I. Методологический раздел.
Актуальность проблемы.
Необходимость разработки и реализации исследовательского проекта связана прежде всего с особенностями развития нашего общества, его реформированием, новым формирующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры.
Ухудшение экономической ситуации повлекло за собой целый ряд социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, платные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здоровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые формы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения остается достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья.
По данным эпидемиологического исследования, проводимого в рамках программы «Здоровье студентов», было выявлено, что низкая физическая активность является одним из основных факторов риска ишемической болезни сердца среди студентов в различных регионах страны. Для восполнения «мышечного голода» имеется громадный арсенал средств физической культуры: физические упражнения, различные виды спорта, оздоровительные занятия.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов.
|
Именно такой предмет как физическое воспитание должен формировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы. Благотворное влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность отмечали многие исследователи.
Цели и задачи исследования.
Цель: получить социологическую информацию об отношении студентов ОНЭУ к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи.
Задачи: С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:
• являются ли физическая культура и спорт ценностью для студентов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;
• какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в образе жизни современных студентов;
• ведут ли студенты ОНЭУ здоровый образ жизни;
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются студенты ОНЭУ, которые должны высказать своё мнение о роли и месте физической культуры в их образе жизни, о значимости физкультурно-спортивной деятельности и путях актуализации ими ценностей физической культуры и спорта.
Предметом исследования является оценка значимости физической культуры и спорта в образе жизни студентов, степень актуализации физической культуры в образе жизни студентов ОНЭУ.
Гипотезы исследования.
В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.
|
1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значительно реже студенты оценивают физическую культуру как средство развития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры.
Теоретическая интерпретация понятий.
В соответствии с проблемой и целью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — обобщенное для данного социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятельности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.
Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) — сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.
Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — деятельность, направленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта.
Физическая культура — часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.