание - речь

б) эмоциональные: - эмоции - чувства

в) волевые: - воля

Психические образования - это:

- знания - умения - навыки

- привычки - взгляды - убеждения и т. д.

Психические состояния - это:

- активность - бодрость

- усталость - угнетенность и т. д.

 

Для изучения особенностей проявления психики используются следующие методы:

а) всеобщие: - идеалистический

- материалистический

 

б) общенаучные: - наблюдение

- эксперимент

- моделирование и другие

 

в) специфические: - беседы

- анкеты

- опросы

- тесты и т. д.

Значение психологии состоит в том, что её знание:

- позволяет человеку лучше познать самого себя;

- облегчает взаимопонимание людей;

- способствует эффективному общению;

- повышает качество обучения и воспитания;

- облегчает правильный выбор профессии;

- укрепляет семью;

- интенсифицирует труд и учебу;

- помогает руководить другими людьми и т. д.

Использование психологических знаний для решения этих проблем является задачей психологии как науки.

Общая психология раскрывает наиболее общие, основополагающие аспекты психики человека.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, физиологией высшей нервной деятельности, историей общества и его культуры, социологией педагогикой и философией

Изучением психологических особенностей разных видов деятельности человека занимаются: социальная, возрастная, медицинская, педагогическая, инженерная, авиационная, космическая, военная, юридическая, психофизиология, психология рекламы, экологическая, генетическая и другие отрасли психологии.

 

Естественно-научные основы психологии.

 

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (сокращенно - ВНД). Психика является функцией мозга. Мозг - часть нервной системы, которая обеспечивает связь всех органов тела между собой в процессе деятельности и контактов с внешней средой. Нервная система состоит из центральной, периферической и автономной (вегетативной) систем.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Верхняя поверхность головного мозга образует так называемую кору, которая состоит примерно из 15 - 20 миллиардов нервных клеток и является органом высшей нервной деятельности.

Периферическая нервная система состоит из рецепторов (органов чувств) и проводящих путей, которые связывают головной и спинной мозг с периферией тела и органами чувств.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме.

Нервная система состоит из нервных клеток - нейронов. Их функция проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, дендритов, аксона. Решающее влияние на установление новых связей в нервной системе играет синапс (путь контакта аксона с дендритом или телом клетки).

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человек лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (табл. 1).

Таблица 1

 

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное образное восприятие

 

Простейшее соединение двух нервных клеток образует рефлекторную дугу как основу рефлекса. Рефлекс - закономерная ответная реакция нервной системы на действие раздражителя.

 

мозг

 

 

 

мускул кожа

 

нервная клетка рефлекторная дуга

 

 

Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит русским ученым И.М.Сеченову и И.П.Павлову. По И.М. Сеченову (1863 год, работа «Рефлексы головного мозга») все акты сознательной и бессознательной жизни являются рефлексами.

 

Павлов разработал учение об условных рефлексах, разделил рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные).

 

Примером безусловного рефлекса является реакция сокращения зрачка глаза при входе в ярко освещенную комнату или отдергивание руки при уколе иглой. Нормальное функционирование безусловных рефлексов является показателем здоровья человека.

 

Примером условного рефлекса является выделение слюны у собаки на действие света. При этом как бы объединяются 2 безусловных рефлекса (БР 1 - сокращение зрачка глаза при действии света от электрической лампочки; БР 2 - выделение слюны при попадании мяса на язык) в один условный - выделение слюны на действие нейтрального (условного) раздражителя - света (что в обычных условиях никогда не происходит).

 

 

 
 


БР 1

 

БР 2

 

 

Схема образования условного рефлекса у собаки.

 

Объяснить все многообразие видов поведения и деятельности человека условными рефлексами невозможно. Так, не поддается объяснению с этих позиций творчество и активная целенаправленная деятельность.

Современные представления о работе нервной системы базируются на теории функциональных систем П.К.Анохина, которая не останавливается на эффекте рефлекса, а позволяет достигать полезного для организма приспособительного результата деятельности. Функциональная система работает по принципу саморегуляции.

Основными процессами нервной системы являются возбуждение и торможение. Возбуждение - это переход нервной клетки в активное состояние. Торможение - обратный процесс.

Закономерности ВНД.

Иррадиация - распространение возбуждения или торможения в коре головного мозга. Например, звонок будильника приводит в активное состояние всю психику.

Концентрация - процесс, противоположный иррадиации.

Индукция - процесс возникновения вокруг источника возбуждения (или торможения) обратного процесса. Так, например, при просмотре очень интересной телепередачи мы не слышим тиканья будильника или забываем выключить чайник.

Сигнальные системы.

Первая сигнальная система - это реагирование на непосредственно действующие на органы чувств предметы и явления.

Вторая сигнальная система - это реагирование на слова как вторичные сигналы реальных предметов и явлений.

Речь.

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения;

- это система словесного выражения мыслей.

Функции речи.

- сообщение - выражение

- воздействие - мышление

- общение - познание

Еще в 18 веке было выяснено, что за функционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов (центр К.Вернике).

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем.

 

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

 

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи:

Содержание речи - это её смысловая характеристика.

Форма речи - это ее связность, логичность, последовательность.

Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.

Виды общения

непосредственноеопосредованное

- речевое - печатным или рукописным словом

- знаковое - образом, рисунком

- жестовое - техническими средствами (телефон-

ном, телеграфом и т.д.)

В зависимости от опыта речевого общения и личностных особенностей люди становятся общительными (экстравертами) или замкнутыми (интровертами).

Внимание.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности (сознания) на объекте, имеющем важное значение для личности.

Обычно различают три вида внимания: непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно), произвольное (требующее волевого сосредоточения) и послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).

Свойства внимания

- устойчивость - концентрация

- переключаемость - распределение

- объем

Устойчивость внимания - это способность сохранять концентрацию внимания длительное время.

Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности.

Переключаемость внимания - это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности.

Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

Объем внимания - это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов.

Физиологические механизмы внимания. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский доказали, что внимание связано с повышением возбудимости определенных участков мозга в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По Павлову, в каждый момент времени в коре головного мозга имеется какой-либо участок, характеризующийся благоприятными условиями для возбуждения. Это происходит по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которым возбуждение в одних участках вызывает торможение в других. Это светлое «пятно» (возбуждение) перемещается в коре – физиологическое условие динамичности внимания.

Согласно А.А.Ухтомскому, который выдвинул принцип доминанты – в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий по силе очаг возбуждения, который не только подавляет другие, вновь возникающие очаги, но и способен привлекать их к себе, благодаря чему усиливается и еще более доминирует. Это позволяет понять нервный механизм длительного интенсивного внимания.

Ощущение.

Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.

Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из 3 частей:

- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах;

- проводящих путей (нервов);

- отделов мозга, перерабатывающих информацию.

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д.

Виды ощущений

- зрительные - болевые

- слуховые - пространственные

- вкусовые - двигательные

- осязательные - температурные

- обонятельные - вибрационные и т. д.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято выделять:

1. экстроцептивные (рецепторы на поверхности тела);

контактные;

дистантные.

2. интероцептивные (рецепторы во внутренних органах и тканях тела);

3. проприоцептивные (рецепторы в мышцах и связках)

 

Закономерности ощущений

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение.

Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение.

Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой уже не отмечается органами чувств или сопровождается болью.

Порог различия - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств.

Немецкий физиолог Э.Вебер (19 в.) установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна.

Закон Вебера-Фехнера при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической (чем больше порог различения, тем меньше разностная чувствительность.

S = K lg j + C,

где S – интенсивность ощущения,

J – сила раздражителя,

K и C – константы.

Последовательный образ - продолжение ощущения после прекращения действия раздражителя. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз.

Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы.

Взаимодействие ощущений – слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения.

Для характеристики ощущений используются такие их свойства как качество, продолжительность, интенсивность и другие.

Ощущения возникают с некоторой (очень малой) задержкой после действия раздражителя. Это запаздывание называется латентным (скрытым) периодом ощущения.

Восприятие.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно действующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

Восприятие бывает простое и сложное. Простое восприятие связано, преимущественно, с работой одного анализатора. Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов.

Особенности восприятия.

Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).

Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.). Обобщаем в слове.

Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

Структурность мы воспринимаем из отдельных ощущений фактически абстрагированную обобщенную структуру (музыкальное произведение не по нотам, а в целом).

Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.

Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов. Опыты А.Эймса с «перекошенной комнатой».

Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.

       
 
 
   

 

 


А С

 

В

 

Волевой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия является наблюдение.

Классификация восприятия.

1. различия в анализаторах (зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые)

2. форма существования материи (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения).

Аккомодация и конвергенция.

Сенсорная депривация – это состояние, которое наступает от дифицита информации (полярники, моряки, космонавты), - сноведения, галлюцинации, искажения.

 

Память.

Когда мы в памяти своей

Проходим прежнюю дорогу,

В душе все чувства прежних дней

Вновь оживают понемногу...

Н.Огарев

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Процессы памяти

- запоминание - сохранение

- воспроизведение и узнавание - забывание

Теории памяти: психологические, физиологические, физическая, биохимические, химические.

Различают ситуативное и целевое (волевое) запоминание.

Виды целевого запоминания

- механическое - смысловое - смешанное

Эффективность запоминания зависит от:

- наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

- важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);

- сочетания запоминания и применения (по мнению академика А.Н.Несмеянова “...повторение не мать, а мачеха учения. Матьучения - применение...”);

- использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

- эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

- осмысления (глубокого понимания) материала;

- количества повторений;

- психического состояния человека и т.д.

Есть сведения об эффективности запоминания в гипнотическом состоянии (особенно иностранных слов).

Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленнойинформации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.

Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.

Виды памяти.

По характеру запоминаемого материала

- образная

- словесно-логическая

- двигательная

- эмоциональная

По виду анализатора:

- зрительная

- слуховая

- вкусовая

- осязательная

- обонятельная

По длительности:

- кратковременная

- долговременная

- оперативная

По целеустремленности:

- непроизвольная

- произвольная

С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.

Механизмы сна. Сон необходим для содержательной обработки накопленной за день информации. Первая фаза – логическая обработка («медленный» сон). Вторая фаза – пересылка обработанной информации в определенные участки структуры долговременной памяти.

Мышление.

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление изучается двумя взаимодополняющими конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Формы мышления

Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.

Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - это выведение нового суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания.

Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как:

- анализ - синтез

- сравнение - обобщение

- абстракция - конкретизация

- классификация - систематизация

Анализ - это разложение предмета мышления на составные части. Например, вода состоит из водорода и кислорода.

Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение - это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.

Абстракция - это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например, в абстрактном термине “ человек” не указан его пол, возраст, рост и т.д.

Обобщение - это объединение многих предметов по какому-то общему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Например, самолет ТУ -144.

Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.

Проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не ясное, мало осознанное впечатление.

Возникновение задачи означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое).

 

Виды мышления

Образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

Понятийное мышление - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.

В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.

Представление и воображение.

Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Воображение - это создание новых образов путем переработки (комбинирования и творчества) материала, полученного в прошлом опыте. Воображение тесно связано с мышлением.

Представления и воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными.

Наличие представлений и воображения - это то, что отличает человека от других представителей животного мира. Только человек начинает деятельность с представления ожидаемого результата труда.

Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, совершенствования орудий производства.

В целом воображение характеризуется активностью и направлено на преобразование окружающей действительности. Но иногда оно может выступать как замена деятельности – пассивное воображение.

Воображение бывает непроизвольным, возникающим ситуативно и произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.

Можно выделить также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности, в которой он еще не был.

Творческое воображение - это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действительности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля ХХI века.

Представления и воображения бывают также единичными и общими. Единичные - предельно конкретны (учебник физики), а общие - относятся ко многих сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще, дерево вообще и т.д.).

Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация («склеивание» различных качеств, свойств, явлений);

- гиперболизация;

- подчеркивание или заострение;

- схематизация;

- типизация.

Физиологические основы воображения. В процессе воображения, образовавшиеся в течение жизни человека системы связей диссоциируются (распадаются) и объединяются в новые системы. Это объединение обусловливается возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо впечатлением.

Развитое воображение и представление особым образом характеризуют личность человека. Так, например, для таких лиц характерна повышенная внушаемость. Студентки-медички обычно “переболевают” всеми изучаемыми в институте болезнями. А неосторожное слово врача может спровоцировать воображаемую болезнь или затруднить усвоение учебного материала.

 

Чувства и эмоции.

Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.

Чувства - это более сложный, высший вид психического отражения, существующий в форме переживания человеком как личностью своего отношения к тому, что он воспринимает, познает, делает: любовь к Родине, к труду, профессии, к другим людям, к природе, к прекрасному и т.д.

Чувства бывают ложными, но никогда не бывают лживыми!

Чувства (и эмоции) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).

Чувства выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей (положительные и отрицательные эмоции).

Эмоции - это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассивность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) человека какорганизма нанепосредственное действие раздражителей (например, эмоции боли, испуга, голода).

Никто, нигде и никогда не заставит изучать мир через скуку”. Л.Н.Толстой.

Чувства проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).

Чувства динамичны, т.е. изменяются во времени.

Чувства полярны (любовь - ненависть).

Чувства бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).

Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.

Функции чувств и эмоций:

Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей и т.д.

Регулятивная. Хорошее настроение улучшает производительность труда, а плохое - ухудшает. Страх может активизировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.

Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.

Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: “Рвать и есть яблоки строго запрещено” чаще всего способствует возникновению попытки попробовать их на вкус.

Формы проявления чувств:

Чувственная реакция - это эмоциональная оценка кратковременно действующего раздражителя (неприятного запаха, скучного анекдота, вкусной пищи).

Настроение - это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.

Страсть - это сильное, длительное и устойчивое чувство. Например, любовь к профессии летчика.

Аффект - это быстро возникающее переживание очень большой силы с коротким периодом протекания и возможной потерей контроля за собственными действиями и поступками. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма. Например, при виде того, как бандит издевается над стариком, у молодого человека мгновенно возникло чувство ярости, под действием которого он не только сбил мерзавца с ног, но и продолжал его бить после того, как тот потерял сознание.

3 фазные стадии аффекта: первая – человек может думать о предмете своего чувства; вторая – человек утрачивает контроль; третья – ступор, упадок сил, сонливость, возможна потеря сознания.

Стресс - это очень сильное и длительное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной напряженной (опасной) обстановкой и дезорганизующее целенаправленную деятельность. Примером может служить заключительная немая сцена в спектакле Н.Гоголя “Ревизор”. Автор теории стресса Г.Селье выделял 3 фазы в стрессе. Первая – реакция тревоги, фаза мобилизации защитных сил организма. Вторая – стабилизация. Третья – истощение.

Основные эмоциональные состояния – интерес, радость, удивление, страдания, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и т.п.

Виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для оценки эмоциональных проявлений разработаны специальные тесты. Так, например, ниже приведена методика оценки реактивной (т.е. в данный момент) и личностной (т.е. характерной для личности) тревожности Ч.Спилбергера - Ю.Ханина.

 

Воля.

Все, что делает человек, может быть разделено по степени осознанности на непроизвольные и произвольные действия (непроизвольно - т.е. ситуативно, без волевых усилий, импульсивно; произвольно - это значит осознанно, с применением волевых усилий).

Воля - это процесс мобилизации усилий личности для преодоления трудностей, стоящих на пути к сознательно выбранной цели.

Признаки волевого поведения:

- сознательный выбор цели

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: