Билет 3Основные этапы становления и развития политической науки. Формирование комплекса политических наук в XX веке.




Билет 1 Политическая наука (политология), ее объект, предмет, структура и функции. Политическая теория как форма организации политического сознания.

«politeia» — что означало политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти, и «logos» — знания. Нормативный подход. Политика рассматривается как результат деятельности государства, правительства, политических партий и др. политических институтов. Предмет здесь те политические институты (государства, партии и прочее) через которые вершиться политика. Данный подход распространен в странах Европы, в государствах где политическая наука выкристаллизовалась из государствоведения и юридических наук. Данный подход был популярен в дореволюционной России. Второй подход Эмпирический. Ее высказывают те, кто видят в политической науке эмпирическую (прикладную) науку. Предметом политической науки, по их мнению, является система взаимоотношений по поводу власти. Они понимают политику как самостоятельную сферу жизнедеятельности общества, существующую наряду с другими областями (экономической, социальной, духовной и т.д.). Структура политической науки: Это содержание политической наки. Патриарх политической науки М. Дюверже полагал, что «политическая наука в ее наиболее широком понимании должна включать три основные отрасли знания: введение в социологический анализ политики, описание больших политических систем и, наконец, изучение организаций (партий и групп давления)».

Билет 2. Понятие методологии и методов политической науки. Основные методы политических исследований.

Под методом понимается совокупность логических способов и приемов, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. Диолектическо-исторический метод: позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности.Эмпирико-социологический метод: Представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований, ориентированных на применение полученных результатов в практической деятельности участников политических отношений. К таким методам относятся наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. На основе полученных результатов познания политических явлений и процессов разрабатываются предложения и практические рекомендации политикам и политическим учреждениям. Сравнительный, или компаративный, метод: состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но относящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить обшие тенденции в изменении социально-политической реальности.. К специальным методов исследования относят: анализ политико-культурный составляющей у различных элитарных и массовых субъектов политики. Психологический метод - изучает субъективные механизмы политического повеления людей, выясняет влияния на политические события и т.д специфических методов анализа политических явлений входят количественный метод и метод принятия решений.

Билет 3Основные этапы становления и развития политической науки. Формирование комплекса политических наук в XX веке.

начальный этап (V b. до н. э. —XVII в. Н.Э) политической философии. этап рационализации (XVII-XIX вв.В Новое время развитие политического знания происходило вокруг двух проблем, осмысление которых были связаны между собой:с поиском тех начал политического порядка которые необходимо заложить в основу любого государства;

с поиском конкретных политико-организационных и конституционно-правовых форм взаимоотношений государства, общества и индивида. Дж. Локк, Т Гобс) Ш.Л. Монтескье теорию либерализма. Помимо этого была сформулирована Доктрина политического радикализма (Ж.-Ж. Руссо)). В этот период была впервые сформулирована идеология Консерватизма Э. Берка.). 3 классический этап (первая четверть XIX в. — начало XX в.) — период появления политической науки в качестве академической дисциплины в США, Германии, Франции и Великобритании. В США в Основоположниками современной политической теории являются немецкие социологи и экономисты К. Маркс () и М. Вебер), итальянские социологи Г. Моска В. Парето) и Р. Михельс), американский политолог А. Бентли М. Вебер один из первых исследователей который описал процесс демократизации.Изучил феномен Бюрократии Г. Моска В. Парето и Р. Михельс (изучали вопрос политических политических элит. Создатели науки Элитологии. Г. Моска – В своей работе «Основах политической науки» Обосновал идею и теорию, что совершенно в любом не зависимо от его развития обществе присутствует два класса: класс управленцев и класс управляемых Политическая теория марксизма была создана немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом 4) Современный этап (XX-XXI вв.) период складывания основных школ и направлений современной политической науки.

Говоря о современном этапе политической науки XX столетия обычно называют следующие политические теории и реалии: Бихевиоризм (Ч. Мерриам); Психоанализ (Г. Лассуэл); Структурализм и постструктурализм (М. Фуко, П. Бурдье); Модернизм и постмодернизм (Э. Гидденс, Ю. Хабермас).

Понятие государственного управления, его понимание в широком и узком смысле. Соотношение понятий «государственная политика» («политическое управление») и «государственное управление».

Билет 4 Отечественная политическая наука в XX – XXI вв. и ее институционализация в Республике Беларусь. Политические исследования современных белорусских ученых.

Киевской Руси. Великим княжеством Литовским (XIII—XVI вв.), Речи Посполитой (1569—1795), Российской империи (с конца XVIII в.), а затем — через провозглашение Белорусской Народной Республики (25 марта 1918 г.), создание Совет­ской Социалистической Республики Белоруссии (1 января '919 г.), Литовско-Белорусской Советской Республики (март 1919 г.), вторичное создание ССРБ (1 августа 1920 г., с 1922 г. — БССР в составе СССР) и наконец принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь (27 июля 1990 г.).

Ефросиний Полоцкой (ок. 1120—1173) и Ки­рилла Туровского

М.В. Довнар-Запольский (1867—1934) и В. М, Игнатовский (1881—1931) полагали, что это го­сударственное образование правильнее было бы называть Великим княжеством Литовско-Белорусским, поскольку бе­лорусы в структуре его населения имели численное пре­восходство. Франциска Скорину Миколу Гусовского «Песнь о зубреАндрей Волан Сымон Будный.Василий Тяпинский.Михаил Литвин.Л. И. Сапега. Мартин Чеховиц

анализируются актуальные для эпохи Возрождения пробле­мы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления.Ста­туты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Симеона Полоцкого. Георгия Конисского. Аарона Олизаровского. Михаила Карповича Иосифа Еленского.Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского.Франтишек Богушевич.АдамГуринович

Алоиза Степановна Пашкевич Тетка, Максим Богданович Ян-ка Купала Якуб Колас газеты «Наша шваИосиф Семашко Ксенофонт Говорский Михаил Коялович Лукьян Солоневич БСГ, как А.И. Луцкевич, И.И. Луцкевич, В.Ю. Ластовский, А.И. Цвикевич, А.В. Прушинский (Алесь Гарун), И.Я. Воронко

Д. Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О. Л. Дыло, В. С. Фальский, А. Г. Червяков, Д. С. Чернушевич, Ф. Г. Шантырь и другие деятели большевистской пар­тии. С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечествен­ной политической мысли. Его особенностью являются уяс­нение места и роли нашего государства в мировом сообществе.

 

 

Билет 6 Теоретические интерпретации политики. Теоретические интерпретации политики – это подходы, точки зрения на политику, как социальное явление. Нормативно-этическая трактовка. Возникла в древней Греции, авторами называют Платона и Аристотеля, суть в достижении общего блага которое достигалась утверждением правильных государственных форм. Теологический, подход к пониманию политики был придан мыслителями Средневековья. Автором данной трактовки обычно называют Фому Аквинского, власть и ее субъекты определяются Божественной волей. Правовая трактовка авторами называют ЛжР.Локк, Ж.-Ж Руссо, И Кант. В своем классическом виде данная трактовка изложена в концепции общественного договора. Экономическая (марксистская трактовка), в XIX в. широкую известность получило экономическое объяснение политики. Субстанциональный подход. Он ориентируется на поиск первоосновы, или субстанции, порождающей политику, как особый род деятельности.

Билет 7

Политика, ее субъекты, функции, свойства и пределы. Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения. Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Функции: интеграционная; регулятивная; мобилизационная; политической социализации. Свойства политики: Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества. Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения. Функциональность.

Билет 8

Политика, ее элементы, виды и уровни. Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.Внутренняя политика охватывает основные направления регулирования взаимодействия людей внутри данного общества. Внешняя политика, есть деятельность государства, других субъектов политики, направленная вовне данного сообщества. Международной политикой, называют политическое взаимодействие 2-х и более государств и негосударственных образований между собой. Мировой политикой называют согласованное взаимодействие мирового сообщества народов по решению стоящих перед ним проблем. Понятие «уровни политики» употребляется для обозначения пространственных границ, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников политических отношений. По данному критерию, как правило, различают глобальный, региональный, национальный и местный уровни политики.

Билет 9

Власть как социальное явление и ее волевая природа. М. Вебер о соотношении между понятиями «власть» и «господство». Политическая власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин. Во-первых, необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Во-вторых, существование власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Вебер различает власть и господство. Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить эти приказы. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная.

Билет 10

Политическая власть, ее функции, черты и субъекты. Политическая власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение. Политическая власть внутренне присуща всякому цивилизованному обществу, поскольку реализует в обществе следующие задачи и функции: а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие. СУБЪЕКТЫВЛАСТИ - носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Применительно к государственной власти ее субъекты определяются Конституцией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: