Б) Политико-правовая идеология национал-социализма





В начале 20-х гг. ХХ века в Германии, по­терпевшей поражение в Первой мировой войне, обреме­ненной множеством экономических и социальных трудно­стей, политических и идеологических конфликтов, возник­ло национал-социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движение вы­ступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах национал-социализма.

С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты сто­яли у власти, непосредственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве испо­ведуемые ими принципы.

В структуре германской политической общности бе­зоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашиз­ма признавалась их партия — Национал-социалистичес­кая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура — НСДАП).

По убеждению национал-социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) герман­ской политической общности. Она имеет тройственное чле­нение. Ее образуют: 1) "движение" (т. е. национал-социали­стическая немецкая рабочая партия); 2) "государство" (соб­ственно государственный аппарат); 3) "народ" (т. е. немцы, организованные в различные непартийные и негосу­дарственные объединения).

Диктат нацистской партии над государством предла­галось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на "унификацию" партии и государства. Точ­нее говоря, на срастание нацистской партии с государ­ством и на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под "унификацией" понималось проведение комплекса определенных практических мер:

1) назначение на все мало-маль­ски заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии (принадлежность к ней — первая и важнейшая привилегия при занятии государственной дол­жности);

2) сосредоточение на самом верху политической пи­рамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках;

3) узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государ­ственными органами, их кадрами и деятельностью;

4) пере­дача государственных функций органам нацистской партии;

5) слияние родственных, "однопрофильных" государствен­ных и партийных формирований;

6) установление государ­ственной платы (подобно жалованью чиновникам) партий­ным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой.

Фашистско-партийному государству, по мнению его конструкторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового государ­ства, которое они отвергали как противное природе гер­манской нации установление. Руководство таким государ­ством должно было осуществляться (либо уже осуществ­лялось) исключительно вождем (фюрером) — Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или "фю­рер-принцип", также входит в ядро фашистской идеоло­гии.

Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер — оли­цетворение верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Для них вождизм — наилучшая форма организации власти, упорядочения вла­стных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника — начальни­ка, который самолично и правильно решает все, отнесен­ное к его компетенции. Свою власть он получает от выше­стоящего начальствующего лица, от него полностью зави­сит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие пред­ставительные учреждения, тем более "низы", не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствую­щих лиц (т. е. "фюреров" разных рангов).

На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура — фюрер, вождь. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Поэтому авто­ритет его непререкаем, власть безгранична. Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и лич­ностный характер. Вождь — харизматический лидер. Бес­прекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать его власть, его служение идее народа.

Субстратом (основой) государственности выступает "народ", "народная общность". Нацисты уверяли, будто "народ" для них — основополагающая ценность.

С проникновением нацистских идей в германскую юрис­пруденцию она стала радикально меняться и быстро ут­рачивать черты профессионального научно-правового зна­ния, приходить в упадок. Национал-социалистски ориен­тированные авторы яростно атаковали мировоззренческие устои традиционной европейской теории права: рациональ­ное мышление, искусство аргументации, открытость кри­тике, толерантность (терпимость), отсутствие национальных барьеров и т. п.

В чем же все-таки заключается специфика национал-социалистического правопонимания?

Признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Заявление, что нет никакого индивидуального, при­надлежащего личности "прирожденного права", а существует лишь народно-расовое, детерминируемое расой право. Измышление зависимости природы права от биоло­гической материи особого рода (расы), от воли людей ("арийцев"), скроенных из подобной материи, понадоби­лось "для научного" обоснования концепции "особого пра­ва", расхожей среди нацистских правоведов. Провозглашенная нацистами максима: право есть про­дукт расы, и потому им могут обладать, быть его носите­лями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, "народной общности" — логически оставляла за предела­ми правового общения значительные группы граждан государства.

Нацистские правоведы, взявшие на вооружение "фю­рер-принцип", видели в вожде единоличного творца пра­ва. Потому они держались такой позиции: вопрос о том, что является правом либо неправом, зависит исключитель­но от ответа (решения) фюрера, ибо он — единственный источник права германской нации. По их мнению, фюрер, вынося соответствующие решения относительно права, формулирует "народные законы жизни", которые не под­чиняются каким-либо абстрактным правовым постулатам. "Все, что полезно народу, есть право; все, что ему вре­дит, — не право".

Втеснив в общественное сознание (в том числе — в юридическую теорию) свое антинаучное, иррационалистическое правопонимание, национал-социалисты одновре­менно поставили крест и на правосудии как таковом. Преж­де всего они лишили судебную власть подобающей ей са­мостоятельности, независимости. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Принцип "нет наказания без закона" был заменен постулатом "нет преступления без наказания". И это при том, что многие составы преступлений нарочито формулировались крайне расплывчато; таким образом открывался простор для произвола судей.

Фашистские идеологи выдвигали тезис, согласно ко­торому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно "наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа". Судьям пред­писывалось при принятии решений "в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества".

в) Концепции плюралистической демократии

Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением со­циальной структуры капиталистического общества, формировани­ем многопартийных систем в промышленно развитых странах.

Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выра­жать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демо­кратии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства и добиваются защиты своих интере­сов с помощью альтернативных (негосударственных) организаций — профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр.

С развернутым обоснованием идеала плюралистической демо­кратии выступил Гарольд Ласки (1893—1950) — видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулиро­вал такие понятия, как "плюралистическая теория государства" и "политический плюрализм", которые были восприняты последую­щими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований.

По мере утверждения капитализма, государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы ча­стных собственников. Ласки называл такое государство монистичес­ким. Представительные учреждения (парламент и органы местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в единую систему институтов, защищающих обладателей собственности. В странах парламентской демократии, писал Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, формальный характер. Отсюда Ласки был сделан общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой".

Утверждение свободы теоретик связывал с установлением но­вого общественного строя — промышленной демократии. Описывая будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собственность в нем сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет "плюралистическое государство", в ко­тором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов — производственные ассоциации (например, корпорация железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, независимые церкви. Тем самым произойдет диспер­сия (рассеяние) государственного суверенитета: политическая власть рассредоточится по многочисленным объединениям, представляю­щим различные социальные интересы. Увеличение числа центров власти отразит федеративную природу общества, его дифференци­рованную социальную структуру.

Аргументируя эти положения, Ласки подверг критике предше­ствующие учения о государственном суверенитете (Ж. Боден, Т. Гоббс), об общей воле государства (Ж.-Ж. Руссо) и о праве как выражении воли суверена (Дж. Остин). Не согласился Ласки и с концепциями правового государства. Для того чтобы стать правовым, современному государству необхо­димо признать и обеспечить своим гражданам такие естественные права человека, как право на прожиточный минимум и достаточ­ный досуг, право объединяться для совместных социальных действий.

Ранние сочинения Ласки содержат программу мирного пере­хода к промышленной демократии. С середины 30-х гг. его взгляды претерпели существенную эволюцию под влиянием изменений, про­исшедших в расстановке социально-политических сил. В годы Второй мировой войны Ласки пришел к убеждению, что господство буржуазии, опи­рающееся на военную машину, может быть ниспровергнуто лишь путем насильственной революции.

Иную трактовку идеи политического плюрализма получили в неолиберальных доктринах (самые ранние концепции: институционализм М. Ориу во Франции, теория групп давления А. Бентли в США). Призывая государство к проведению активной экономичес­кой политики, неолибералы в то же время предвидели, что она спо­собна обернуться режимом "наибольшего благоприятствования" для отдельных предпринимателей и корпораций. С учетом этого идео­логи неолиберализма изыскивали дополнительные средства, кото­рые препятствовали бы государственному вмешательству перерас­ти отведенные ему рамки гаранта стабильного развития экономики. Решающая роль среди таких средств принадлежала политическо­му обеспечению частных интересов, нейтрализации государствен­ной власти автономными социальными институтами.

Морис Ориу (1856—1929), основоположник теории институционализма, был профессором и деканом факультета права Тулузского университета. Его труды оставили заметный след в истории социологии и юридической науки.

Французский юрист рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Если пер­воначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она пред­стает уже институтом. Отличительным признаком института Ориу считал именно направляющую идею.

По определению Ориу институт — это идея дела или предпри­ятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммер­ческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь — на идее сострадания. Государство, подчеркивал Ориу, реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов. С течением времени институты приобретают устойчивый характер и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.

Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как свое­образные идеальные модели социальных отношений. Различие меж­ду ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы (включены) в со­циальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной орга­низации и могут применяться в рамках любых объединений.

Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. Понятия власти, управления, права в его доктрине были распространены на все корпоратив­ное институты. Социальные формирования тем самым были приравнены друг к другу, изображались явлениями одного порядка.

В отличие от Ласки, наполнившего концепцию плюрализма идеями социализации управления и рабочего контроля над произ­водством, Ориу рассматривал корпоративные институты как инст­рументы упрочения капиталистического строя. Теория институтов отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия.

Необходимость этого Ориу объяснял тем, что частные предприниматели стремятся к накоплению капиталов и концентрации в своих руках экономической власти. Свобода пред­принимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению равновесия в обществе. Как и другие идеологи неолиберализма, Ориу доказывал необходимость "признать государственное вмешательство, которое явится политическим вмешательством в целях поддержа­ния порядка и не будет претендовать на то, чтобы превратить госу­дарство в экономическую общность". В свою очередь осу­ществление этой политики потребует дополнительных противовесов по отношению к правительственной власти.

Государство, согласно концепции Ориу, должно стать публич­ной службой либерального порядка. Задача государства — направ­лять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной по­среднической силой.

Вопрос о соотношении государства и других социальных инсти­тутов Ориу решал по формуле "первый среди равных". Настало время, писал он, "рассмотреть государство не как суверенитет, но как институт институтов".

В послевоенный период идейное содержание теории полити­ческого плюрализма значительно расширилось. Большое место в ней было отведено критике тоталитарных режимов. Идеологи либеральной демократии в связи с этим подчеркивали преимущества многопартийной политической си­стемы, усилили аргументацию в защиту идейного и мировоззрен­ческого плюрализма, принципов терпимости по отношению к сто­ронникам иных политических взглядов, права граждан на оппо­зицию.

60. Современная политико-правовые концепции в США



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: