Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы.




С 5 по 7 ноября 2019 года я принимала участие в работе Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы. Съезд проходил в Москве, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В этом прекрасном учебном заведении собрались ученые, преподаватели российских и зарубежных вузов, школьные учителя, писатели, деятели культуры, духовенство, представители органов власти, родительского сообщества и студенчества.

Хочу несколько слов сказать о самом университете. МГУ открыт 25 января 1755 года, в день святой Татьяны. Указ об открытии подписала императрица Елизавета Петровна. Первоначально были учреждены всего три факультета: философский, юридический и медицинский. Сегодня в МГУ – 41 факультет и 377 кафедр. Работает более 10 тысяч докторов и кандидатов наук, 5 тысяч профессоров и преподавателей. Из 18 российских лауреатов Нобелевской премии 11 – выпускники и профессора Московского университета. Университет- это город в городе. Учиться в нем- большое счастье. Для студентов созданы все условия. Прекрасные учебные корпуса, научные лаборатории, Ботанический сад, «Аптекарский огород», Фундаментальная библиотека, музеи, картинная галерея, огромный спортивный комплекс, Дом культуры, учебно-научные станции и полигоны МГУ по всей стране. В корпусах работают кафе, круглосуточные столовые, аптеки, можно купить авиа и ж/д билеты. Продолжают строить учебные корпуса, общежития для студентов. Цель- создание научно-технологической долины «Воробьевы горы». В 2013 году создан Попечительский совет МГУ, председателем которого является В.В. Путин. Ректор университета- Садовничий В.А. Традиционно в МГУ отмечают два праздника: Татьянин день (День российского студенчества) и Всероссийский фестиваль науки. В День российского студенчества ректор МГУ угощает всех студентов медовухой, которая готовится по его секретному рецепту. Научные исследования проводятся по 350 научным направлениям, 11 октября 2016 года было принято решение о создании антидопинговой лаборатории. Сейчас лаборатория осуществляет мероприятия по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд России, проводит независимый объективный анализ проб и образцов биологических материалов для допинг-контроля с использованием современных методов.

В первый день работы съезда состоялось пленарное заседание, работали секции, прошла встреча с руководителем федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым. Интересным было выступление писателей Шаргунова С.А.(главный редактор журнала «Юность») и Данилкина Л.А. (литературный критик, лауреат Премии «Большая книга»).

На пленарном заседании выступила О.Ю. Васильева-Министр просвещения Российской Федерации. Она сказала об огромной роли учителей школы преподавателей вузов в воспитании и формировании человека. Новые ФГОСы будут введены в конце года, они отличаются от предыдущих четкостью и конкретностью. Рекомендовала и в дальнейшем развивать творчество учащихся, их речь. Одобрила введение в МГУ при поступлении дополнительный экзамен-эссе на свободную тему.

Интересным было выступление Солженицыной Н.Д.- президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. По ее мнению, урок должен приносить радость, причем не только в начале педагогической деятельности, но и на протяжении многих лет. Она говорила о том, что главная задача учителя на современном этапе- научить ученика учиться. Наталья Дмитриевна предложила уменьшить список изучаемой литературы, а больше учить детей анализировать, делать выводы, читая произведения.

Ректор Московского педагогического университета Лубков А.В. рассказал о том, что они начали готовить одного педагога по ряду предметов. Это актуально сейчас для сельских школ. Конечно, дорого, но необходимо.

А ректор нашего С-Пб Российского государственного педагогического университета им. Герцена Богданов С.И. рекомендовал обязательно пользоваться в школе «Школьным энциклопедическим словарем», так как 30-40 процентов учеников не понимают слова из школьных учебников. 40 процентов учебников должны вернуть на дополнительную экспертизу.

«О литературной памяти»- так называлось выступление Прозорова В.В.-зав. кафедрой литературоведения и журналистики. Он считает, что ученики должны знать фразеологизмы, устойчивые словосочетания («Тяжела ты, шапка Мономаха», «Вот приедет барин, барин нас рассудит», «И вечный бой» и др.) «Это бесценное богатство. Мы Россия, пока жива литературная память»,- сказал ученый.

Выступающие говорили о необходимости проведения в школах дней науки, конференций, олимпиад. Ученики старших классов должны работать над созданием проектов. Постоянно показывать, что чтение помогает решать жизненные ситуации.

6 ноября состоялся 2-ой съезд Общества русской словесности, председателем которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем докладе он отметил, что у современной молодежи нет системных знаний об отечественной истории и культуре. Нужен обобщающий курс- целостное понимание истории и культуры Отечества. Просил обратить внимание на знание местной истории, культуры, памятников, природы, вести разговор о выдающихся людях своего края. Любовь к большой Родине, Отечеству начинается с любви к малой родине, к своему родному краю. Патриарх приветствовал молодежное волонтерское движение.

На съезде еще раз выступила Васильева О.Ю. Она сказала о необходимости введения в ВУЗе и в школе курса «Культурный стандарт школьника».

Кузнецова А.Ю.- уполномоченный по правам ребенка- говорила о том, что 37 процентов россиян используют нецензурную лексику, которую, к сожалению, можно услышать даже на детской площадке. Работать надо над этой проблемой родителям, учителям, СМИ.

Президент Российского книжного союза Степашин С.В. выразил сожаление по поводу того, что нет программы поддержки детского чтения, что книги очень дорогие, и внес предложение: убрать НДС с книжных издательств и магазинов- книги будут дешевле в два раза. Говорил о необходимости прививать любвь к чтению в семье (сейчас по опросу только в 7 процентах семей читают книги детям). Рассказал, что выделены деньги на восстановление сельских библиотек.

7 ноября была организована работа «круглых столов». Шел разговор о русском научном языке. В школе надо больше внимания уделять научной терминологии, помогать читать детям сложный текст, а не упрощать учебник, работать со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Выступающие делились опытом работы с творчески одаренными детьми. Говорили о необходимости вести эту работу в соответствии с возрастными особенностями учеников, о новизне конкурсов и мероприятий. Например, составить экскурсионный тур, поработать рекламным агентом, вести «Красную книгу» русских слов (записывать исчезающие слова в своей местности), провести конкурс «Лучший оратор школы», «Самый грамотный ученик», «Остановите журналиста» (записывать ошибки в речи ведущих телевидения, ошибки, допущенные на страницах газет и журналов).

Съезд указал направления дальнейшей работы. Мне было интересно узнать о новых формах и методах работы с детьми, услышать выступления известных ученых, преподавателей ВУЗов, школьных учителей, представителей органов власти, Патриарха всея Руси Кирилла, писателей, студентов.

 

Иванова Ю.М., учитель русского языка и литературы МОУ «Колтушская СОШ», Отличник народного просвещения, победитель НПО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: