Цель: К концу урока с помощью приёма «диалог с текстом» ученик делает небольшое открытие в познавательном рассказе о природе.
В соответствии с предметными результатами:
- продолжить формирование умения задавать вопросу по тексту и вести диалог с текстом и автором;
- продолжить формирование умения самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения на основе иллюстрации и названия;
- развивать умения объяснить лексическое значение слов: просека, проточная трава, жужелица, короед, осознанно использовать их при пересказе.
В соответствии с личностными результатами:
- воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе;
- развивать эстетические чувства на основе знакомства с познавательным рассказом, наблюдений за явлениями природы;
- воспитание внимания к красоте окружающего мира и внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы;
- развивать творческое воображение путём графического рисования цветка с опорой на текст и дополнительную информацию.
В соответствии в метапредметными результатами:
1) Регулятивные:
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.
2) Познавательные:
- развивать умение находить нужную дополнительную информацию об авторе, растительном и животном мире;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между названием цветка, притчей о цветке и поведением героев произведения (автор-рассказчик, девушки, старушка, председатель сельсовета);
- совершенствовать умение ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебников;
|
- развивать умение выделять главное.
3) Коммуникативные:
- развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывая общую позицию по теме обсуждения;
- развивать умение высказать своё отношение, аргументировать собственную позицию;
- развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать ответы на вопросы;
- развивать умение адекватно использовать дополнительную информацию и познавательный материал в процессе анализа и раскрытия содержания художественно-познавательного рассказа.
Образовательные ресурсы:
1. Капелька солнца: Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 класс. /Сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - М.: Просвещение, 2010.
2. Выставка книг К.Паустовского.
3. Портрет К.Паустовского.
4. Иллюстрация: цветы «приточная трава».
5. Модель сюжета познавательного рассказа: приточная трава (в центре); вокруг: автор-рассказчик, девушки, старушка, председатель сельсовета.
6. Слова для толкования.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно читать! - Сегодня у нас состоится заседание совета учёных по обмену опытом. На уроке мы продолжим работу по открытию знаний о природе. В проведении нашего заседания нам будут помогать всезнайки окна справок. Они будут нас снабжать необходимой информацией, а я буду вашим научным консультантом. Итак, учёные все присутствуют, справочники и консультант на месте. Заседание можно считать открытым. | |
2.Работа с текстом до чтения. | - Прочитайте название произведения. Какие вопросы у вас возникли прочитав название. - Ребята, цель нашего заседания написана на доске. Прочитайте. - Ответить на этот вопрос поможет Константин Паустовский. Он написал произведение, оно так и называется «Приточная трава». - Прежде чем перейти к знакомству с произведением, нужно познакомиться с человеком, который его написал. Чтобы узнать об авторе, мы обратимся к окну справок. - Константин Паустовский был умным и любознательным, поэтому многие его произведения носят познавательный характер. В них мы можем узнать много интересного, нового. - Попробуйте сделать предположение, о чём мы будем читать. Откройте учебник, рассмотрите иллюстрацию на странице 191. - Что вы видите на иллюстрации? - Как же проверить наши предположения? Как найти ответы на поставленные вопросы? - Обратите внимание на значок, который стоит рядом с названием произведения. О чём говорит этот значок? | Дети читают «Приточная трава» - Что такое приточная трава? Дети читают: Узнать, что такое приточная трава. Учащиеся-всезнайки рассказывают об авторе. (см.Приложение №1) - Лесную дорогу, цветы, мальчика, вдали деревушка. Наверно, в рассказе будем читать о природе, о цветах, которые собирал мальчик. - Нам необходимо прочитать текст. - По ходу чтения мы будем беседовать с автором. |
3.Работа с текстом во время чтения. Чтение 1 части. Чтение 2 части. Чтение 3 части. Чтение 4 части. Чтение 5 части. Чтение 6 части. Чтение 7 части. | - Начинаем исследовать текст. Вы – учёные, поэтому по ходу чтения будете рассуждать, задавать вопросы к тексту и отвечать на них, объяснять значения многих слов. Если что-то будет непонятно, обратимся к окну справок и консультанту. До слов: … сухости травами. - Где и когда происходит событие? - Что такое просека? - Что вы почувствовали после чтения этой части? До слов: … жуков назвали «солдатиками». - Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? - На все вопросы ответить поможет окно справок. - Кто жил в трухлявых пнях? - Почему так много жителей? На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. - Какие вопросы у вас возникли? - Как автор говорит о цветах? Я нарвал большой букет этих цветов. …. Сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. - На что были похожи цветы? - Чем отличались эти цветы от колокольчиков? - Закройте глаза и попробуйте представить себе эти цветы. - Ребята, мы прочитали первую часть рассказа. Нашли ли мы ответ на наш вопрос: что такое приточная трава? Дорога вышла из леса в поля. … За что? - О чём хочется спросить? За то, что встретились нам с этими цветами. Я решил, что девушки развеселились и шутят надо мной. - Понятно ли нам, за что девушки благодарили рассказчика? - Ответили ли мы на наши вопросы? На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка. … чтобы тебе встретилось побольше людей. - Какие вопросы возникли? - Обратите внимание на то, как говорит старушка. Как она говорит? - О чём она говорила? Только в деревне загадка наконец разъяснилась. …. Пожалуй, будет и мне удача в моей работе. - Какие вопросы возникли у вас? - Объяснить эти слова поможет окно справок. - Итак, в чём секрет того, чтобы девушки и старушка благодарили рассказчика? | - Событие происходит летом в деревне. - Просека – это дорога или узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. - Мы почувствовали запах травы. Учащиеся задают вопросы: - Что значит трухлявые? - Как это проточенных? -Кто такие жужелицы? - В пнях жили жуки, жужелицы, муравьи, короеды. - В пнях тепло и есть еда для насекомых. Учащиеся задают вопросы: - Что такое заросли? - Что значит «жались друг другу». - Автор о цветах говорит как о живых, как о людях. - Цветы похожи на колокольчики. - У этих цветов чашечки смотрели вверх. - Ответа на этот вопрос мы пока не нашли. нам нужно читать дальше. - Почему девушки улыбнулись? - Непонятно. Нам надо дальше читать. - Мы пока не ответили на вопрос. У нас появилась новая загадка. - За что старушка благодарит рассказчика? - Почему надо, чтобы ему много людей встретилось? - В чём секрет? - Она запела. - Старушка очень рада видеть рассказчика. Дети задают вопросы: - Кто такое председатель сельсовета? (руководитель хозяйства в селе) - Что такое поверье? (примера, в которую верят) - Секрет в цветах и в поверье, которое с ним связано. |
4. Работа над развитием творческих способностей учащихся. | - В чём поэтичность рассказа Паустовского? - Какие описания есть в первой части текста? - Прочитайте описание старых пней. - Можно ли внутри описания найти какое-то другое описание? - Прочитайте описание цветов. - На что были похожи заросли этих цветов? Какое сравнение нашёл автор? -Какие выразительные средства языка использует автор? - Учащиеся искали дополнительный материал об этом цветке. Они нам расскажут о приточной траве. - Сейчас мы все побываем в творческой мастерской художника. Представьте себе приточную траву и попробуйте словами нарисовать её такой, какой описал К.Паустовский. - По модели кратко расскажите о том, как автор поведал секрет про цветок. | - В рассказе встречаются описания, эпитеты, сравнения. - Описание старых пней и цветов. Дети находят и читают выборочно описание пней. - Описание жуков. Дети находят описание цветов и читают. - Цветы похожи на маленькие озера с густой синей травой. Они похожи на колокольчики. -Автор использует эпитеты, олицетворения и сравнения. Учащиеся-всезнайки окна справок, используя слайды, рассказывают о приточной траве. Учащиеся словами рисуют приточную траву. Дети с опорой на модель рассказывают. |
5. Работа с текстом после чтения. Раскрытие идеи произведения. | - Раскрыл ли автор тайну названия приточная трава? - Почему автор-рассказчик не мог понять, почему все благодарили его? - Все ли загадки разгадали автор и герои рассказа? | - Он открыл тайну: приточная трава – это цветы. Тайна связана с притчей. - Вначале сам рассказчик не знал притчу, которая связана с цветками. Учащиеся высказывают свои мнения. |
6. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. | - Спасибо, учёные и всезнайки окна справок. Мы все поблагодарим наших помощников-учащихся, которые нашли дополнительный материал к этому уроку чтения. Они помогли нам объяснить значение многих незнакомых слов, познакомили с автором. - Какие вопросы мы ставили перед собой до чтения? - Нашли ли ответ? -Как мы ответили на этот вопрос? - Какие открытия помог нам сделать автор? - Можно ли секрет о цветке сказать открытием? Что нового для себя узнали на уроке? - Почему произведение Паустовского можно отнести к познавательному рассказу? - Почему Паустовский написал это произведение? - Что вы узнали об авторе этого произведения? - Какой вывод вы для себя сделали, чему научились на уроке? - Наше заседание подошло к концу. По его результатам я выявила несколько учёных степеней. 1) За поиск дополнительной научной информации учащимся-всезнайкам окна справок. 2) За серьёзную исследовательскую работу над научно-познавательным рассказом. 3) За умение вести диалог с текстом и автором. | - Что такое приточная трава? - Да, мы узнали об этом цветке. Узнали о том, как пишет об этом Паустовский. - Мы исследовали познавательный рассказ, задавали тексту и автору вопросы. - Мы узнали об удивительном цветке, узнали о притче. - В данном рассказе есть интересные сведения о цветке и персонажи; ярко проявляется отношение автора; речь образная и эмоциональная. - Автор хотел показать красоту этих цветов. Он хотел нам поведать тайну этого цветка: народ знает и верит в приметы, поверья, легенды. - Паустовский любил природу, писал об этом рассказы и очерки. Автор умело использует притчу о «приточной траве», что придаёт выразительность и необычность тексту. - Надо быть внимательным к явлениям природы, любить свой край. Как прекрасны картины родной природы и как же много загадок и секретов они в себе таят. |
7.Задание для самостоятельного выполнения дома. | Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор: 1) Подготовить пересказ по модели-схеме. 2) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации. 3) Найти другие притчи и приметы о растениях. |
|
|