Формирование общности белорусов.




Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Заселение территории Беларуси славянами и этногенетические процессы, происходившие здесь в VI–IX вв. Формирование древнерусской народности в Х–ХIII вв. Формирование белорусской, малорусской (украинской) и великорусской (русской) общностей в XIII–XVI вв. Происхождение самоназвания белорусов и названия территории их расселения («Беларусь»). Формирование белорусского национального самосознания в XVII–XIX вв. Обоснование белорусскими мыслителями в конце XIX – начале XX в. существования белорусской нации, ее равенства с другими народами и права конституироваться (самоопределиться) в качестве нации-государства.

Государственность на белорусских землях. Княжения как протогосударственные образования. Восточнославянские княжества как составные части Древнерусского государства (Киевской Руси). Значение Древнерусского государства для возникновения предпосылок формирования белорусской общности и ее государственности. Значение вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи в формировании и развитии белорусского народа и зарождении идеи создания его собственной государственности.

Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Белорусской Народной Республики – попытка создания собственно белорусской государственности. Белорусская Советская Социалистическая Республика (ССРБ, БССР) – исторически первое реальное белорусское национальное государство. Значение вхождения БССР в состав СССР для развития институтов белорусской государственности. Формирование территории белорусского национального государства. Международно-правовое признание БССР.

Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Альтернативы развития белорусской государственности после распада СССР и провозглашения государственного суверенитета Беларуси. Становление институтов белорусской государственности в постсоветский период. Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международных отношений. Самоутверждение и развитие в качестве нации-государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент современного самосознания белорусской общности. Союзное государство Беларуси и России – форма практической реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализирующегося мира.

Билет 26. Социальн. правовое гос-во и гражд. общество. Становление и раз-ие гражд. общества в РБ. Правов. гос-во – гос-во, огранич. в своих действиях правом (конст.) и призванное обеспечить реализацию прав и свобод личности. В основе прав. гос-ва лежит стремление оградить человека от произвола властей, государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Родоначальником теории прав. гос-ва считается англ. философ Нового времени Дж. Локк. Признаки прав. гос-ва: 1) верховенство закона; 2) равенство всех перед законом, 3) гарантии прав и свобод личности 4) взаимная ответственность гос-ва и личности; 5) принцип разделения власти 6) стабильн. конституция и сист. законодательства; 7) наличие эффективной сист. правоохранительных органов; 8) наличие ГО; 9) развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону. Социальн. гос-во - это гос-во, стремящееся к обеспечению каждому члену общества достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, равных возможностей для самореализации личности в обществе. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негос. СМИ, учреждения культуры, научные, проф. и спорт. объединения, ассоциации и союзы. Повседневная жизнь индивидов и составляет сферу гражд. общества. ГО представляет собой совок. межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных структур, кот. развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства гос-ва.

Билет 27. Полит. партии: понятие, функции и типология. Прав. регулирование деятельности ПП РБ. ПП – организов. группа единомышленников, представляющая интересы определен. части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении. Полит. группы, партии, были известны еще в Др. Греции. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какого-либо политического деятеля. ПП в соврем. понимании возникли в XIX в.: либеральн. партия (виги) и консервативн. партия (тори) в Великобритании, демократ. партия США, республиканск. партия США. К на. XX века ПП стали отражать и отстаивать интересы не столько отдельных индивидов, сколько определенных социальных групп, классов. Характерн. признаки ПП явл.: наличие организационной структуры; долговременность действия; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центр. руководством; стремление к завоеванию и осуществлению власти в качестве основн. цели; это отличает партию от групп давления, которые не стремятся к захвату власти, а пытаются влиять на власть, оставаясь вне ее сферы; активное участие в выборных кампаниях; этот признак отличает партии от полит. клубов, кот. не участвуют в выборах и парламентской деятельности; наличие программы и устава партии, той или иной идеологии. Общие функции ПП: 1. агрегирования (согласования и обобщения) интересов. 2. Коммуникативная - связь населения с гос. Структурами. 3. Полит. социализация 4. Полит. рекрутирования - отбора пол. лидеров. 5. распределение властных статусов. Классифик. ПП. 1. По ориентации на определенный соц. слой, класс. 2. По хар-ру их идеологических доктрин 3. По отнош. к существ. 4. По методам достижения целей - революционные и реформистские. 5. По организационной структуре - кадровые и массовые партии. Эта классификация принадлежит французскому политологу М.Дюверже и является наиболее признанной.

Билет 28. Партийные системы: понятие, типология. Особенности формирования ПС в РБ. ПС – совок. существующих в обществе партий, устойчивые связи и отношения их друг с другом, а также с гос-ом и др. институтами власти. Традиционно выделяют три разновидности ПС: монопартийную, двухпартийную и многопартийную. При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия. Обычно подобная ПС характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: способна итерировать социальные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой и бюрократизацию. Об этом красноречиво свидетельствует опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии. Двухпартийная система характерна для стран, где действует несколько партий, однако преобладают две наиболее влиятельных. Классич. примером двухпартийной сист. явл-ся Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США, где конкурируют республиканская и демократическая партии. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентск. большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако в случае победы на выборах оппозиционной партии возможна смена политического курса и вытекающие отсюда проблемы. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни более двух партий. Пример многопартийности являют страны Зап. Европы, в которых экономические, нац., религ. и иные различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии -более пяти. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не доминирует. Недостатки данной системы - частые правительственные кризисы при расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания. В РБ многопартийная система, которая начала формироваться еще в 80-е г. XX века. В полном смысле слова партии не существовали в этот период, но их полит. оформление и их идеологический поиск начался уже тогда. Особенностями соврем. ПС Беларуси является: 1. Низк. полит. активность партий и партийного руководства. 2. Оппозиционные партии финансируются из-за рубежа. 3.На данный момент нет партии, которую в полном смысле называли бы партией власти. На сегодняшний день ни одна из 15 партий не имеет серьезного представительства ни в парламенте ни в правительстве страны. 4. Большинство партий существует более 15 лет и ниразу не были у власти.

Билет 29Общественные объединения: понятие, классификация и политическая роль. Общественные объединения в Республике Беларусь.

Общ. объед. - до­бровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов. Общ. объед. призна­ются полит. партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские орг-ции, общества инвалидов, молодежные и детские орг-ции, научные, технические, культурно-просветительские, физкульт.-спортивные и иные добровольные общ-ва, фон­ды, ассоциации, другие формирования граждан. Общественным объединением является всякое до­бровольное формирование граждан: партии, организации, сою­зы, общества, ассоциации, движения, фонды.Общ. организация - добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организаци­онную структуру снизу доверху, фиксированное индивиду­альное или коллективное членство. Профсоюзы(индивидуальное членство). Массовое общ. движение - совместная деятель­ность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной струк­туры и фиксированного членства. Имеют полит. черты или не имеют; легальные не легальные. Граждане РБ имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. На территории РБ создаются и действуют международные, республиканские и местные общ. объединения, союзы, отделения международных обществ. объед.,созд. на территории иностр. гос-в. Закон РБ от 4 ноября 2013 г. № 71-З об общ.обьед направлен на реализацию конституционного права граждан на свободу объединений, а также на установление правовых и организационных основ создания, деятельности, реорганизации, ликвидации общественных объединений, союзов общественных объединений.

Билет 30Понятие представительства. Национальное и региональное представительство. Представительство в Республике Беларусь.

Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование). Национальное представительство - конституционно-правовой принцип, в соответствии с которым лицо, избранное депутатом общенационального законодательного (представительного) органа, представляет в нем всю нацию. Н.п. предполагает наличие у депутата свободного мандата, т.е. отсутствие юридической обязанности выполнять наказы своих избирателей. Н.п. означает также, что утрата территории, от которой был избран конкретный депутат, не влечет прекращения его депутатских полномочий. Региональное представительство - принцип организации представительной власти, согласно которому депутаты представляют не всю нацию, а территориальные части государства. При этом органы Р.п. формируются либо путем избрания в них депутатов непосредственно населением соответствующей территории (США, Бразилия, Венесуэла), либо путем назначения их членов органами государственной власти территорий (ФРГ, РФ). Органом Р.п., как правило, является верхняя палата парламента, тогда как нижняя палата - органом национального представительства. В РБ органом Р.п. является Совет Республики и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть только тот гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 членов Совета Республики. Еще 8 членов Совета назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с исполкомами. Орган Н.п. - Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан РБ. Полномочия Палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: