Форма правления (разд. Материал)




 

Форма правления — это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.

Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие — в способах формирования институтов высшей власти. Монархия — власть наследственная, единоличная и бессрочная (пожизненная);

- республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Монархиями являются четвертая часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям. Вместе с тем, большинству современных людей свойственны рационалистическое сознание и приверженность республике.

Республика (от лат. Respublika — дело общественное) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

К характерным признакам следует отнести следующее:

• широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;

• участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов — всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;

• разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;

• избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени (по поручительству, мандату) народа;

• наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть.

Исполнительная (административная) власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность.

Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо:

1) осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка;

2) имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

3) имеет предметный характер: опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений, награждений, распределений материальных и духовных благ и др.;

4) использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Закон, впрочем, всегда оставляет «свободное поле» для административной власти, возможность действовать по усмотрению. Злоупотребление полномочиями, самоуправство — деформация государственной власти, которая может привести к демонии административной власти.

Демония административной власти — термин введен немецким политологом Риттером (1888—1967) — особое психологическое состояние руководителей, самоуверенно полагающих, что с помощью административной власти можно преодолеть любые препятствия и достичь цели. Это, по выражению Ф.М. Достоевского, состояние «административного восторга». Гай Юлий Цезарь в конце жизни дошел до такой степени заносчивости, что любое свое слово приказывал считать законом. Демония — это одержимость, заключает в себе опасную разрушительную силу, бесконтрольное использование правительством административной власти для достижения поставленной цели, не всегда отвечающей здравому смыслу. «Цезарь безумствует», — так говорили французы о Наполеоне, глядя на высокие горы ситцев, бочек сахара, кофе, какао, которые обкладывались по его приказу горючим веществом и сжигались — шла континентальная блокада.

Именно в силу огромного влияния на жизнь общества исполнительная власть во всех республиках имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью, выступает как вторичная власть. Это проявляется в следующем.

• Правительство в своем составе (кабинет министров, совет министров или другое название руководящего органа исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии.

• Правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом. С этих позиций рассмотрим каждый из трех видов республиканской формы правления.

1. Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

• Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства только перед парламентом.

Глава правительства назначается парламентом (как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии).

Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельных партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способности к принятию управленческих решений. Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде.

• Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства — президента или монарха.

• Президент в парламентской республике — «слабый» президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что он усваивает функции монарха: царствует, но не правит.

• Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.

• Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.

Политологи насчитывают в числе развитых стран 13 парламентских республик, в основном в Западной Европе и на территориях бывшей Британской империи (Австрия, Германия, Италия и др.). Взаимодействие в системе публичной власти в парламентской республике показано на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Политические связи в системе власти в парламентской республике

2. Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.). Президентской республике присущи следующие отличительные признаки (рис. 3.2).

Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент — «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом.

Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти.

• Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров.

• Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия.

• Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.

Политологи насчитывают около 70 президентских государств.

 

 
 

 

Рис. 3.2. Политические связи в системе власти в президентской республике

3. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента.

Используется как в странах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления. Смешанная форма правления схематически приведена на рис. 3.3. Для нее характерны следующие отличительные признаки.

• Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.

• Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность.

• Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента).

• Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия между фракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту.

• Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР.

 
   

 

 

Рис. 3.3. Политические связи в системе власти в президентско-парламентской республике

Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных (конституционных) собраниях, съездах. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.

3.2. Политико-административное устройство государства

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Государство объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостностьгосударства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства:

Унитарное государство,

Федерация

И конфедерация,

каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

1. Принцип унитаризма (от лат. unitas — единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, необладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Унитарными являются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

Есть все основания полагать, что в государственно-территориальном устройстве стран мира в дальнейшем будет расширяться использование принципа федерализма.

2. Принцип федерализма (от лат. foederatio — федерация объединение, союз; фр. Federalisme,) — это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей. К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций междуними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся:

добровольность объединениясубъектов государства и подобных образований в единое государство;

принятие федеральной конституции и конституций субъектовфедерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов;

общие территория и гражданство;

единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия — федеративное государство.

Федеративное государство, федерация — одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Признаки федерации:

• Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны.

• Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из Федерации).

• Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

• Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права.

• В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.

• Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя — является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

Единая в своей основе сущность федерализма в различных условиях места и времени закономерно получает многообразные формы своего проявления. Любая отдельная федерация соединяет в себе:

а) общее (всеобщее) для всех федераций, выражающее сущность федерализма;

б) присущее только данной группе федераций, отражающее своеобразие формы проявления единой сущности федерализма у данной его разновидности — классический, дуалистический, монархический, республиканский, кооперативный (с акцентом на кооперацию усилий и интеграцию в ведении общегосударственных дел как смысла федерации) и др.1 Понятие «модель федерации» выражает именно групповые особенности данного вида федерации в рамках его единой сущности;

в) единичное, индивидуально-специфическое, свойственное только данной конкретной федерации.

Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со времени государственных образований, а его научное осмысление и определение — в конце средних веков. С тех пор продолжаются дискуссии о сущности суверенитета и его субъектах.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. Souverainete — верховная власть, верховные права) — политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Идея суверенитета возникла в условиях, когда королевская (царская) власть вела борьбу, с одной стороны, с притязанием церкви, а с другой — со своеволием удельных князей (феодалов), продолжавших отстаивать свою независимость от сюзерена и не желавших покориться власти короля. В Московской Руси идея суверенитета верховной власти воплотилась в понятии и политической практике самодержавия (сам, то есть один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV века, отнюдь не означало неограниченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные институты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверенитете был окончательно решен к XVIII веку в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в большинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство — нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концепция неделимости государственного суверенитета как качественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее многонационального народа, выдвинутая российскими государствоведами Л. Карапетяном, И. Умновой, В. Чиркиным и др.1

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

• неотчуждаемость;

• неограниченность;

• верховенство власти;

• неделимость;

• неабсолютность власти;

• юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов;

• приоритет народного суверенитета.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов — около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого общества, так и политикой более могущественных государств по вовлечению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787 г.), затем в Мексике (1824 г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В современном мире из более чем 180 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, охватывающих 50\% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.

Происходящая в мире динамика глобализации проблем и интеграции различных сфер жизнедеятельности народов обусловливает развитие конфедеративных политико-правовых форм в организации руководства мировыми процессами.

3. Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.). Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации:

• отсутствие единой территории;

- неограниченное право выхода из союза;

• центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства;

• финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;

• вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;

• общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;

• юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны — они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически превратилась в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии Европейского союза, стран СНГ и т.д.).

Политический режим

Политический режим (от лат. regimen — управление) представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов;

это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества.

Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный.

Главный критерий такого деления — наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического — многопартийность, наличие оппозиции; экономического — существование разных форм собственности, конкуренции;идейного — сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

1. Демократический режим проявляется в следующих чертах:

• признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

2. Авторитарный режим предполагает:

• ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

• конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы.

3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм.

Его основные черты:

государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структу р. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления;

государственное управление — сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

• полное огосударствление общества — этатизм (политика активного участия государства в экономической жизни общества);

• тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Жизнь богаче любых схем, и существуют многочисленные разновидности режимов; для их характеристики используются такие варианты в названиях, как:

• демократически-авторитарный;

• либерально-демократический;

• военно-бюрократический; «военно-авторитарный;

• диктаторский (диктатура — режим, опирающийся на насилие);

• деспотический (режим неограниченной диктатуры одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии — тирания).

В заключение важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит прежде всего от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

 

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Охарактеризуйте известные вам теории о происхождении и сущности государства.

2. Аргументируйте ваше определение государства, укажите его сущностные черты, важнейшие компоненты.

3. Назовите и раскройте содержание общественных функций государства.

1. Что заключает в себе понятие форма государства?

2. Изложите типологию форм правления, критерии и основные различия типов государств.

3. В чем заключаются принципиальные различия современных республик: президентских, парламентских, смешанных президентско-парламентских?

4. Охарактеризуйте различные формы государственно-территориального устройства, принципы унитаризма, федерализма и конфедерализма.

5. Раскройте понятия и типологию политических режимов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: