Основные виды деятельности, выполняемые учащимися




Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода

Надо помнить, что речь развивается не для

Речи, а для ясного и выразительного сообщения

О мыслях и чувствах. В этих условиях живая

Интонация придёт сама собой.

советский психолог и физиолог профессор Н.И. Жинкин

 

Ставшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требуют развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого.

И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.

 

Основные виды деятельности, выполняемые учащимися

Система заданий по формированию устной речи должна быть составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.

1. Требования к выразительности чтения:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в них;

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения:

•умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

•умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

•хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

1.Так в 5-м классе при работе с текстом необходимо:

1. владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

2. адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

• устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.

2. Содержание говорения как вида речевой деятельности должно отвечать определённым требованиям:

• апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;

• предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;

• способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;

• приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;

• характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.

Так в 6-м классе обучающиеся должны уметь:

1. создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением;

2. представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

3. соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;

4. соблюдать в устной речи правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.

При подготовке выразительного чтения
Система упражнений содержит задания, направленные на выработку навыка выразительного чтения: - выразительно прочитайте стихотворение, текст; - прочитайте, регулируя силу голоса; - прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени; - прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию; - прочитайте, передавая голосом состояние…; - прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать? - прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога; - прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…; -прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях; - прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего; и др.
При подготовке к участию в диалоге
Умение строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями: - упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…; - разыграть диалог в предложенных ситуациях; - организовать диалог на указанную тему; - составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле; - составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст; - продолжить диалог по предложенному началу и др.
При подготовке к монологическому высказыванию
Самую большую группу составляют упражнения, направленные на подготовку обучающихся к созданию монологического высказывания: -подготовить подробный, сжатый, выборочный пересказ; - подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица; - составить рассказ о русском учёном-лингвисте; - составить доклад на заданную тему; - сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику; - сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему; - доказать принадлежность текста к определенному стилю; - дать характеристику чужому высказыванию; - описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения; - описать внешность человека; - подготовить ответ на проблемный вопрос; - выразить предложенную мысль более сжато; - проанализировать схему, таблицу, сделать вывод; -составить рассказ-репортаж на определённую тему; - подготовить устное высказывание на лингвистическую тему; - составить рассказ по картине; - составить текст подписи к фотографии и др.

3.Работа над диалогом может быть построена с учётом особенностей этой формы речи в каждом из классов обучения. Основные умения, которые должны быть освоены учащимися 7-9 классов по ведению диалога:

1. участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;

2. владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии), обращение к определенной аудитории;

3. участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

Рекомендовано применять следующую систему уроков для изучения каждой темы:

  1. Уроки развития речи.
  2. Уроки решения ключевых задач (включаются задачи, способные поставить быстро разрешимую проблемную ситуацию).
  3. Уроки – практикумы.
  4. Уроки письменного контроля знаний.
  5. Уроки устного контроля знаний.
  6. Урок анализа результатов контрольной работы.
  7. Уроки анализа результатов творческой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: