Теоретическими основами исследования являются работы




Текст защиты

Студентки Теске Ксении Сергеевны

Тема: «Формирование элементарных математических знаний при изучении табличных случаев умножения»

 

Руководитель: Костюкова Елена

Юрьевна

 

2014г.

Слайд 1

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, разрешите представить вам дипломную работу на тему «Формирование элементарных математических знаний при изучении табличных случаев умножения».

Интерес к проблеме изучения темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме ученые практически признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Так же преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие личности школьника.

Одним из структурных составляющих личности ученика является мотивация. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

 

Слайд 2

Объект исследования: типы темперамента учащихся второго класса.

Предмет исследования: связь типа темперамента с уровнем школьной мотивации у учащихся второго класса.

Слайд 3

Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что зная тип темперамента ученика начальной школы можно определить вероятность формирования у него школьной мотивации определенного уровня.

Слайд 4

Цель данного исследования: изучить связь типа темперамента с уровнем школьной мотивации у учащихся второго класса

 

Слайд 5

В ходе работы поставлены следующие задачи:

1) Теоретический анализ литературы по теме исследования.

2) Изучение типов темперамента и уровней школьной мотивации.

3) Сравнительный анализ типа темперамента с уровнем школьной мотивации у учащихся второго класса.

4) Разработка и апробация программы по формированию школьной мотивации у учащихся второго класса.

Слайд 6

В ходе выполнения дипломной работы применялись теоретические методы анализа литературы, позволяющие рассмотреть различные подходы к пониманию темпераментальных особенностей младших школьников, а так же были использована анкета школьной мотивации Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.

Слайд 7

Теоретическими основами исследования являются работы

- работы Маклакова А.Г, Столяренко Л.Д, Еникеева М. И, Крутецкого, В.А, Немова Р.С., связанные с изучением темперамента;

- положения в работах Л.И. Божович, А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, связанные с изучением учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

 

Слайд 8

В первой главе «Характеристика темперамента в младшем школьном возрасте» раскрывается понятие темперамента, а так же особенности проявления типов темперамента в младшем школьном возрасте.

Вторая глава «Характеристика мотивации учащихся начальной школы» включает в себя виды мотивации учебной деятельности и взаимосвязь типов темперамента с мотивацией учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Третья глава посвящена опытно – экспериментальному исследованию по изучению типа темперамента и уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы.

 

Слайд 9.

Эксперимент проводился на базе Шевыряловской СОШ во 2 классе. Руководитель Медведева Н.В. В классе 13 человек. Из них 6 девочек и 7 мальчиков. Класс занимается по программе «Школа России».

 

Слайд 10.

Для выявления типа и особенностей проявления темперамента младших школьников, была использована методика наблюдения. Для выявления уровня мотивации была использована анкета школьной мотивации Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.

 

Слайд 11.

При обработке результатов наблюдения были выявлены следующие данные: большинство учащихся имеют холерический тип темперамента (30%), сангвинический тип темперамента преобладает у 24% учащихся, флегматический и меланхолический у 23% учащихся.

 

Слайд 12.

По результатам диагностики уровней учебной мотивации хорошая школьная мотивация преобладает у 24% учащихся, средний уровень выявлен у 30%, низкая учебная мотивация преобладает и составляет 46%, показатель «негативное отношение к школе» отсутствует.

 

Слайд 13.

Исходя из полученных данных возникла потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие учебной мотивации у учащихся начальной школы.

Коррекционно – развивающая программа состоит из 8 занятий, в каждом занятии есть основная структура: организационная часть, приветствие, основная часть, игровой блок, заключительная часть, рефлексия.

Для примера приведем одно из упражнений, направленных на развитие учебной мотивации.

 

Слайд 14.

Игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию (можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания, определение их наклонностей, формирование мотивов взрослости..

Слайд 15.

После апробирования корреционно – развивающей программы было проведено повторное исследование, в котором были выявлены следующие показатели:

У учащихся второго класса выявлены такие показатели как «хорошая учебная мотивация» (30%) и «положительное отношение к школе» (70 %). Доминирует показатель «Положительное отношение к школе». Отсутствуют показатели «низкая учебная мотивация» и «негативное отношение к школе».

 

Слайд 16.

Вашему вниманию представлен сравнительный результат уровней школьной мотивации на этапе констатирующего и контрольного эксперимента.

При соотнесение типа темперамента учащегося с уровнем школьной мотивации было выявлено, что у детей с сангвиническим и холерическим типом темперамента учебная мотивации формируется значительно быстрее. Это связано прежде всего с тем, что для данных типов темперамента свойственен подвижный тип нервной системы.

 

Слайд 17.

Теоретическая значимость исследования в обосновании необходимости применения коррекционно – развивающей программы для повышения уровнея учебной мотивации.

Практическая значимость исследования состоит в том, разработанная программа может быть использована учителями начальных классов.

 

Слайд 18.

Перспектива дальнейшего исследования - в изучение эффективности применения методов и приемов коррекционно-развивающей программы ориентированной на повышение учебной мотивации у флегматического и меланхолического типов темперамента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: