Краткий некролог об о. Александре.




3 февраля 2013 года мирно отошёл ко Господу схиархимандри́т Александр (Безукла́дников), смиренный труженик и почётный настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Чёрмозе Пермской и Соликамской епархии.

Он родился 16 ноября 1929 года в д. Голу́зино Ординского района Пермской области в семье благочестивых крестьян. Его отца во время коллективизации дважды сажали в тюрьму, в связи с произошедшим в августе 1937 года арестом и последующим расстрелом его родственника священника Павла Петровича Безукладникова. Поэтому их семье пришлось перебираться в соседний город Кунгу́р. С началом войны его отец опять был оторван от семьи и 21 марта 1945 года погиб в Венгрии менее чем за полтора месяца до Дня победы.

Но крайняя бедность, слабое здоровье и даже распоясавшаяся антирелигиозная кампания не поколебали в Шу́рке твёрдую надежду на Господа. Уже будучи в армии, он стремился только в храм, при первой же возможности он читал Евангелие, Которое всегда носил с собой.

После демобилизации в 1953 году выдающийся кунгурский священник Борис Ба́ртов направил его в Московскую Духовную Семинарию. Однако, несмотря на его тягу к учёбе, полноценного образования он не получил: много времени занимали послушания в семинарской библиотеке, а через год он женился на Галине Ивановне, дочери священника Иоанна Зы́кова из города Суксу́н, был рукоположен в сан диакона и направлен на церковное служение в г. Чёрмоз.

Через полгода он стал священником. Трудные годы притеснений Церкви советской властью приносили много скорбей каждому священнику. Из-за чего отцу Александру пришлось поменять несколько приходов: Чёрмоз, Оса, Соликамск, Суксун, Добря́нка и снова Чёрмоз. Многочисленные переезды отягчались не количеством нажитого имущества, а многочисленной семьёй. Отец Александр с матушкой Галиной родили и воспитали в Православной вере 12 детей: из них трое сейчас священники, четверо – монашествующие, четверо дочерей – замужем за священниками и один преподаватель Пермской Духовной Семинарии. Кроме того, из его 24-х внуков – пятеро теперь уже священники и пятеро – ещё семинаристы, три внучки – супруги диаконов.

Благодаря деятельному его участию, даже в годы лютых хрущёвских гонений священниками стали ближайшие его родственники: родной брат (другие его братья и сёстры умерли в младенчестве) митрофорный протоиерей Иоанн Безукладников настоятель Свято-Троицкого храма в посёлке Пожва, а также брат матушки Галины ныне покойный протоиерей Леонид Зыков бывший настоятель Всехсвятского храма города Кунгура, муж сестры матушки Галины покойный протоиерей Василий Аба́кшин бывший клирик Всехсвятского и настоятель Успенского храмов города Пермь. Много и других священников не только Пермского края были воспитаны этим благодатным пастырем Святой Церкви.

Вся жизнь его была очень скромная, скорбная и болезненная, но с Божией помощью он прожил более 83-х лет, родил и воспитал 12 глубоко верующих детей, смиренно оказывал духовную и материальную помощь всякому, кто обращался к нему. Несмотря на трудности, он всегда радовался жизни, благодарил за неё Бога. Когда он оставался наедине с самим собой, то никогда не пребывал в праздности – по его молитвенному взгляду и движениям губ легко угадывалось сосредоточенное постоянное произнесение Иису́совой молитвы.

Непременными в его семье были утренние и вечерние молитвы, чтение жития святых во время трапезы, посещение всеми детьми воскресных и праздничных (если они приходились на дни школьных каникул) служб и всенощных бдений, где они пели, читали, пономарили. По воскресеньям (в советское время воскресных школ не существовало) отец Александр с матушкой собирали всех своих детей и сами преподавали им Катехизис, Ветхий и Новый Завет, Историю Церкви, Церковный устав, Церковное пение, навыки шитья. Для подрастающих детей не было послабления постов, все исповедывались и причащались. Очень трепетно и радостно, по-семейному, встречали Рождество Христово и Пасху – ходили даже славить Христа по домам знакомых прихожан.

Отец Александр принципиально отказывался покупать телевизор и автомобиль, как бы его дети об этом ни умоляли, и даже скотину не заводил, считая, что всё это отвлекает от ежедневного служения в храме Божием. Из всех приходов, где ему довелось служить, больше всех он любил Чёрмоз – сравнительно бедный и тихий городок, в храме которого он часто и усердно молился.

Он чувствовал огромную ответственность не только за свою многодетную семью и за свою паству, но и за всю страну, и за всё человечество. Иногда с 5 утра в храме он совершал Проскомидию, вычитывая поминальники даже тех, кто давно уже умер. Более того, согласно заветам апостола Павла «Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» (1Тим. 2: 1-2) он дерзал молиться и за представителей советской власти, какими бы негодяями и безбожниками они ни были. И порою эти молитвы, удивительным образом, приносили плоды: богоборца Хрущёва отстранили свои же товарищи, которые позже затеяли «перестройку» и без видимых причин сами себя лишили власти. Как-то он проговорился, что молится о примирении постоянно враждующих израильтян и арабов в далёкой Палестине, чувствуя своей чистой душой, что конфликт далёких от Церкви, и даже враждебных Ей, людей рано или поздно тяжёлой болью отразится и на русском народе потому, что всё человечество – это единый живой организм.

Протоиерей Александр боялся даже случайно ненароком кого-либо осудить или выразить о чём-нибудь своё неудовольствие. Поэтому он старался обрывать политические и другие праздные разговоры, считая их потерей времени на непрестанную Иисусову молитву и на поминовение в храме с выниманием частичек, которое он начинал ещё с вечера.

Как-то матушка просила батюшку пореже служить – делать больше выходных на неделе, чтобы больше времени уделять домашнему хозяйству. Но вскоре она увидела сон: вокруг храма множество людей, кто по пояс, кто по грудь, кто по колено в земле, и все просят молитв на проскомидии! После этого она не стала его удерживать дома.

В другой раз задумал батюшка что-то купить и стал копить деньги. И тут приходит незнакомый человек и просит, непонятно на что, как раз всё, что накоплено. Всегда щедрый отец Александр, на этот раз, отказал, и вскоре узнал, что этот человек повесился. Когда вся семья была в храме, из дома выкрали те деньги, и тогда же коммунистические чиновники неожиданно предписали срочно выплатить именно эту же сумму, угрожая закрыть приход и отправить батюшку под запрет. Помощи ждать было не от кого. Осознав свой грех, батюшка умножил молитвы. К дневному правилу он добавлял акафисты и Чин 12-ти псалмов. Но главную пользу он чувствовал от молящихся за него умерших, поминаемых им на Проскоми́дии, теперь уже среди ночи. Каково же было удивление, когда за день до ареста приехала знакомая монахиня из Соликамска и привезла ровно нужную сумму!

Батюшка с матушкой очень любили огород, на котором приучали своих детей к труду. Огород был тенистый и болотистый, и чтобы на нём хоть что-нибудь выросло, нужно было его в большом количестве удобрять навозом, выпалывать переплетённые сорняки и рыхлить комки глины. Но после неимоверных трудов, ещё до сбора урожая, выламывая доски и изгороди, приходила местная шпана, которая считала удовольствием пакостить в огороде попа и выкрикивать оскорбления с нецензурной бранью. Советская милиция защищала почему-то «юных пролетариев». Батюшка с матушкой смиренно переносили дерзость распоясавшихся юнцов, иногда выносили им конфеты. И тогда люди, зная, что у отца Александра большая семья, сами чинили огород и бельевыми корзинами несли батюшке огурцы, помидоры и другую пищу в таком количестве, что значительную её часть приходилось раздавать и, порой, даже выбрасывать.

За свою высокую духовную жизнь этому пастырю пришлось претерпеть многие напасти: дьявол воздвигал нестроения даже в его семье, но всякий раз Господь помогал ему. Из разных городов и весей приезжали к нему не только миряне, но и священники, испрашивая у него совета и духовной поддержки.

На исповеди внешне мягкий и терпеливый, батюшка мог очень жёстко отругать за какие-то грехи, потребовать от разведённых супругов воссоединения семьи, или же, наоборот, снисходительно допустить ко Святому Причащению человека без общепринятой подготовки. Он смело брал на себя ответственность за непредвиденные последствия, призывая незамедлительно вступить в брак уже познакомившихся молодых людей, но ещё сомневающихся в выборе своего спутника жизни.

Верил Богу он самозабвенно, по-детски, ибо любовь «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор. 13:7). Всех знакомых ему воцерковлённых мужчин, женатых первым браком, он всячески подталкивал к принятию священного сана, считая это не только наивысшим небесным, но и лучшим земным служением: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим. 3:1). И он искренне недоумевал, почему некоторые полные сил молодые люди, без видимых причин категорически отказывались поступать в Духовную Семинарию, а молодые уважающие себя девушки – в Регентскую школу, почему некоторые диакона придумывают нелепые отговорки от принятия священного иерейского сана, и т.п. Христос «сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лук. 10:2).

Батюшка Александр, как истинный пастырь своих словесных овец, с отеческой заботой относился ко всем, кто обращался к нему. Он всячески успокаивал мятущиеся души, призывал их к смирению и понуждению самих себя к молитве и делам милосердия.

Несмотря на свою занятость, усталость и болезни, он терпеливо мог часами беседовать с каким-нибудь вопрошающим мусульманином, или отсидевшим уголовником, и даже с попрошайкой алкоголиком, пытаясь заронить хоть какие-то семена веры во Христа, зная, что они непременно когда-нибудь взойдут и принесут свои плоды. Невзирая на критику, протоиерей Александр ежедневно кормил и помогал деньгами многим местным нуждающимся.

Но никогда он не выпячивал на показ своё активное пастырское служение, боясь собою заслонить Христа, потому приезжавших издалека к нему паломников он иногда отсылал назад к своим приходским священникам.

После смерти матушки Галины Ивановны он, по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия Митрополита Пермского и Соликамского, 17 октября 2011 года принял монашеский постриг и был наречён в честь Тихона Патриарха Всероссийского. Из последних сил он неукоснительно исполнял все обязанности настоятеля храма, принимал многочисленных гостей, паломников, прихожан и разношёрстных деревенских попрошаек. 22 августа 2012 года Высокопреосвященнейший Мефодий специально посетил вымирающий Чёрмоз, чтобы, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, возвести иеромонаха Тихона в сан архимандрита.

28 января 2013 года во вторую годовщину смерти матушки Галины батюшку парализовало. Согласно его завещанию, его сын протоиерей Алексей Безукладников ежедневно (после полуночи) исповедовал и причащал его. В 4 часа ночи 30 января, будучи в полном сознании, он принял Великую схиму из рук архимандрита Стефана Сексяева наместника Богоявленского Вернекурьи́нского мужского монастыря. Съехавшиеся со всей России и Прибалтики дети, по его желанию, старались круглосуточно читать Евангелие, Апостол, Псалтырь, Последование ко Святому Причащению, Утренние и Вечерние молитвы и акафисты у одра умирающего отца.

Ровно в 9:00, когда по расписанию должна была начаться Воскресная Литургия, схиархимандрит Александр перестал дышать… ушёл на службу уже в Царство Небесное. По его просьбе, он похоронен на кладбище рядом со своей матушкой Галиной Ивановной в окружении своих покойных прихожан, которых он почти ежедневно поминал на Проскомидии.

Невозможно перечислить всех добродетелей и благих начинаний отца Александра, многие из которых известны лишь Богу. Христос да упокоит его во Царствии Своем!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: