Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
Липецкий филиал
Кафедра «Уголовного права, Процесса и Криминалистики»
Направление подготовки (специальность) 40.03.01 «Юриспруденция»
ОТЧЕТ о прохождении
Практики по получению первичных профессиональных умений
И навыков
Полуэктова Екатерина Игоревна
2 курс обучения учебная группа № Ю-20-2
Место прохождения практики: Прокуратура Левобережного района 398050, г. Липецк, ул. Бестужева, д.18.
Срок прохождения практики: с «27» 22 г. по «09 »июля 22 г.
Руководители по практической подготовке:
От Академии Шагунова В.М.
От профильной организации____________________ (И.О. Фамилия) (должность)
Отчет подготовлен _________________ (подпись) Полуэктова Е.И.
Липецк 2022
Содержание | |
Введение | |
Глава 1. История прокуратуры | |
Глава 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ | |
Глава 3. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ | |
Заключение | |
Библиографический список |
Введение
Актуальность практики обусловлена необходимостью обобщения, систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний и применения их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии. Использование термина «прокуратура» закреплено в ФЗ от 17.01.1991 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Целью практики является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студента и реализация применения их в практической деятельности, а также развитие у студента исследовательского типа мышления и получение объективных научных знаний через призму практического опыта.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
- закрепление и углубление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- овладение необходимыми навыками правильно толковать и применять закон и другие нормативные акты к конкретным фактам и обстоятельствам;
- овладение необходимыми навыками и умениями по данной специальности;
- овладение необходимыми навыками принимать правовые решения и осуществлять юридические действия в точном соответствии с законом;
- овладение необходимыми навыками осуществления контроля за исполнением законов и других нормативных актов в работе органов государственной власти, за соблюдением прав и законных интересов граждан и установленного порядка рассмотрения их заявлений и жалоб;
- овладение навыками составления и оформления юридических документов.
Глава 1 История прокуратуры
Российская прокуратура прошла сложный исторический путь развития и становления, который условно можно разделить на несколько этапов: дореволюционный, советский и современный. Становление российской прокуратуры произошло намного позже, чем в европейских государствах – Франции, Германии, Англии, Италии и др. Ее появление связано с историческими изменениями в развитии государственного аппарата первой четверти XVIII века.
12 января 1722 г. Указом Петра I была сформирована прокуратура в России: учреждены должности прокуроров при надворных судах, Святейшем Синоде, в провинциях, армии и на флоте. Перед прокуратурой ставилась задача ослабления беззакония в сфере правопорядка. Первым Генерал-прокурором при Правительствующем Сенате стал – граф Павел Иванович Ягужинский. В дальнейшем прокуроры следили за соблюдением интересов казны, правильностью сбора налогов, за местами содержания арестантов и осужденных уголовников. При правлении Петра I прокуратура осуществляла общий надзор, а также несла ответственность за охраняемые законом гражданские права. После смерти Петра I прокуратура утратила ранее установленные полномочия и практически бездействовала.
В 1755 г. Екатерина II в своем Указе закрепила «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» – документ, имеющий значительную роль в истории государства и прокуратуры. При Екатерине II к функциям прокуратуры прибавились полномочия надзора за деятельностью мест заключения и судов.
Развитие законодательства о прокуратуре при императоре Александре I связывают с изменением структуры аппарата Российского государства. Так, Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» «определил место прокуратуры в министерстве юстиции, а генерал-прокурора – в должности министра юстиции»[1]. В сфере уголовного судопроизводства эта реформа привела к повышению уровня законности16, но в вопросах взаимодействия с должностными лицами государства позитивное значение реформы не так позитивно.
В 1862 г. Александр II утвердил «Основные положения о прокуратуре», в которых был ограничен общий надзор прокуратуры. Прокуроры стали принимать весьма активное участие в производстве дознаний по политическим делам, контролировать адвокатскую деятельность, имели право возбуждать дисциплинарные производства о частных поверенных за неправильные, по их мнению, действия. В это время были даже предложения подчинить адвокатуру министерству юстиции, включив ее в систему официальных учреждений этого министерства. Последующие десять лет в связи с первой русской революцией, Первой мировой войной и двумя революциями – Февральской и Октябрьской 1917 г. – особых изменений в деятельности российской прокуратуры не было, хотя она работала, не прерываясь в связи с этими трагическими для России событиями.
В ноябре 1917 г. высшим органом власти в стране – Советом народных комиссаров – был принят Декрет о суде № 120, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
23 ноября 1923 г. была учреждена первая в СССР прокуратура Верховного Суда. В Положении о Верховном Суде СССР определялись функции прокуратуры, ее полномочия и структура. В этом акте из возложенных на прокурора Верховного Суда СССР направлений деятельности был предусмотрен общий надзор. Было принято «Положение о прокуратуре РСФСР», в котором были отражены основные принципы деятельности новой российской прокуратуры: централизация органов прокурорского надзора; строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; взаимозаменяемость на любой стадии прокурорских действий; независимость прокуратуры от местной власти; опора прокурорских органов на помощь общественности и др.
Накануне распада СССР было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1995 г., в котором были раскрыты и конкретизированы конституционные основы о прокуратуре и которые оказали существенное влияние на ее дальнейшую деятельность. Большое значение имел и тот факт, что в Положении на Генерального прокурора СССР возлагалось осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР.
17 января 1992 г. был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[2], в котором направление «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» выделено отдельной главой, что свидетельствует об укреплении и разрастании данного вида деятельности прокуратуры в настоящее время.
Анализ истории отечественной прокуратуры показал, что задачи, цели, функции, полномочия прокуратуры претерпели значительные преобразования.