По ПМ.01. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях»




Методические рекомендации для самостоятельной работы

Студентов по рабочей программе

ПМ.01. Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях

Специальность 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».

Форма обучения: заочная

Екатеринбург

Рассмотрена на заседании кафедры физической культуры «___» _______ 2020г., протокол № ___   Заведующий кафедрой: ______________ /./ Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ПМ.В.04. Организация адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях Утверждена решением научно - методического совета ГАПОУ СО «СОПК» протокол № от «___»________20__г  

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по рабочей программе ПМ.01. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».

утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 13 августа 2014 г. N 994.

 

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

 

Разработчики:

Прусс Б.А., преподаватель психолого-педагогических и спортивных дисциплин высшей квалификационной категории

Соловьева И.А. ст. методист отдела проектов и программ адаптивного спорта и туризма ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»

 

© Прусс Б.А. Соловьева И.А., 2020

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

Пояснительная записка

 

Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь».

В условиях информационного общества осуществляется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращается аудиторная нагрузка. Акцент в обучении смещается с пассивного слушания лекций на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании. Студентам важно научиться умениям приобретать знания. Обучение студентов

самостоятельной работе способствует развитию мышления. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста самостоятельно применять их на практике.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Систематическая самостоятельная деятельность студента становится доминантной в современных условиях перехода к уровневой подготовке специалистов в системе профессионального образования Российской Федерации, основой формирования общих компетенций, рассматриваемых в федеральных образовательных стандартах наряду с профессиональными компетенциями в качестве важнейших результатов освоения основных образовательных программ.

Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

В настоящее время в колледже существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины.

Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) –планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

При выполнении самостоятельной работы воспитывается самостоятельность, ответственность, собранность, системность в работе, т.е. самостоятельная работа выполняет не только учебные, но и воспитательные функции.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов по организации самостоятельной внеаудиторной деятельности разного по ПМ.01. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях» Самостоятельная работа выполняется студентами в течение всего периода освоения профессионального модуля и контролируется преподавателем.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня

сложности, уровня умений студентов. После контроля результатов самостоятельной работы студентов выставляется отметка по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

 уровень освоения учебного материала;

 умение использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;

 сформированность общих и профессиональных компетенций;

 обоснованность и четкость изложения ответа;

 оформление материала в соответствии с требованиями.

 уровень умения активно использовать электронные образовательные

ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять

на практике;

 уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее

решение, критически оценить решение и его последствия;

 уровень умения определить, проанализировать альтернативные

возможности, варианты действий;

 уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и

аргументировать ее.

Количество часов, отводимых на освоение ПМ.01. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся», определяется учебным планом по специальности и обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:

ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.

ПК 1.2 Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3 Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности.

ПК 1.4 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 1.5 Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.

ПК 1.6 Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметно-развивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.

ПК 1.7 Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях.

В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический опыт в - анализа планов и организации процесса адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях различного вида и разработки предложений по его совершенствованию; - определения цели и задач, планирования и проведения уроков, внеурочных мероприятий и занятий по адаптивной физической культуре в общеобразовательных организациях; - проведения диагностики физической подготовленности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп; - наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных мероприятий и занятий в общеобразовательных организациях, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; - применения приемов страховки при выполнении физических упражнений; - ведения документации, обеспечивающей процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях;
уметь - находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам адаптивной физической культуры; - планировать адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных организациях, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера дефекта или патологии; - создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметно-развивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся; - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими); - подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь; - использовать различные формы адаптивного физического воспитания; - использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, характером дефекта или патологии, функциональными возможностями организма обучающихся; - использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма; - мотивировать обучающихся к участию в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности; - планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими); - организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство; - выполнять профессионально ориентированные виды двигательных действий; - применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях; - осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии; - осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков, внеурочных мероприятий и занятий; - анализировать процесс и результаты физического воспитания, обучения предмету "Адаптивная физическая культура", отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать их;
знать - цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания в общеобразовательных организациях; - медико-биологические и психологические основы построения частных методик адаптивной физической культуры; - -характеристику типичных нарушений и особенностей развития инвалидов разных нозологических групп; - методики адаптивного физического воспитания обучающихся с нарушением зрения, слуха, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, поражением спинного мозга, врожденными аномалиями развития и после ампутации конечностей; - -место и значение предмета "Адаптивная физическая культура" в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья; - -приемы, способы страховки и самостраховки; - -формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса; - -виды специального оборудования, его назначение; - -виды документации, требования к ее ведению и оформлению

 

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

по ПМ.01. «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях»

Раздел Задание для самостоятельной работы
Раздел 1. «Общие основы и базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры» 1.Мультимедийная презентация «Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных методик адаптивной физической культуры» 2. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии в условиях адаптивного физического воспитания. 3.Формы организации адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Конспект-схема и таблица «Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп». 4.Аннотация работы Л.С. Выготского «Принципы воспитания физически дефективных детей» с точки зрения деятельности специалиста адаптивной физической культуры. 5.Мультимедийная презентация «Методы, используемые в комплексной двигательной реабилитации больных и инвалидов: лечебная гимнастика (суставная и силовая), массаж, коррекция положений, дозированная ходьба (терренкур), гидрореабилитация (гидр аэробика, игры в воде и др.), механотерапия, физические методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др.), 6. Эссе «Цель адаптивного физического воспитания - коррекция основного дефекта с помощью средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к жизни и доступной профессиональной деятельности» 7. Мультимедийная презентация «Содержание и направленность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
Раздел 2. «Организационно- методический базис Адаптивного физического воспитания» 1.Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания» 2.Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий легкой атлетикой с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 3. Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий гимнастикой с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 4.Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий спортивными и подвижными играми с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 5.Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий лыжным спортом с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 6.Письменное сообщение и мультимедийная презентация «Методические особенности занятий футболом с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 7.Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания 8. Кластер «Профилактика травматизма и врачебно-педагогический контроль на уроках адаптивной физической культуры». 9. Конспект- схема и мультимедийная презентация «Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики и физкультминуток на общеобразовательных уроках в системе адаптивного физического воспитания» 10.Индивидуальная программа обучения двигательному действию по одной из следующих задач: а) Обучить прыжку через скакалку; б) Обучить ходьбе по гимнастической скамейке; в) Обучить броску мяча над собой с последующей ловлей. Условия: учащиеся в возрасте 8-10 лет с умственной отсталостью, нарушением слуха, зрения, недоразвитием конечностей - выбрать одну нозологическую группу. 11. Сценарий праздника в рамках адаптивной двигательной рекреации для детей с нарушениями в развитии. Праздник может проводиться в любое время года. Его цель - отдых, содержательное эмоциональное развлечение, неформальное общение, проявление активности и познания, проверка собственных возможностей. При организации праздника необходимо продумать девиз, эмблемы, оформление, музыку, награждение, сюрпризы и т.п., привлечь к участию родственников, волонтеров и других помощников. Праздники могут быть предназначены для одной нозологической группы школьников или быть интегрированными, объединяющими детей с разными нарушениями, а также здоровых детей и взрослых. Тематика праздников: Праздник «Нептуна» на воде в летнем оздоровительном лагере. Праздник «Масленица» - проводы русской зимы (с блинами, ярмаркой, развлечениями, соревнованиями). «Мы поедем, мы помчимся» - зимний праздник с катанием на лыжах, санках, «ватрушках», строительством крепости и «снежной бабы». «Разноцветное лето» - туристский поход за город с палатками, песнями, играми, соревнованиями и т.п. «Юнга в море» - сюжетно- ролевая игра с фантастическими образами, полосой препятствий и нетрадиционным оборудованием. «Танец листьев» - осенняя прогулка с младшими школьниками в лесопарковую зону. Студент может предложить собственный сюжет и подготовить по нему сценарий. 12. Комплексы утренней гимнастики для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом ведущего нарушения. 13.. Комплексы физкультминуток для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом ведущего нарушения. 14.. Картотека подвижных игр на переменах для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом ведущего нарушения
Раздел 3. Организационно методические основы адаптивного физического воспитания обучающихся в условиях реализации АООП 1.Мультимедийная презентация «Методы и приемы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями учителем адаптивной физической культуры» 2. Доклад и мультимедийная презентация «Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития обучающихся с нарушением зрительного анализатора». 3. Доклад и мультимедийная презентация «Использование и развитие сохранных анализаторов, особенности регулирования психофизической нагрузки». 4. Кластер «Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния». 5. Кластер «Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей». 6. Методические рекомендации «Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста». 7. Кластер «Методика активизации познавательной деятельности глухих детей в процессе адаптивного физического воспитания». 8. Доклад и мультимедийная презентация «Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей». 9. Кластер «Направления коррекции в процессе адаптивного физического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта» 10. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекция ходьбы». 11. Доклад и мультимедийная презентация «. Коррекция бега». 12. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекция прыжков.» 13. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекция метания». 14 Доклад и мультимедийная презентация. «Коррекция и развитие мелкой моторики рук». 15. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекция расслабления». 16. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекция осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия». 17. Доклад и мультимедийная презентация «Формирование произвольного поведения. Развитие мелкой моторики рук». 18.Примерный образовательный маршрут на уроке адаптивной физической культуры (зависимости вида АООП) 19. Анализ урока физической культуры с учетом направленности образовательной АООП 20. Анализ индивидуального коррекционного занятия с учетом ведущего нарушения у учащегося 21. Реферат и мультимедийная презентация «Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии». 22. Кластер «Формы обучения родителей: лекции; консультации; организация «уголков» для родителей; открытые уроки; коррекционно-развивающие занятия; обучение родителей; составление индивидуальных программ; организация силами родителей и детей спортивных праздников; практические занятия детей вместе с родителями». 23.Доклад и мультимедийная презентация «Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения. 24.. Доклад и мультимедийная презентация «Особенности развития физических способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха». 25.Доклад и мультимедийная презентация «Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими умственную отсталость». 26.Аннотация монографии М. Акош, К.Акош «Кондуктивная педагогика» 27.. Сборник примерных комплексов упражнений при детском церебральном параличе 28.. Аннотация работы М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, Е.М.Мастюковой «Воспитание детей с ДЦП в семье». 29.Конспект родительского собрания «Оптимизация двигательной активности детей в семье» 30.. Аннотация монографии Гилберт К., Питерс Т. «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие».
Раздел 4 «Предметно- развивающая среда в процессе адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях 1.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (стойкое нарушение зрительного анализатора) с учетом: -условий для формирования предметно-игровых действий -условий для подвижной игры - условий для коррекции двигательных нарушений. 2.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (стойкое нарушение слуха) с учетом: -условий для формирования предметно-игровых действий - условий для подвижной игры - условий для коррекции двигательных нарушений. 3.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) с учетом: -.условий для формирования предметно-игровых действий - условий для подвижной игры - условий для коррекции двигательных нарушений. 4.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) с учетом: -условий для формирования предметно-игровых действий -условий для подвижной игры -условий для коррекции двигательных нарушений.  

Планирование межсессионных контрольных работ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: