Домашнее задание магистрам к 26 октября 2015 года.
Задание 1. Прочитать статью В.А.Барабанщикова «Системная организация и развитие психики» // Психологический журнал том 24. - № 1. - 2003 год. Найти примеры авторских исследований с позиций системного подхода (исследование по проблеме - рассмотрено в статье В.А.Барабанщикова) на предмет реализации принципа системного подхода к исследованию психики. Привести примеры реализации в исследовании 6 принципов системного подхода по Б.Ф.Ломову. Результаты представить в таблице.
Задание 2. Подготовить доклад по парадигмам. Номер темы соответствует номеру студента по списку (есть повторения тем – это не страшно!).
Задание 1. Принципы системного исследования по Б.Ф.Ломову.
Отчет по практической работе с указанием названия работы, цели, задания, итоговой таблицы, а также выводов выполняется студентом индивидуально отдельным файлом и направляется в указанные сроки на контроль преподавателю.
Название работы: Принципы системного исследования по Б.Ф.Ломову.
Цель работы – выполняя это задание, вы получите опыт теоретического анализа и конкретизации принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову; сформируете навыки работы с принципами исследования, овладеете содержанием принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову.
Задание: Изучите учебную литературу, прежде всего,
Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.;
Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2005. – 496 с. (Труды института психологии РАН). Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.
|
Приведите шесть принципов и норм описания психических явлений, предложенные Б.Ф.Ломовым. по источнику Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2005. – 496 с. (Труды института психологии РАН). Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.
Проанализируйте их применение в конкретном исследовании на выбор [Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.] Последовательно конкретизируйте применение принципов в выбранном примере - исследовании в статье.
Форма отчетности по работе:
Таблица 1 – Конкретизация принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову в работе…
Принципы системного исследования по Б.Ф.Ломову. | Отражение и использование принципов системного исследования в выбранном исследовании |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Выводы по работе:
Проанализируйте какие принципы. системного исследования по Б.Ф.Ломову отражены в работе, а какие нег.
Критерии оценки результатов выполнения студентом Практической работы №1.
1. полнота отражения и использования принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову в работе, в выбранном исследовании
2. содержательность анализа;
3. самостоятельность анализа.
Пример выполнения задания
Принципы системного исследования по Б.Ф.Ломову.
Цель работы – выполняя это задание, вы получите опыт теоретического анализа и конкретизации принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову; сформируете навыки работы с принципами исследования, овладеете содержанием принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову.
|
Задание: Изучите учебную литературу, прежде всего,
Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.;
Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2005. – 496 с. (Труды института психологии РАН). Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.
Приведите шесть принципов и норм описания психических явлений, предложенные Б.Ф.Ломовым. по источнику Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2005. – 496 с. (Труды института психологии РАН). Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.
Проанализируйте их применение в конкретном исследовании на выбор [Барабанщиков, В.А.Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – № 1. – Том 24. – С. 29-44.] Последовательно конкретизируйте применение принципов в выбранном примере - исследовании в статье.
Таблица 1 – Конкретизация принципов системного исследования по Б.Ф.Ломову в работе В.А.Барабанщикова «Системная организация и развитие психики».
Принципы системного исследования по Б.Ф.Ломову. | Отражение и использование принципов системного исследования в исследовании Е.С. Самойленко, посвященном анализу коммуникативной компетенции школьников |
1. Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. | - |
2. Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком. | В исследовании применялись традиционные методики (социометрия, опросник Кеттела и др.), оригинальные процедуры (варианты методики самоописания, методика формулирования вопросов к гипотетическому другу), анализ вербальных данных, |
3. Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни. | При оценке уровня сформированности коммуникативной компетенции была задействованы когнитивная (способность понять точку зрения собеседника и адекватно интерпретировать поведение партнера по общению), личностная (коммуникативная тревожность, дружелюбность), вербально-коммуникативная (способность к самораскрытию и коммуникативный интерес), невербально-коммуникативная (самопрезентация) составляющие. |
4. Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании — раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка. | - |
5. Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других — в роли, например, фактора или опосредующего звена. | Согласно результатам исследования самоописание детей младшего школьного возраста, имеющих разный социометрический статус, различаются по общему речевому объему и по количественному соотношению определенных типов вербальных единиц. Кроме того, группы испытуемых с низким и высоким социометрическим статусом различались по среднему количеству продуцируемых вопросов и процентному соотношению определенных категорий вопросов. |
6. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств. | Закономерности развития коммуникативной компетентности наблюдались пролонгировано: от младшего школьного возраста до подросткового. |
|
Выводы:
Распределение вариантов по студентам
Список группы МПВ-15 | Тема доклада по парадигмам | Тема исследования (в статье В.А.Барабанщикова) |
1. Сивенкова Ирина | Бихевиоризм | Развитие способности действовать в уме |
2. Алёшина Татьяна | Гештальт-парадигма | Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности |
3. Фёдорова Ирина | Психоанализ | Восприятие в структуре общения |
4. Андреева Дарья | Когнитивная парадигма | Принцип самоорганизации в психологии |
5. Мокерова Светлана | Гуманистическая парадигма | Психофизиология целостной индивидуальности |
6. Лукьянова Мария | Культурно-историческая парадигма | Развитие практического мышления в процессе профессионализации |
7. Пименова Евгения | Деятельностная парадигма | Психология безопасности социотехнических систем |
8. Менькова Юлия | Субъектно-деятельностная (субъектная) парадигма | Структура и динамика коммуникативной компетенции |
9. Киреева Анна | Синергитическая парадигма | Системогенез восприятия |
10. Лысухина Наталья | Естественно-научная парадигма | Поведение человека в расширенных средах |
11. Шамаева Светлана | Гуманитарная парадигма | Индивидуальное и коллективное сознание в процессе социогенеза |
12. Панькова Ольга | Ассоциативная парадигма | Восприятие в структуре общения |
13. Грознова Елена | Естественно-научная парадигма | Принцип самоорганизации в психологии |
14. Курунова Кристина | Гуманитарная парадигма | Психофизиология целостной индивидуальности |