Личность как субъект управления




Содержание

Тема: Социально-психологические аспекты управления в организации
Введение

1 Социально-психологический климат в организации как условие её эффективного функционирования

1.1 Личность как субъект управления

1.2 Социально-психологические методы управления

 

Заключение

Список литературы

Приложение


 

Введение

Актуальность темы - Все достижения цивилизации, как малые, так и большие – результат деятельности человека.

Успешная деятельность любого предприятия зависит от умелого и эффективного управления персоналом. Каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями, а не машины, не здания и не материалы. Индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления для получения определенных результатов.

Это отнюдь не новая наука, но в нашей стране ей не уделяется должного внимания. На первый план ставят прибыль организации, а персонал, как объект управления, остается на втором плане.

Необходимо постоянно совершенствовать систему управления персоналом, чтобы достигнуть экономической стабильности в стране.

В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально- психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации. Для более успешной деятельности организации нужно грамотно организовать работу сотрудников с учетом всех социальных, психологических и физиологических особенностей.

Объект курсовой работы - система управления персоналом.

Предмет курсовой работы – социально-психологические аспекты управления.

Цель – изучить значимость социально – психологических аспектов управления персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить теоретические источники по теме курсовой работы

2. Исследовать личности как субъекта управления в организации

3. Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.

4. Оценить и проанализировать социально – психологические аспекты управления персоналом в организации;

 

 


 

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Личность как субъект управления

Для более успешного руководства своими подчиненными, каждый менеджер должен четко понимать, что представляет каждый из его сотрудников, как личность, знать все его индивидуальные черты.

Понятием «личность» обозначают конкретного человека, представителя определенной социальной группы, наделенного собственными особенностями, развивающимися на базе задатков.

Личность – это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека прикрыто «маской», которую он набрасывает на себя каждый раз, когда вступает в социальные контакты. Осознать личность можно только через раскрытие ее ролей.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: особенностей высшей нервной деятельности, эмоций, чувств, а также социальных факторов: образования опыта привычек круга общения и др.

Хорошее знание и понимание этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на них, и наоборот, незнание и непонимание делает деятельность неэффективной.

Структура любой личности характеризуется следующими свойствами:

1. Общими качествами (интеллект, ум, работоспособность, общительность, внимание и проч.);

2. Специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

3. Подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, навыков, квалификации;

4. Направленностью, т.е. ориентированностью своей активности – на взаимодействие на достижение цели на себя.

5. Определенным складом характера;

6. Биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом).

Рассмотрим некоторые психологические свойства личности.

Способности - это совокупность черт необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности склонности к нему. По направленности способности бывают: техническими, организационными. педагогическими и др.

Так же выделяют способности, которые связаны с определенной сферой или видом деятельности: интерсоциальные и конструктивные.

Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей. Такие способности нужны работникам, связанным с проведением переговоров, широкими контактами с людьми, с рекламой, маркетингом.

Конструктивные - направлены на создание конкретных объектов в в сферах деятельности: технической, естественной и др. Их реализация не требует широких контактов с окружающими.

Следующее психологическое свойство личности - направленность.

Оно создает устойчивую ориентацию поведения человека, независимо от конкретной ситуации определяет его цели и мотивы. С помощью специальных тестов определяют направленность личности, что помогает найти правильный подход к людям и облегчает руководство ими.

Выделяются 3 типа направленности личности:

· на взаимодействие

· на задачу

· на себя.

Все направленности могут присутствовать одновременно в разной степени приоритетности.

Направленность на взаимодействие означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы.

Направленность личности на задачу предполагает, что человек делает упор на достижение цели, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками.

Направленность на себя или личная направленность состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других.

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим).

Тип поведения вместе с направленностью человека либо на себя и свой собственный мир, либо на окружающих определяет тип темперамента человека.

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Темперамент влияет на характер, стиль работы, отношения человека с окружающими.

Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Еще одной важнейшей чертой личности является характер - устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манерах отношении к окружающим своим обязанностям самому себе.

К чертам характера относят: отзывчивость, скрытность, трудолюбие, хитрость, честность и др.

Без учета характера сотрудников управлять организацией невозможно, поэтому менеджерам необходимо знать его основные типы.

Выделяют восемь типов характера: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, застревающий, психастенический, конформный, неустойчивый.

Гиперактивный характер отличается общительностью, предприимчивостью, активностью, легким отношением к трудностям и неудачам. Но они поверхностны, им трудно сосредоточиться, трудно заниматься однообразной, требующей усидчивости, работой. Таким людям подходит выполнение организаторских функций при условии отсутствия конфликтных ситуаций.

Лица с аутистическим характером скрытны, малообщительны, неконтактны, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно. Для них характерна сухая, официальная манера поведения, но они пользуются уважением за свою независимость, глубокие знания. Обычно они хорошие исследователи, консультанты, эксперты.

Тем, кто имеет лабильно-циклоидный характер, свойственны перепады настроения, активности, работоспособности. Эти люди часто конфликтуют с другими по пустякам. Наиболее предпочтительные должности – программист, архивариус, библиотекарь.

Лица, характер которых является демонстративным, стремятся к успеху любой ценой. Они способны подстраиваться под других, манипулировать другими. Таких людей нужно жестко контролировать.

Люди, обладающие застревающим характером, эгоистичны, нетерпеливы к критике, упрямы, долго помнят обиды. По отношению к ним нужно проявлять терпимость, так как они честны и открыты.

Люди с психастеническим характером, обычно отличаются добросовестностью и пунктуальностью, хорошими знаниями и рационализмом в действиях. Но они постоянно во всем сомневаются нерешительны.

Обладатели конформного характера могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих, так как несамостоятельны, несобранны, теряются в сложной обстановке.

У людей с неустойчивым характером редко встречаются твердые принципы поведения, чувство долга, но они мягки, в обращении завоевывают симпатии других. Поэтому для них целесообразна работа, связанная с общением, сменой форм деятельности, но при жестком контроле.

 

Методы управления

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объект воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия, методы можно разделить на две основные группы:

• социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);

• психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: