Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура




Содержание

 

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура.

Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования.

Глава 2. Основные подходы к изучению личности как целостной социальной системы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 


Введение

 

Личность человека изучается разными науками. История, право, этика, психология, философия, биология и другие науки исследуют разные аспекты функционирования личности в природной и социальной средах.

В философии проблема личности - это, прежде всего вопрос о месте человека в мире, о том, может ли он стать господином собственной судьбы, «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь. Другими словами, это, прежде всего проблема человека. Не случайно философия рассматривается как «форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией». В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности. Под ней понимается «индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.».

В общей психологии личность рассматривается чаще всего как некое ядро, интегрирующее начало (по И.С. Кону), связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость, «особое качество приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». Психологический уровень анализа проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, темпераменте, характере, а также о субъективном представлении человека о самом себе. Таким образом, это вопрос о самосознании, включая образ собственного Я, самооценку и самоуважение, от чего во многом зависят уровень притязаний и реальное индивидуальное поведение.

Отправная точка социологического видения личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Это не столько человек, сколько мир человека, причем как внутренний, так и внешний. Это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Однако в них человек участвует, с точки зрения социологии, не как, индивид, а как член социальной общности. Следовательно, его поведение не индивидуально, а социально, ибо детерминировано конкретным социумом.

В социологическом знании проблема личности занимает одно из центральных мест. Личность - центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии.

Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе своей жизнедеятельности. Являясь биологическим организмом, она обладает социальной сущностью, социальными качествами.

Уже общепризнано, что законы экономики, организаций, управления действуют только через деятельность людей, определяя их поступки и поведение. Нельзя ориентироваться на автоматизм действия законов. Противоречия между интересами личностей, коллективов, групп общества нарушают действия законов, приводят к разного рода отклонениям, злоупотреблениям, преступлениям, искажениям, корректировкам и во многом определяют уникальность, неповторимость как самих систем, так и их поведения. Неповторимость человека выражается в уникальной системе его качеств, определяющих профессионализм, и его душевных качеств, определяющих личность. Зная все эти качества, можно влиять и управлять личностью как целостной социальной системой.

Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура

личность социальный система психологический

На вопрос о том, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов проявляется сложность самого понятия. В самом общем виде личность - это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями. Человек не рождается личностью, он ею становится по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе ее социализации.

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума (общества).

В социализации личности обычно выделяется две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.

Социальная адаптация - это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на разных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям и социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда эти нормы и ценности становятся его внутренним «Я». Характер перевода социальных норм и ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Личность начинает формироваться в семье в раннем детстве. Еще большее влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное воздействие учителей, внутриколлективные отношения и т.д. Далее личность продолжает формироваться и развиваться в студенческих, различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

нравственный.

Каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для группы (коллектива), в которой она постоянно живет, учится, работает. Но каждой личности присущи также индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Поэтому личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств (т.е. она является биосоциальным существом).

В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств - воздействие социального окружения, среды. Наряду с понятием «личность» в науке существует понятие «индивидуальность», связанное с учетом в человеке своеобразия его психики и неповторимости в сравнении с другими людьми.

Основной показатель ценности любого человека для общества - характер его социальной активности. Поэтому различают «всесторонне и односторонне» развитые личности, прогрессивную и реакционную, моральную и безнравственную личности и т.д. Главная социальная проблема в изучении современного типа личности, когда в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям резко возросло значение человеческого фактора, заключается в том, чтобы раскрыть и использовать на благо общества творческий потенциал каждого человека, привести в действие его скрытые социальные и психологические возможности. Эта задача приобрела первостепенную важность за рубежом. Основные капиталовложения в компаниях идут не на технико-технологическое развитие, а на развитие «человековедческих» технологий. Такие вложения наиболее прибыльны - как показывают специальные исследования, каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 10-12% своего потенциала.

В целях обеспечения эффективного управления поведением работника (как со стороны менеджера, так и методом самоуправления) необходимо рассмотреть социально-психологическую структуру личности.

Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность. Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.

Из анализа структуры личности становится очевидным, что ее поведение определяется потребностями. В научной литературе наиболее подробно и структурно разработал теорию потребностей американский психолог А. Маслоу.

Он одним из первых указал на сложность и многообразие потребностей, а также показал их влияние на мотивацию поведения личности.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии и психологии управления. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении, потребность в самоутверждении, в признании, в социальной роли, в самовыражении, в активности, в продолжении рода и самовоспроизводстве, в досуге, в самосохранении, в стабильности, в социальном статусе, в социальной солидарности и т.д. Из всего общего количества существующих потребностей необходимо в управлении выделить те, которые регулируют в настоящее время и управляют поведением личности. Регулируя и удовлетворяя актуальные потребности личности, можно управлять ее поведением, особенно в том случае, когда потребности осознаются.

Потребности зачастую выступают в форме интереса. Интерес - это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Интересы бывают как материальные (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей) и нематериальные (к знаниям, науке, культуре и т.д.). Таким образом, формируя определенный интерес и удовлетворяя определенного вида потребности, можно регулировать поведение личности, формировать определенный тип ее поведения, управлять личностью.

Важной основой для управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценности - это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни, а также основных средств достижения этих целей. Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и т.д. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении. Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то некоторое время он может не думать о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.

В то же время необходимо учитывать, что поведение человека обуславливается не только системой ценностей общества, окружения личности, трудовой организации, но и социальными нормами - стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают. Так, если ценностью считается труд содержательный, разнообразный и творческий, то нормой будет поиск такого места работы, которое предоставляет соответствующие условия для этого труда.

Участвуя в деятельности, человек, как правило, имеет ряд разнообразных потребностей, интересов, ценностных ориентации. Они могут быть существенными или несущественными, разной степени значимости и актуальности. В ходе соотнесения потребностей, интересов, ценностей с существующей ситуацией посредством мотивов (это внутреннее побуждение человека осуществляется выбор наиболее значимых из них. Мотивы выполняют различные функции:

• ориентирующую, когда мотив направляет поведение индивида в ситуации выбора вариантов поведения;

• смыслообразующую, когда мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения человека, выявляя его личностный смысл;

• опосредствующую, когда мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведение;

• мобилизующая, когда при необходимости мотив мобилизует все силы человека для реализации значимых для него видов деятельности;

• оправдательная, когда в мотиве заложено отношение индивида к должному, нормируемому извне образцу, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение человека, получила название мотивационного ядра. На поведение человека оказывают влияние различные составляющие.

Для формирования и управления поведением личности необходимо учитывать и такие ее психологические характеристики, как:

• интеллект: глубина мысли, логичность, критичность мышления и т.д.

• волевые свойства личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и т.д.

• моральные, интеллектуальные и эстетические чувства: эмоциональное отношение к своему и поведению других, переживания в процессе умственной деятельности, чувства, возникающие при восприятии и создании человеком прекрасного;

• черты темперамента

• способности: как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями; общеуправленческие способности - психологический такт, практический ум, общественная энергичность; частные управленческие способности - способности к целеполаганию, к прогнозированию, к планированию, усвоению и использованию информацией и т.д.

Рассмотренные выше элементы социально-психологической структуры личности отражают характер человека как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (свойств) личности, складывающихся, проявляющихся в труде, и общении, обуславливающихся типичные способы поведения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: