Окраска – гематоксилин-эозин
Спиральный орган (Кортиев орган) расположен в улитковом канале перепончатого лабиринта. Улитковый канал содержит эндолимфу. К нему примыкают каналы, заполненные перилимфой - барабанная и вестибулярная лестницы. От вестибуляной лестницы улитковый канал отделен вестибулярной мембраной, а от барабанной лестницы - базилярной мембраной. Соединительнотканная основа этих мембран покрыта однослойным кубическим эпителием. Наружная стенка канала улитки образована утолщенной надкостницей - спиральной связкой, на поверхности которой находится сосудистая полоска. Она образована многослойным эпителием, в который из надкостницы проникают кровеносные сосуды. Базилярная мембрана с противоположной стороны переходит в спиральный лимб. Со стороны улиткового хода он покрыт высокопризматическим эпителием, вырабатывающим гомогенную покровную мембрану. Она располагается над спиральным органом. Спиральный орган образован поддерживающими и сенсорно-эпителиальными (волосковыми) клетками. В зависимости от места расположения на базилярной мембране и особенностей строения различают несколько видов поддерживающих клеток. С сосудистой полоской граничат наружные поддерживающие клетки Клаудиуса и около них находятся наружные пограничные клетки Гензена. Далее расположены наружные фаланговые клетки Дейтерса, их апикальные отростки охватывают наружные волосковые клетки, образующие от 3 до 4 рядов. Клетки-столбы, наружные и внутренние, широким основанием лежат на базилярной мембране, их узкие апикальные концы сходятся, образуя наклон под острым углом. Эти клетки ограничивают внутренний туннель, содержащий эндолимфу. Около внутренних клеток-столбов расположен один ряд внутренних фаланговых клеток Дейтерса. В апикальных углублениях этих клеток лежат внутренние волосковые клетки, образующие только один ряд. Далее находятся внутренние пограничные клетки Гензена. В базилярных витках улитки между базилярной мембраной и клетками Клаудиуса встречаются мелкие секреторные клетки Беттхера. | Задание 12 (аудиторная СРС): изучить препарат, комбинируя большое и малое увеличения микроскопа.Зарисовать схему строения улиткового канала и спирального органа. Обозначить: 1 - улитковый канал; 2 - барабанная лестница; 3 – вестибулярная лестница; 4 - вестибулярная мембрана; 5 – базилярная мембрана; 6 – спиральная связка; 7 – сосудистая полоска; 8 – спиральный лимб; 9 – покровная мембрана; 10 – спиральный орган; 10.1 – поддерживающие клетки; 10.1.1 - наружные поддерживающие клетки Клаудиуса; 10.1.2 - наружные пограничные клетки Гензена; 10.1.3 - наружные фаланговые клетки Дейтерса; 10.1.4 - клетки-столбы; 10.1.5 - внутренние фаланговые клетки Дейтерса; 10.1.6 - внутренние пограничные клетки Гензена; 10.2 – сенсорно-эпителиальные (волосковые) клетки; 10.2.1 – наружные волосковые клетки; 10.2.2 – внутренние волосковые клетки; 10.3 – внутренний туннель. |
Задание 13 (аудиторная СРС): дать название клеткам на схемах и электронным микрофотографиям, обозначить структуры.
(Схема по А.Я. Винникову, Ю.А. Афанасьеву, Н.А.Юриной) __________________________________ А. __________________________________________ Б. __________________________________________ 1. ________________________________________ 2. ________________________________________ 3. ________________________________________ 4. ________________________________________ 5. ________________________________________ 6. ________________________________________ 7. ________________________________________ 8. ________________________________________ 9. ________________________________________ 8. ________________________________________ 9. ________________________________________ 10. ________________________________________ 11. ________________________________________ | (Схема по В.Г. Елисееву, Ю.И. Афанасьеву, Е.Ф.Котовскому) ____________________________________ I. __________________________________________ II. __________________________________________ III. __________________________________________ 1. ________________________________________ 2. ________________________________________ 3. ________________________________________ 4. ________________________________________ 5. ________________________________________ 6. ________________________________________ 7. ________________________________________ 8. ________________________________________ 9. ________________________________________ | (Схема по В.Г. Елисееву, Ю.И. Афанасьеву, Е.Ф. Котовскому) ____________________________________ 1. ________________________________________ 2. ________________________________________ 3. ________________________________________ 4. ________________________________________ 5. ________________________________________ 6. ________________________________________ 7. ________________________________________ 8. ________________________________________ 9. ________________________________________ 10. _______________________________________ |
(Схема по А.Я. Винникову, Ю.А. Афанасьеву, Н.А.Юриной) ______________________________________ 1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________ 4. __________________________________________ 5. __________________________________________ 6. __________________________________________ 7. __________________________________________ 8. __________________________________________ 9. __________________________________________ | __________________________________ 1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ | (Схема по А.Я. Винникову, Ю.А. Афанасьеву, Н.А.Юриной) _______________________________________ 1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ 7. _________________________________________ 8. _________________________________________ 9. _________________________________________ |
Вопросы для контроля по теме: «Органы чувств» 1. Виды рецепторов 2. Строение и функция статических пятен органа равновесия. 3. Строение и функция ампульных гребешков органа равновесия. 4. Строение улиткового канала. 5. Строение и функция спирального органа. 6. Волосковые клетки спирального органа - их строение, функции и иннервация. 7. Источники развития органа слуха и органа равновесия. 8. Оболочки глазного яблока и их основные части. Источники развития основных структурных компонентов. 9. Строение и функции роговицы. 10. Строение и функции склеры и конъюнктивы. 11. Строение и функции сосудистой оболочки глазного яблока. 12. Строение и функции ресничного тела. 13. Строение и функции радужки. 14. Строение и функции хрусталика. 15. Камеры глаза и циркуляция водянистой влаги. 16. Строение и функции сетчатки. 17. Характеристика фотосенсорных клеток. 18. Нейральные элементы сетчатки и их синаптические связи. 19. Строение сетчатки в разных отделах глазного яблока. 20. Строение и функции органа обоняния. Источники развития 21. Характеристика обонятельных клеток. | Практические навыки 1. На препарате глазного яблока уметь находить разные отделы фиброзной и сосудистой оболочек глазного яблока, определять их тканевой состав. 2. На препарате задней стенки глазного яблока уметь находить разные оболочки глазного яблока. 3. На препарате глазного яблока определять и подробно рассмотреть слои сетчатки. Уметь давать характеристику их структурным компонентам. 4. Уметь изображать схему расположения нейральных элементов сетчатки. 5. На схеме уметь определять ультраструктурные особенности фоторецепторных клеток сетчатки. 6. На препарате внутреннего уха уметь находить улитковый канал, Кортиев орган и структуру их составных компонентов. 7. На схеме уметь определять ультраструктурные особенности рецепторных клеток органов слуха и равновесия. 8. На схеме уметь определять ультраструктурные особенности рецепторного аппарата органа вкуса. 9. Научиться читать рисунки, схемы, электронные микрофотографии по данной теме. |