ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ




В 13.22 Кришна описал причину, по которой живое существо запутывается во внешней энергии. Этой причиной является общение с тремя гунами природы с целью наслаждения. Матер. энергия связывает душу гунами (верёвками) материальной природы, связывают ощущением счастья, которое они приносят. Обуславливающая функция г.м.п.: - пракшипатмика (стягивание сознания вниз) и аваранатмика (покрытие сознания сплетением гун). Гуны влияют на поступки, слова и мысли. Находясь в постоянном движении, они создают потрясающее разнообразие материального мира (как калейдоскоп), что делает их привлекательными. Постоянная смена гун даёт человеку надежду на счастье в этом мире. Зная это, можно усиливая одну гуну ослабить влияние других. Есть 10 проводников влияния гун на человека (11.13.4 «То как человек относится к писаниям, воде, живыми существам, определённому месту, времени, карме, рождению, медитации, мантрам и очистительным ритуалам определяет преобладание той или иной гуны»).

 

  саттва раджас тамас
цель Очищение наслаждение плодами, деятельность нет цели
качества (Ш-Б.11.25.2-5; 11.25.9) -является самой чистой –просветляет человека –избавляет от греховных последствий –порождает дхарму – делает человека религиозным (не создаёт противоречий с ниргуной) Контроль ума и чувств, терпение, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милость, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие, отречение от чувственного удовлетворения, вера в духовного учителя, внутренняя нерасположенность к совершению неподобающего действия, благотворительность, простота, смирение и удовлетворение в себе самом - все это качества гуны благости. Человек, проявляющий такие качества, как самоконтроль, считается большей частью пребывающим в гуне благости. -бесконечные желания –жажда и алчность к тому, чего у нас нет –привязанность к тому, что имеем –порождает страсть и невежество. Материальное желание, великое напряжение, смелость, неудовлетворенность даже в преуспеянии, ложная гордость, мольба о материальном продвижении, размышление о себе, как об особенном и лучшем, чем другие, чувственное удовлетворение, безрассудное стремление к битве, пристрастие к слушанию похвал в свой адрес, тенденция унижать других, рекламирование своей собственной доблести и объяснение своих действий, как проявление своей силы, - это качества гуны страсти. Страстный человек распознается по его вожделению. -держит в плену иллюзии, которая порождает безумие, лень и сон; -человек неспособен отличить хорошее от дурного –ведёт к деградации личности. Нестерпимый гнев, скупость, разговор, не основанный на авторитете писаний, ненависть с применением насилия, проживание паразитом, лицемерие, хроническая вялость, вражда, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, слишком долгий сон, ложные надежды, страх и лень составляют первичные качества гуны невежества. И тот, кто в невежестве распознается по таким чертам характера, как гнев.
обуславливает (Б-г. 14.9 Ш-Б.11.25. 13-15) ощущением счастья (у человека возникает желание сохранить свой статус, которое заставляет его действовать↓) и знания (появляется гордость и чувство превосходства↓). Когда гуна благости, которая светла, чиста и благоприятна, преобладает над страстью и невежеством, человек наделяется счастьем, добродетелью, знанием и другими хорошими качествами. обуславливает корыстной деятельностью Когда гуна страсти, которая вызывает привязанность, отчужденность и деятельность, побеждает благость и невежество, человек начинает тяжко трудиться, чтобы достичь престижа и удачи. Таким образом в гуне страсти он переносит волнение и борьбу. обуславливает путами безумия Когда гуна невежества побеждает добродетель и страсть, она покрывает сознание человека и делает его тупым и глупым. Впадший в скорбь и иллюзиючеловек в гуне невежества долго спит, предается ложным надеждам и демонстрирует насилие против других.
вера (Ш-Б.11.25.27) Вера, обращенная к духовной жизни, находится в гуне благости. Вера, укоренившаяся в плодотворной работе, находится в гуне страсти. Вера, живущая в безбожных поступках, находится в гуне невежества.
поклонение (Б-г.17.4) (Ш-Б.11.25.10) Полубогам Любой человек, будь то женщина или мужчина, который поклоняется Мне с любовной преданностью, предлагая предписанные ему или ей обязанности (как поклонение) Мне, без материальной привязанности, должен считаться пребывающим в благости. демонам (Ленин, Сталин и т.д.) Когда человек поклоняется Мне своими предписанными обязанностями с надеждой приобретения материальной награды, его природа должна расцениваться, как находящаяся в страсти. духам усопших Тот, кто поклоняется Мне с желанием совершать насилие против других, находится в невежестве.
какую пищу едят (Б-г. 17.8-10 Ш-Б.11.25.28) сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища. Она: -увеличивает продолжительность жизни –очищает сознание –прибавляет сил и здоровья –приносит счастье и удовлетворен. Пища, которая полезна, чиста и обретается без проблем слишком горькая, кислая, солённая, пряная, острая, сухая и горячая. Является источником –горя, когда ест –страданий (последствия) –болезней (дальние последствия) Пища, которая приносит немедленное удовольствие чувствам приготовленная более чем за 3 часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая, состоящая из чужих объедков Пища, которая нечиста и вызывает расстройство (болезнь)
жертвоприноше-ния (17.11-13) -совершаемое в соответствии с указаниями шастр –из чувства долга и без желания получить что-то взамен -совершаемое ради достижения мат. целей -из гордости -совершаем. вопреки правилам священ. писан. –не сопровождаемое раздачей прасада; –без декламации ведических гимнов; –без вознаграждения священнослужителей; –без веры.
аскезы (Б-г.17.14-19) Тела – поклонение ВЛБ, брахманам, ДУ и старшим; а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие. Речи – говорить слова правд. и приятные, направлен. на благо и не вызывающ. беспокойств; регулярно изучать вед. пис. Ума- удовлетворён. простота сдержанность, самообладание и очищение сознания совершаемые из гордости, ради того, чтобы заслужить почёт, уважение и вызвать благоговение людей. Длится недолго, результат преходящий совершаемые по глупости, сопровождаемые самоистязанием, чтобы причинить вред или принести гибель другим
благотворите- льность (17.20-22) совершаемое из чувства долга, в надлежащее время, в надлежащем месте, достойным людям сделанное в расчёте на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно совершаемая в нечистом месте, в неурочное время, недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения. Это грех!
отрешённость (Б-г.18.7-9) выполнение предписанных обязанности из чувства долга и без привязанности к плодам своего труда тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха если, введённый в заблуждение человек перестаёт выполнять предписанные ему обязанности
знание (Б-г. 18.20-22 Ш-Б.11.25.24) знание, которое позволяет человеку видеть единую духовную природу всех живых существ, несмотря на многообразие их видов и форм Абсолютное знание находится в гуне благости. знание, обладая которым, человек видит, что в каждом теле находятся разные живые существа Знание, основанное на двойственности, находится в гуне страсти. которое привязывает человека к какому-то определен. виду деятельн. как единств. важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудностью Глупое, материалистическое знание находится в гуне невежества.
деятельность (Б-г.18.23-25 Ш-Б.11.25.23) упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти, а также желания насладиться ее плодами Работа, совершаемая, как подношение Мне, без построения планов на счет наслаждения ее результатами. деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго Работа, совершаемая с желанием наслаждаться ее результатами. деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам Работа, приводимая в движение насилием и завистью.
деятель (Б-г.18.26-28 (Ш-Б.11.25.26) тот, кто выполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остаётся невозмутимым в успехе и неудаче Работник, свободный от привязанности. тот, кто привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, кто жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям Работник, ослепленный личным желанием. кто постоянно поглощён деятельностью, противоречащей указаниям священ. писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом   Работник, который полностью позабыл, как отличить истинное от ложного.
разум (Б-г.18.30-32 Ш-Б.11.25.16-18) способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению Когда сознание становится чистым и чувства бывают отвлечены от материи, человек ощущает бесстрашие в материальном теле и отречение от материального ума. Ты должен расценивать эту ситуацию, как преобладание гуны благости, в которой каждый имеет возможность осознать Меня. разум не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного Ты должен различать гуну страсти по ее симптомам - искажению разума вследствие слишком большой активности, неспособности восприятия чувств для выпутывания их самих из мирских объектов, нездоровому состоянию работы физических органов и постоянной неуравновешенности ума. разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути Когда высшее осознание человека терпит крах и в конце концов исчезает, и он таким образом становится неспособным концентрировать свое внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и депрессию. Ты должен расценивать эту ситуацию, как преобладание гуны невежества.
решимость (Б-г.18.33-35) решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремлен. в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами решимость, побуждающая человек стремится к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, отчаяния и иллюзии, лишённая рассудительности
счастье (Б-г.18.37-39 Ш-Б.11.25.29) то, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самосознанию Счастье, извлекаемое из самого себя, находится в гуне благости. счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое вначале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду Счастье, основанное на чувственном удовлетворении, находится в гуне страсти. счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией Счастье, основанное на заблуждении и деградации находится в гуне невежества.
предвар. результ. деятел. (14.17) знание жадность, желание действовать глупость
конечный результ. деятельн (14.16) чистота и счастье страдания с привкусом счастья (иллюзия прогресса) безумие
куда попадают (Б-г.14.18 Ш-Б.11.25.21-22) райские планеты (поднимаются) Ученые люди, посвященные в Ведическую культуру, поднимаются с помощью гуны благости все к более и более высоким позициям. Те, кто покидают этот мир в гуне благости, идут на райские планеты земные планеты (остаётся на том же уровне) С помощью гуны страсти человек продолжает переселяться из одного человеческого тела в другое. Кто уходит в гуне страсти, остаются в этом мире человеческих существ. адские и животные миры (деградирует) Гуна невежества заставляет человека падать вниз головой все в более и более низкие рождения. Те, кто умирают в гуне невежества, должны отправиться в ад.
сон, проживание (Ш-Б.11.25.19-20, 25) С увеличением гуны благости подобным образом возрастает сила полубогов. Бдительное бодрствование происходит от гуны благости. Проживание в лесу находится в гуне благости. Когда нарастает страсть, сильными становятся демонические существа. Сон со сновидениями - от гуны страсти. Проживание в городе находится в гуне страсти. С ростом невежества возрастает сила самых безнравственных. Глубокий сон без сновидений - от гуны невежества. Проживание в игорном доме демонстрирует качество невежества.
пред. служение (Ш.Б.3.29.8-10) поклоняется ВЛБ и предлагает Господу плоды своего труда, чтобы очиститься от скверны кармической деятельности когда Божеству в храме поклоняется индивидуалист, который служит Господу, рассчитывая на вознаграждение в форме материальных наслаждений, славы и богатства преданное служение того, кто завистлив, горд, агрессивен, зол и проявляет задатки индивидуалиста
категории жив. существ (10.89.18) полубоги демоны ракшасы
                                                     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: