«Самолюбие — это соль жизни», — утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган. Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании. И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться, незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.
Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних. И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное. Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм. Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.
«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» — говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого. И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».
|
Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?
«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», — продолжает изобличать своего возлюбленного княжна. Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя. Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь — это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.
Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных. Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.
«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого. А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех. Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.
|
Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».
«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».
А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.
«Герой нашего времени» — это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.
«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия — пишет Печорин в своем дневника. И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям. Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.
«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.