Виды функциональных асимметрий головного мозга




 

Слово аcимметрия в данном случае обозначает отсутствие симметрии мозговых полушарий. Билатеральная асимметрия - это такой тип асимметрии, при которой правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве. Каждый из таких зеркальных (энантиоморфных) объектов несет в себе черты, отличающие его от другого зеркального объекта только при сравнении с этим другим.

Типология асимметрий предполагает несколько оснований для классификаций. У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, т.е. доминирование активности структур одного полушария, и функциональную - специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

По характеру проявления можно выделить три вида асимметрий: моторную, сенсорную и психическую.

Моторная асимметрия

Представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Сенсорная асимметрия

Под cенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Однако с точки зрения такой асимметрии далеко не в равной мере изучены зрение, слух, осязание, обоняние, вкус человека. Сенсорные асимметрии (как и моторные) проявляются не изолированно, а только в целостной нервно-пcихической деятельности человека [2, с. 274].

Психическая асимметрия

Определение этой асимметрии более трудно. Она представляет собой неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической деятельности.

Моторные и сенсорные процессы человека, по всей вероятности, резко дифференцируется, когда они проявляются в сочетании с психическими процессами.

Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы. Они составляют для одного из двух главных видов познания человека - познания с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания с органами чувств. Психические процессы, зависимые от левого полушария, тесно соотносятся с двигательными асимметриями. Здесь уже дифференцируются психомоторные процессы.

Наиболее высокоорганизованным видом психомоторной деятельности является процесс формирования речи. Только на основе речи стало возможным формирование принципиально нового - абстрактного познания.

Это означает, что человек становится способным познать то, чего нет сейчас и здесь, чего он никогда в прошлом не видел, не слышал, не осязал; он приобретает способность приобщиться к общечеловеческому опыту, накопленному всеми предыдущими поколениями человечества знаниями.

Во втором плане определения психической асимметрии понимается нарушение симметрии собственно психических процессов - психосенсорных и психомоторных. Если в первом плане они выглядят различными по тому, что первые зависимы от функционирования правого, а вторые - от левого полушария мозга, то во втором плане они представляют различными по времени их формирования. Психосенсорные процессы формируются в настоящем времени при постоянном сопоставлении получаемых сейчас чувственных образов с образами прошлых восприятий субъекта [2, с. 274].

 


Определение функциональной асимметрии конечного мозга

 

Цель и задачи исследования

 

На основании изученного материала о латерализации функций большого мозга, была поставлена следующая цель: практически определить функциональную асимметрию большого мозга.

Задачи:

- Выявить доминантное полушарие;

Определить особенности высших психических функций у людей с доминированием правого или левого полушария.

 

Методика исследования

 

В экспериментальном исследовании приняли участие студентки 3 курса естественно-географического факультета.

Для решения поставленных задач проведено тестирование на определение двигательной и сенсорной асимметрии по результатам которого была рассчитана общая функциональная асимметрия конечного мозга.

«Определение функциональной асимметрии конечного мозга»

Условие: левый признак оценивается отрицательно (-1), нечетко выраженный левый признак (-0,5), неопределенный =0, нечетко выраженный правый признак (+0,5), четко выраженный правый признак (+1). Входе работы проводятся ряд тестов, требующих простых расчетов - вычисление среднего арифметического. Знак балла при этом терять нельзя.

Двигательная асимметрия (ДА):

1. Определите асимметрию рук (АР) используя тесты:

А) Тест «Замок» - сцепите пальцы в замок, доминирует та рука, большой палец который оказался сверху (Правая +1, левая -1).

Б) Тест «Поза Наполеона» - сложите руки на груди, доминирует та рука, которая оказалась сверху.

В) Тест «Хлопок» - похлопайте в ладоши, как бы аплодируя. Доминирует та рука, которая идет более активно и сверху.

Г) Тест «Пишущая рука» - доминирует та рука, которой человек пишет или рисует. Если он владеет обеими руками, то доминирует та, которую он использует чаще.

Д) Тест «Зубная щетка» - предлагается вспомнить, в какой руке находится зубная щетка, когда испытуемый чистит зубы. Эта рука считается доминирующей.

Вычислите АР сложив все баллы по тестам, с учетом знака, и разделив сумму на количество тестов (5).

2. Определите асимметрию ног (АН) по тестам:

А) Тест «Закидывание ноги» - сидя, закиньте ногу на ногу. Та нога, которая оказалась сверху, ведущая.

Б) Тест «Шаг» - из положения стоя, пройдите 1-2 м, та нога, с которой человек пошел, является ведущей.

В) Тест «Прыжок» - из положения стоя подпрыгните несколько раз на 1 ноге. Та нога, на которой человек начинает прыгать - ведущая.

Вычислите АН как среднее арифметическое.

Рассчитайте ДА как среднее арифметическое между АР и АН с учетом знака: АД=(АР+АН):2

Сенсорная асимметрия (СА):

3. Асимметрия зрения (АЗ) определяется по тестам:

А) Тест «Память» - испытуемому предлагается вспомнить любимую книгу, фильм, картину, время года и т.п. При этом экспериментатор смотрит испытуемому прямо в глаза и отмечает, в какую сторону он их отвел при воспоминании. Доминирует тот глаз, в сторону которого произошло смещение.

Б) Тест «Прицеливание» - испытуемому предлагается взять карандаш в вытянутую прямую руку и прицелиться двумя глазами на любой маленький предмет (удаленный на 2 м). Затем закрыть один глаз, и снова прицелиться. Повторить с другим глазом. Доминирует глаз, при закрытии которого карандаш смещается максимально.

Рассчитайте АЗ как среднее арифметическое.

4. Асимметрия слуха (АС):

А) Тест «Часы» - перед испытуемым ставятся механические часы. Предлагают поднести к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо доминирует.

Б) Тест «Телефон» - необходимо вспомнить, к какому уху подносит трубку человек, это ухо доминирует.

Рассчитайте АС как среднее арифметическое.

5. Асимметрия тактильная (АТ):

А) Тест «Кисть» - испытуемому предлагают вытянуть руки вперед ладонями вверх и ощутить их вес. Та кисть, которая кажется тяжелее - ведущая.

Б) Тест «Щека» - акварельной или косметической кисточкой производят легкое касание к щекам испытуемого по очереди несколько раз. Щека, которая ощущает касание сильнее - ведущая.

Рассчитайте АТ как среднее арифметическое.

Рассчитайте СА как среднее арифметическое между АЗ, АТ и АС с учетом знака: СА=(АЗ+АС+АТ):3

6. Рассчитайте общую функциональную асимметрию (ОА) по формуле:

 

ОА= (ДА+СА) x 100%

 

Объяснение:

1) От -100% до -50% - полное или почти полное левшество (доминирует правое полушарие).

2) От -50% до -10% - выраженное левшество.

) От -10% до +10% - амбидекстр (неопределенный).

) От +10% до +50% - выраженное правшество.

) От +50% до +100% - сильное, полное правшество (доминирует левое полушарие). [10, с. 91-92]

1 тип - отличается любовью к природе, творческой активностью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитивное, трудно подвергающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам, при малейшее давлении могут давать невротические реакции. Склонны к алкоголизму и наркомании. Часто встречаются среди хронических больных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с разными формами инфантильности, задержек развития, нарушениями речи, координации тонких, точных движений.

2 тип - имеет сходные характеристики, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие ярче. Возможны неврозы. Фобии, заикание и т.п. Степень социальной адаптации умеренная.

3 тип - распадается на две группы.

группа - слабо дифференцированные - по всем частным симметриям значения близки к 0. представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные. Весьма вероятна задержка развития.

группа - разносторонние - по всем частным симметриям значения большие, но взаимно компенсирующие. Такие люди легко адаптируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения.

4 тип - хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо планируют деятельность и достигают цели.

5 тип - отличается стремлением к жестокой логике и поведению, доминированию во всем. Стремление к «правде» приводит к многочисленным конфликтам с людьми и природой, что выражается в виде неожиданных событий «катастрофического» типа. Трудоголики, эмоциональная сфера которых слабо развита, интуиции не доверяют. При накоплении проблем могут резко перейти в патологию и стать похожими на людей 1 типа [8, с. 383].

 

Таблица 2. Особенности высших психических функций у людей с доминированием правого или левого полушария

Левое полушарие (ЛП) Правое полушарие (ПП)
Склонен к логическому мышлению Склонен к конкретному мышлению
Абстрактное мышление, мышление символами Образное мышление
Речистый, речь быстрая, большой словарный запас Не очень разговорчив
Большая двигательная активность Медлителен
Вербальный анализ Невербальный анализ
Целеустремленность Склонен к созерцательности
Способен к прогнозированию Склонен к воспоминаниям
Рационален Эмоционален, интуитивен
Аналитический склад ума Синтетический склад ума, целостное восприятие (гештальт)
Анализирует временную последовательность событий Осуществляет пространственный анализ
Восприятие дискретное Восприятие непрерывное
Западный техницизм Восточный мистицизм
Индуктивная обработка информации Дедуктивная обработка информации
Локальное представительство в мозге Диффузное представительство в мозге
Мышление направлено в будущее Мышление направлено в прошлое
Тяготеет к теоретической деятельности Тяготеет к практической деятельности

 

Результаты исследования

 

Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА): Расчетная таблица для ДА:


Студентка №1

№ теста АР - балл за тест АН - балл за тест
1. -1 -1
2. +1 -1
3. -1 -1
4. -1  
5. +1  
Сумма баллов -1 -3
Среднее значение -0,2 -1

 

ДА=(-0,2+(-1)):2=-0,6

Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА): Расчетная таблица для СА:

 

Студентка №1

№ теста АЗ - балл за тест АС - балл за тест АТ - балл за тест
1. +1 -1 -1
2. -1 -1 -1
Сумма баллов   -2 -2
Среднее значение   -1 -1

СА=(0+(-1)+(-1)):3=-0,6

Расчет общей функциональной асимметрии (ОА):

ОА= -0,6+(-0,6) х100% = - 60%

Вывод: У студентки №1 преобладает полное или почти полное левшество (доминирует правое полушарие). Она относиться к 1 типу - отличается любовью к природе, творческой активностью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитивное, трудно подвергающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам, при малейшее давлении могут давать невротические реакции. Склонны к алкоголизму и наркомании. Часто встречаются среди хронических больных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с разными формами инфантильности, задержек развития, нарушениями речи, координации тонких, точных движений.

Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА):

Расчетная таблица для ДА:

 

Студентка №2

№ теста АР - балл за тест АН - балл за тест
1. +1 -1
2. +1 +1
3. -1 +1
4. +1  
5. +1  
Сумма баллов    
Среднее значение -0,6 -0,3

 

ДА=(0,6+(-0,3)):2= 0,15

Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА): Расчетная таблица для СА:

 

Студентка №2

№ теста АЗ - балл за тест АС - балл за тест АТ - балл за тест
1. -1 -1 -1
2. -1 -1 -1
Сумма баллов -2 -2 -2
Среднее значение -1 -1 -1

 

СА=(-1+(-1)+(-1)):3= -1

Расчет общей функциональной асимметрии (ОА): ОА=(0,15+(-1)) х100% = -42,5%.

Вывод: У студентки №2 выраженное левшество. Она относиться ко 2 типу и имеет сходные характеристики с 1 типом, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие ярче. Возможны неврозы. Фобии, заикание и т.п. Степень социальной адаптации умеренная.

Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА): Расчетная таблица для ДА:

 

Студентка №3

№ теста АР - балл за тест АН - балл за тест
1. -1 +1
2. -1 +1
3. +1 +1
4. +1  
5. +1  
Сумма баллов    
Среднее значение 0,2  

 

ДА=(0,2+1):2=0,6

Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА):Расчетная таблица для СА:

 

Студентка №3

№ теста АЗ - балл за тест АС - балл за тест АТ - балл за тест
1. +1 +1 -1
2. -1 +1 -1
Сумма баллов     -2
Среднее значение     -1

СА=(0+1+(-1)):3=0

Расчет общей функциональной асимметрии (ОА): ОА=(0,6+0) х100%= +30%. Вывод: У студентки №3 выраженное правшество. Она относиться к 4 типу, у неё хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо планирует деятельность и достигает цели.


Заключение

 

Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга человека [1, с. 133]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами.

Мозг представляет cобой двухмашинный комплекс, одна подсистема которого (левое полушарие) специализирована на работе с дискретной информацией. Реализуя поcледовательное аналитическое восприятие сигналов, она осуществляет формально-логическое мышление. Другая подсистема (правое полушарие), специализированная на работе с непрерывной информацией и проводящая на основе синтетического восприятия параллельную обработку сигналов, выполняет наглядно-образное мышление.

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эcтетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеcтву [3].

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

 


Список литературы

мозг латерализация полушарие двигательный

1) Бианки, В.Л. Асимметрия мозга животных [Текст] / В.Л. Бианки СПб.: Наука, 1985. - 295 с.

) Брагин, Н.Н. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н.Н Брагин, Т.А. Доброхотова М.: Медицина, 1988. - 468 с.

) Вейн, А. Мозг и творчество/ А. Вейн // Наука и жизнь. -1983. - №3.

) Кондрашихина, О.А. Дифференциальная психология - [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://psyera.ru/2477/mezhpolusharnaya-asimmetriya-mozga - Проверено: 10.04.1014

) Леутин, В.П. Психофизиологические механизмы, адаптации и функциональная асимметрия мозга [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. Новосибирск: Наука, 1988.-368 с.

) Макарьев, И.С. Если ваш ребенок - левша [Текст] / И.С. Макарьев. - СПб.: Лань 1995. -80 с.

) Николаева, Е.И. Психофизиология [Текст] / Е.И. Николаева. М.: ПЕР СЭ; Логос 2003. -624 с.

) Общий курс человека и животных [Текст] / В 2 кн. кн. 1/под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: Высшая школа 1991. -509 с.

) Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / М.: Центр 1996. -332 с.

) Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000. -128 с.

) Спрингер, С., Дейч, Г., Левый мозг, правый мозг: Перевод с английского. [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир 1983. -256-с.

) Фокин, В.Ф. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии [Текст] / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Функциональная межполушарная асимметрия; под ред. Н.Н. Боголеповой, В.Ф. Фокиной. М.: Научный мир 2004. -728 с.

) Харитонов, В.М. Антропология [Текст] / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година. М: ВЛАДОС 2004. -272 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: