Игра «Назови слова по заданной модели»




Дидактические игры по обучению грамоте

 

Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть достаточно жестко регламентированы воспитателем, с другой стороны, нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические игры.

 

Игра «Найди свой домик» (для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков).

Воспитатель раздает детям по одной гласной букве. Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому – зеленого цвета (мягкий согласный звук). Ведущими выбираются те дети, которые свободно ориентируются в звуковой структуре слова и прочно усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, воспитатель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета – там жил твердый согласный звук, другой – зеленого цвета – в нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой домик».

Каждый ведущий пропускает в домик только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. Следовательно, в зеленый домик должны войти дети, у которых буквы я, ю, е, а в синий – буквы а, о, у, ы, э. Воспитатель почти не вмешивается в игру, деликатно выполняя незаметно контролирующую функцию.

 

Игра «Кто внимательней» (для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков).

Воспитатель на доску ставит зеленую и синюю фишки и обращается к детям: «За синей фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных. За зеленой фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных». Дети называют буквы, а воспитатель ставит их.

Далее проводится игра: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в этот момент меняет местами гласные буквы, например, переставляет буквы а и я из одного ряда в другой. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось. Воспитатель может также убрать отдельные буквы, добавить одну из букв в другой ряд и т.д.

 

Игра «Назови слова по заданной модели»

Она вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие. Эта игра может успешно развиваться лишь в том случае, если ей предшествует внимательное рассмотрение на занятиях всех моделей разбираемых слов. Например, разобрали четырехзвуковое слово лиса, получили модель: зеленая фишка, красная, синяя, красная. В другой раз разбираем слово пила, вспоминаем: у нас уже было похожее слово – лиса, в нем так же были расположены звуки: сначала мягкий согласный звук, потом гласный, потом твердый согласный и снова гласный. Если регулярно не проводить такую работу, детям будет трудно мысленно оценивать слова с точки зрения их звуковой структуры. Нужно взять за правило каждое разбираемое слово сравнивать с предыдущими.

Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным, например: твердый согласный звук – гласный – твердый согласный. Воспитатель ставит на доске фишки (синяя, красная, синяя) и предлагает детям назвать слова с такими звуками: «Смотрите, ребята, первый звук здесь твердый согласный, потом гласный и снова твердый согласный. Знаем мы такие слова? Конечно! Мак, дом... Кто еще помнит?» Сначала дети называют те слова, которые они разбирали на занятии. Пусть вас не смущает, что тут же будут названы слова и лес, и конь, т.е. слова, звуковое строение которых не соответствует выставленной вами модели. Спокойно «прочтите» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели: «Нет, слово лес нам не подходит, у него первый звук мягкий согласный, а нам нужно только твердый согласный».

Очень хорошо, проводя эту игру, когда она уже начинает идти легко и быстро, поменять модель: скажем, убрать первую синюю фишку, поставив вместо нее зеленую, и обратить внимание детей: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени продвинутости группы такого рода замены можно провести дважды и трижды: поменять третью фишку на зеленую, добавить в конце красную фишку и т.п. Вы увидите, что это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов.

 

Игра «Назови слова по модели» по ходу своего развития дополняется условием – ударение должно быть на определенном звуке.

Воспитатель выкладывает на доске модель слова и говорит: «А теперь мы пои граем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый звук – мягкий согласный, второй – гласный, третий – твердый согласный, а последний – снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!» Кто-нибудь из детей задает вопрос: «Это живое или неживое?»

Воспитатель отвечает: «Это живое».

И продолжает учить детей:

«Вот мы с вами знаем, что я загадала кого-то живого. Что нужно дальше спросить? Живым бывает человек, зверь, рыба, птица. Спрашивайте!» Дети: «Это человек?» Воспитатель отвечает: «Нет, это не человек». Дети: «Это птица?» Воспитатель: «Нет, это не птица. Это живое, но не человек и не птица. Кто еще может быть живым?» Дети: «Это животное?» Воспитатель: «Да, это животное. Вот теперь подумайте, как легче всего узнать, какое это животное? Вы ведь знаете, какие бывают животные, как можно разделить всех животных?» Дети: «Домашние и дикие». Воспитатель: «Очень хорошо! Это дикое животное. Теперь вы уже много знаете про мое слово» и т.д. Воспитатель постепенно подводит детей к отгадыванию (лиса), учит их задавать вопросы, постепенно ограничивая круг. Учтите, что и здесь есть опасность уйти от звуковой стороны слова, ориентируясь только на смысловые вопросы. Поэтому нужно очень умело проводить эту игру, вовремя обращая внимание детей на модель слова. В приводимом примере воспитателю не нужно с помощью наводящих вопросов уточнять, какое же дикое животное было им задумано; мысленно перебирая животных, дети должны подобрать того, звуковая структура названия которого подходит к выложенной на доске модели. Если дети дают неверные ответы, называют, например, слово волк, воспитатель тут же должен обратить их внимание на модель. В первое время дети будут довольно часто отвлекаться от модели слова, называя слова совсем другой звуковой структуры, ориентируясь только на содержательную сторону. Необходимо мягко, но настойчиво возвращать их к звуковой модели, показывая, что только она поможет детям правильно угадать слово.

Постепенно эта игра становится любимой игрой детей. Они сами начинают загадывать подобные загадки, часто очень сложные. В таких случаях воспитатель должен до занятия обговорить с ребенком, какую загадку он загадает. Когда дети хорошо усваивают этот новый вид игры, можно доверит им играть совершенно самостоятельно, когда воспитатель даже не знает, какое слово загадал ребенок, и принимает участие в отгадывании наряду со всеми детьми группы.

Игра «Цепочка слов» проводится на этапе, когда дети уже узнают большинство согласных букв. Воспитатель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает детям сделать новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова май в соответствии с правилами игры можно получить следующие слова:

май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша и т.д.

Образуя цепочку слов от трехзвуковых слов, дети переходят к четырех-, пяти- и шестизвуковым словам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: