5.3.1 На автомобильных автомагистралях движение по полосам распределяется неравномерно, пропускную способность следует оценивать путем расчета пропускной способности каждой полосы в отдельности с учетом состава потока и дорожных условий для обоих направлений движения.
5.3.2 Общая пропускная способность автомобильной магистрали с 4 полосами движения:
(5.3.1)
где, - пропускная способность первой и второй полосы одного направления движения;
- то же на другом направлении.
Общая пропускная способность автомобильной магистрали с 6-8 полосами движения определяется в соответствии с п.5.4.
5.3.3 Пропускная способность какой-либо полосы движения может быть определена как произведение величины максимальной пропускной способности полосы на коэффициенты ее снижения, учитывающие влияние сложных дорожных условий:
, (5.3.2)
где - максимальная пропускная способность полосы движения (см. 5.1.13), легковых авт/ч.
Коэффициент характеризует влияние планировки транспортных развязок (табл.5.3.1):
Таблица 5.3.1 Рекомендуемые значения коэффициента
Вид сопряжения съезда с автомагистралью | Интенсивность движения на съезде, % от интенсивности по автомагистрали | полосы | |
правая | левая | ||
Переходно-скоростные полосы, отделены от основной проезжей части разделительной полосой | 10-25 | 0,95 | 1,0 |
25-40 | 0,90 | 0,95 | |
Переходно-скоростные полосы без отделения | 10-25 | 0,88 | 0,95 |
25-40 | 0,93 | 0,90 | |
Переходно-скоростные полосы отсутствуют | 10-25 | 0,80 | 0,90 |
25-40 | 0,75 | 0,80 |
Коэффициент зависит от величины радиуса кривой в плане и учитывается при расчёте пропускной способности левой полосы движения внутренней проезжей части закругления:
Радиус кривой в плане | 1000 и менее | более 1000 |
Коэффициент | 0,92 | 1,0 |
Коэффициент учитывает влияние участков подъемов:
Продольный уклон ‰ | менее 15 | 15-30 | 30-50 |
Коэффициент при длине подъема, м:
менее 500 м | 1,0 | 0,90 | 0,88 |
более 500 м | 1,0 | 0,88 | 0,86 |
Коэффициент при наличии остановочной полосы принимается равным 1,0. При ее отсутствии или при ее ширине, не соответствующей требованиям норм, - 0,95 (для любой полосы движения);
Коэффициент характеризует влияние пригородных маршрутных автобусов (табл.5.3.2).
Таблица 5.3.2 Рекомендуемые значения коэффициента
Интенсивность движения пригородных маршрутов автобусов, % от общей интенсивности движения по автомагистрали | Коэффициент полосы движения | |
правая | левая | |
0,97 | 1,0 | |
0,92 | 1,0 | |
0,88 | 0,98 | |
0,78 | 0,95 |
5.3.4 Во всех случаях промежуточные значения коэффициентов следует определять интерполяцией.
5.3.5 Приведенная интенсивность движения, которая необходима для расчета коэффициентов загрузки, определяется с учетом особенностей распределения автомобилей по полосам движения (табл.5.3.3). Необходимо учитывать, что пригородные маршрутные автобусы движутся только по правой полосе.
Таблица 5.3.3 Распределение автомобилей по полосам движения
Число легковых автомобилей, % от общей интенсивности движения | Состав транспортного потока на правой полосе, % | Состав транспортного потока на левой полосе, % | ||
легковые автомобили | грузовые автомобили | легковые автомобили | грузовые автомобили | |