Примеры умножения и деления




Алгебра 17.11 8 класс

Тема: Умножение дробей. Возведение дробей в степень. Деление дробей. Преобразование рациональных выражения. Функция у = к/х и ее график.

Ход урока

1. Правила умножения и деления обыкновенных и алгебраических дробей

Пра­ви­ла умно­же­ния и де­ле­ния ал­геб­ра­и­че­ских дро­бей аб­со­лют­но ана­ло­гич­ны пра­ви­лам умно­же­ния и де­ле­ния обык­но­вен­ных дро­бей. На­пом­ним их:

То есть, для того, чтобы умно­жить дроби, необ­хо­ди­мо умно­жить их чис­ли­те­ли (это будет чис­ли­тель про­из­ве­де­ния), и умно­жить их зна­ме­на­те­ли (это будет зна­ме­на­тель про­из­ве­де­ния).

Де­ле­ние на дробь – это умно­же­ние на пе­ре­вёр­ну­тую дробь, то есть, для того, чтобы раз­де­лить две дроби, необ­хо­ди­мо первую из них (де­ли­мое) умно­жить на пе­ре­вёр­ну­тую вто­рую (де­ли­тель).

Примеры умножения и деления

При­мер 1

Рас­смот­рим умно­же­ние и де­ле­ние ал­геб­ра­и­че­ских дро­бей.

При­мер 2

При­мер 3

От­ме­тим, что со­кра­щать дроби после умно­же­ния можно и даже нужно по тем же пра­ви­лам, ко­то­рые мы до этого рас­смат­ри­ва­ли на уро­ках, по­свя­щён­ных со­кра­ще­нию ал­геб­ра­и­че­ских дро­бей. Рас­смот­рим несколь­ко про­стых при­ме­ров на част­ные слу­чаи.

При­мер 4

При­мер 5

Рас­смот­рим те­перь несколь­ко более слож­ных при­ме­ров на умно­же­ние и де­ле­ние дро­бей.

При­мер 6

При­мер 7

При­мер 8

При­мер 9

При­мер 10

При­мер 11

Примеры умножения и деления алгебраических дробей (сложные случаи)

До этого мы рас­смат­ри­ва­ли дроби, в ко­то­рых и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель яв­ля­лись од­но­чле­на­ми. Од­на­ко в ряде слу­ча­ев необ­хо­ди­мо пе­ре­мно­жить или по­де­лить дроби, чис­ли­те­ли и зна­ме­на­те­ли ко­то­рых яв­ля­ют­ся мно­го­чле­на­ми. В этом слу­чае пра­ви­ла оста­ют­ся та­ки­ми же, а для со­кра­ще­ния необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать фор­му­лы со­кра­щён­но­го умно­же­ния и вы­не­се­ние за скоб­ки.

При­мер 1

Числитель и знаменатель дроби сократили на выражение (а-в) и (с+d)

При­мер 2

Числитель и знаменатель дроби сократили на выражение (c-d)

При­мер 3

При делении первую дробь оставили, а вторую перевернули, то есть деление заменили умножением

При­мер 4

Числитель m^2- n^2 = (m-n)(m+n)

3m+3n = 3(m+n) – 3 вынесли за скобку

5n- 5m = 5(n-m)

Сократили числитель и знаменатель на 3 и (m+n)

В выражении n-m минус вынесли за скобку и записали –(m-n) и сократили на (m-n)

При­мер 5

На дан­ном уроке мы рас­смот­ре­ли пра­ви­ла умно­же­ния и де­ле­ния ал­геб­ра­и­че­ских дро­бей, а также при­ме­не­ние этих пра­вил для кон­крет­ных при­ме­ров.

Правила возведения дробей и целых выражений в натуральную степень с элементарными примерами

Пра­ви­ло воз­ве­де­ния обык­но­вен­ных и ал­геб­ра­и­че­ских дро­бей в на­ту­раль­ную сте­пень:

При­мер 1. .

Как видно из при­ме­ра, воз­ве­де­ние дроби в сте­пень – это част­ный слу­чай умно­же­ния дро­бей, что изу­ча­лось на преды­ду­щем уроке.

При­мер 2. а) , б) – минус ухо­дит, т. к. мы воз­ве­ли вы­ра­же­ние в чет­ную сте­пень.

Ответ. ; .

Для удоб­ства ра­бо­ты со сте­пе­ня­ми вспом­ним ос­нов­ные пра­ви­ла воз­ве­де­ния в на­ту­раль­ную сте­пень:

про­из­ве­де­ние сте­пе­ней;

– де­ле­ние сте­пе­ней;

– воз­ве­де­ние сте­пе­ни в сте­пень;

– сте­пень про­из­ве­де­ния.

При­мер 3. – это из­вест­но нам еще с темы «Воз­ве­де­ние в сте­пень целых вы­ра­же­ний», кроме од­но­го слу­чая: не су­ще­ству­ет.

Простейшие примеры на возведение алгебраических дробей в натуральную степень

Далее рас­смот­рим при­ме­ры по­слож­нее.

При­мер 4. Воз­ве­сти дробь в сте­пень .

Ре­ше­ние. При воз­ве­де­нии в чет­ную сте­пень минус ухо­дит:

.

Ответ. .

При­мер 5. Воз­ве­сти дробь в сте­пень .

Ре­ше­ние. Те­перь поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми воз­ве­де­ния сте­пе­ни в сте­пень сразу без от­дель­но­го рас­пи­сы­ва­ния:

.

Ответ. .

Те­перь рас­смот­рим ком­би­ни­ро­ван­ные за­да­чи, в ко­то­рых нам будет необ­хо­ди­мо и воз­во­дить дроби в сте­пень, и умно­жать их, и де­лить.

При­мер 6. Вы­пол­нить дей­ствия .

Ре­ше­ние. . Далее необ­хо­ди­мо про­из­ве­сти со­кра­ще­ние. Рас­пи­шем один раз по­дроб­но, как мы это будем де­лать, а затем будем ука­зы­вать ре­зуль­тат сразу по ана­ло­гии: . Ана­ло­гич­но (или по пра­ви­лу де­ле­ния сте­пе­ней) . Имеем: .

Ответ. .

При­мер 7. Вы­пол­нить дей­ствия .

Ре­ше­ние. . Со­кра­ще­ние осу­ществ­ле­но по ана­ло­гии с при­ме­ром, разо­бран­ным ранее.

Ответ. .

При­мер 8. Вы­пол­нить дей­ствия .

Ре­ше­ние. . В дан­ном при­ме­ре мы еще раз более по­дроб­но рас­пи­са­ли про­цесс со­кра­ще­ния сте­пе­ней в дро­бях, чтобы за­кре­пить этот спо­соб.

Ответ. .

При­мер 9. Вы­пол­нить дей­ствия .

Ре­ше­ние. В дан­ном при­ме­ре уже про­пу­стим от­дель­ное умно­же­ние дро­бей, а сразу вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом их умно­же­ния и за­пи­шем под один зна­ме­на­тель. При этом сле­дим за зна­ка­ми – в ука­зан­ном слу­чае дроби воз­во­дят­ся в чет­ные сте­пе­ни, по­это­му ми­ну­сы ис­че­за­ют. В конце вы­пол­ним со­кра­ще­ние.

.

Ответ. .

При­мер 10. Вы­пол­нить дей­ствия .

Ре­ше­ние. В дан­ном при­ме­ре при­сут­ству­ет де­ле­ние дро­бей, вспом­ним, что при этом пер­вая дробь умно­жа­ет­ся на вто­рую, но пе­ре­вер­ну­тую.

.

Ответ. .

График функции y=k\x

Функция вида y=k\x,где k- число,k не равно нулю, х- переменная называется обратной пропорциональностью

Построим график функции y=4/x

Построим график по данным точкам

График функции y=k\x называют гиперболой.

K=4,k>0. График расположен в первой и третьей четверти

Сейчас рассмотрим случай при k<0, например, при k=−4. Тогда функция задана формулой y=−4x, построим её график.

График функции y=−f(x) симметричен графику функции y=f(x) относительно оси x. Таким образом, график функции y=−4x симметричен графику y=4x относительно оси x. Получится гипербола, ветви которой находятся во II и IV координатных углах.

1.Запиши коэффициент обратной пропорциональности для функции y=62\x.

k = 62

2.Определи, в каких четвертях расположен график функции y=−93\x

K=-93 k<0

Расположен во второй и четвертой четверти

3. Графиком какой функции является гипербола?

Ответ:y= - 8\x

 

ни одной из данных

y=−8\x

y=−(x+1)\8

y=8x^2

y=−1x

 

Домашнее задание

Выслать 15.11.21

Изучить пункты 5,6 и 8

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: