МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Уральский институт экономики, управления и права»
УТВЕРЖДАЮ
Программа учебной дисциплины
Организация, Нормирование и оплата труда
Наименование направления подготовки
Бакалавры:Экономика /Менеджмент
Автор(ы) Трофимова Л.к.э.н,доцент.
Екатеринбург
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Организация, нормирование и оплата труда» является приобретение теоретических знаний и выработка практических навыков, анализа, планирования и экономического обоснования расходов по труду и заработной плате.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Организация, нормирование и оплата труда» входит в число обязательных дисциплин базовой части учебного плана по направлению подготовки «Экономика». Освоение дисциплины происходит: у бакалавров экономики 3 курс в шестом семестре, 5 курс - в 10 семестре,. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины «Организация, нормирование и оплата труда», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент», «Экономика предприятия» и др., а также во время прохождения учебной практики, написании курсовых работ и подготовке выпускной квалификационной работы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
ОК -7 | Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ПК- 13 | Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально – экономической эффективности, рисков и возможных социально – экономических последствий. |
В результате освоения дисциплины студент должен:
|
Знать: | · Основные понятия и термины, применяемые в организации и нормировании труда; · Основные методы исследования трудовых процессов, расчета норм; · Особенности нормирования отдельных работ; · Сущность научной организации труда, ее задачи, значен7ие, основные направления организации, и нормирования труда; · Основные резервы снижения трудоемкости и направления повышения социально-экономической эффективности организации труда и заработной платы. |
Уметь: | · Анализировать рабочее время с целью улучшения его использования по объему и структуре затрат; · Применять технические средства изучения трудовых процессов; · Определять социально-экономиче5скую эффективность мероприятий по совершенствованию организации труда; · Применять на практике нормативные, законодательные и регулирующие правовые документы по труду. |
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: | · уметь выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формировать предложения (рекомендации) по их возможному решению |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет: -----зачетные единицы (216 часов), в том числе:
|
· для студентов очной формы обучения: лекции – 18 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 180 часов;
· для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 192 часа;
· для студентов заочной формы обучения: лекции - 8 часов, практические – 8 час ов, контрольная и самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 200 часов.
4.1. Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | Самостоятельная работа | |||
лекции | Семинары, практические | В том числе в интерактивной форме | Кол-во часов | Формы контроля | |||
1. | Тема 1.Организация трудовых процессов | Самоконтроль Домашнее задание №1, Тестирование №1 | Опрос Домашнее задание – 10 баллов, Тестирование №1 – 10 баллов | ||||
2. | Тема 2. Нормирование труда | Самоконтроль, тестирование №2, | Тестирование №2 – 10 баллов | ||||
3. | Тема 3. Организация и расчет заработной платы | Домашняя работа №2, Тестирование №3 | Домашняя работа №2– 10 баллов; Тестирование №3 – 10 баллов Опрос | ||||
4. | Тема 4. Оценка эффективности и планирование трудовых показателей | Самоконтроль | |||||
5. | Подготовка к экзамену | Экзамен | |||||
6. | ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |||
1. | Тема 1. Организация трудовых процессов | Домашняя контрольная работа | |||
2. | Тема 2. Нормирование труда | ||||
3. | Тема 3. Организация и расчет заработной платы | ||||
4. | Тема 4. Оценка эффективности и планирование трудовых показателей | ||||
5. | Подготовка к экзамену | Экзамен | |||
ИТОГО: |
Тема 4.2 Содержание учебной дисциплины
|
Организация трудовых процессов
Понятие организация труда, его типология: по сферам действия, по количеству охватываемых элементов. Организация труда в масштабе общества (регионе, отрасли) как система управления трудом, ее основные подсистемы. Сущность и содержание организации труда на предприятии, ее элементы. Место организации труда в системе организации производственно-технологической деятельности. Задачи и значение организации труда.
Типы и виды трудовых процессов, их классификация. Понятия: разделение и кооперация труда, их взаимосвязь сущность, границы, формы, критерии эффективности Штатное расписание, Должностные инструкции.
Формирование персонала: найм, его источники, требования к работнику. Отбор персонала, его адаптация.
Обучение, его виды и формы. Концепции обучения. Виды повышения квалификации. Расчет затрат на обучение. Оценка социально –экономической эффективности повышения квалификации. Совместительство и его характеристика. Формирование резерва руководителей и специалистов.
Совмещение профессий, специальностей и функций как результат разделения труда и форма его кооперации. Факторы, влияющие на уровень кооперации: режим работы предприятия, форма его организации и материальной ответственности. Варианты совмещения профессий, функций и специальностей, критерии и показатели, формы регламентации.
Формы организации труда, их экономическое обоснование. Материальная ответственность, ее формы.
Режимы рабочего времени. Графики выхода на работу.
Организация рабочих мест: понятие, классификация, оснащение и планировка.
Аттестация и рационализация рабочих мест. Условия труда и их оценка. Карта организации труда.
Оценка состояния организации труда.