Раздел 2. Древний Восток (18 часов)




Тема 1. Древний Египет (7 часов)

Цели: развивать общеучебные навыки; работы с текстом (анализ, сравнение); любовь к родному краю, другим народам мира; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, подводить итоги.

Составление планов. План:

1. Страна Египет;

2. Разливы Нила;

3. Объединение Египта.

Задача: Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет даром Нила? Подумайте, прав ли был Геродот.Тема урока «Ресурсы».

Работа с диаграммой «Разница климата в разных частях мира»

Египет: тропическая пустыня.

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.111.

 

Дельта Нила (стр.29, там же).

Удивительное: самый длинный канал, по которому ходят

корабли – это Суэцкий канал в Египте.

Длина его 161, 9 км (стр.183, там же).

 

Ирригация, или искусственное орошение. Древние египтяне использовали первыми ирригацию.

«Способы подачи воды из реки Нил, например, архимедов винт, используются до сих пор» (стр.69, там же).

 

О.В. Арасланова. «Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского». 2-е издание, 5 кл. М.: ВАКО. – 2005. – 304 стр.

Итоги: Благодатная географическая среда способствовала образованию неравенства, а впоследствии государства.

Т. у. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. На доске: скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач. План:

1. Жители Египта

2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников

3. Сбор налогов

Итоги урока: Арасланова «Поурочные разработки по истории Древнего мира…» с. 48

Д. з. о специальности медник

Т. у. Жизнь египетского вельможи

1. В усадьбу вельможи

2. Служебные обязанности вельможи

Арсланова с. 48-52

Т. у. Военные походы фараонов

Д. з. подготовить ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов»

Работа с текстом учебника Ф. П. Коровкина «Учебник для 5 класса средней школы», утверждён Минпросвещения СССР, 3-е издание, М. «Просвещение» (1988)

«Тутмос III двинулся с войсками в Переднюю Азию, славившуюся тканями, др. ремесленными изделиями, лошадьми, строевым лесом, которого не было в Египте».

Работа с картой География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998

Работа по большой карте «Древние гос-ва мира» в классе, показать завоевания территории Тутмосом III до реки Евфрат.

Т. у. Религия древних египтян

1. Боги древних египтян

2. Религиозные верования древних египтян

3. Религия и власть фараона

Д. з. подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?» (Арасланова с. 57-63)

Т. у. Культура древнего Египта

Работа по простому плану «Храмы – жилища богов»

1. Будто стражи вдоль дороги - два ряда сфинксов, с. 54 учебника Вигасин А. А. «История Древнего Мира 5 класс» (Вигасин, Г. И. Годер, Свинцицкая, 11-ое изд., М. Просвещение, 2004, 287 с., параграф 11 «Искусство Древнего Египта»)

2. У входа обелиски – каменные «иглы фараонов»

3. За воротами – широкий двор, окружённый колоннами, «колонны походи на связки стеблей папируса» («Письмо шло пять тысячелетий», Кублицкий Георгий, издание «Малыш», 1991, рис. «Так заготавливали нильский тростник, из которого делали папирус»

4. В главном зале древнеегипетского храма

Стоит статуя бога – хозяина храма

Тестирование Араслановой с. 282-284

Д. з. составить рассказ от имени египтянина «Посещение храма»

Т. у. Письменность и знания древних египтян, доп. лит-ра «Письмо шло пять тысячелетий»: «Будь кем угодно, только не гонщиком» (об опасности профессии гонщика: могли напасть львы, за плохую весть могли отрубить голову)

Родители во все времена желали лучшей доли для детей: «Сделайся писцом»

Египетский писец занимался деловой перепиской всемогущего фараона и его наместников, подсчитывал доходы, собирал налоги. Это была важная фигура – не простой переписчик, а чиновник, представитель власти.

Работа с рис. «Принадлежности древнеегипетского писца: тушница для краски двух цветов, мешочек с песком, пенал для каламов – камышовых палочек»

Работа с текстом учебника Вигасина «История Древнего Мира» стр. 282-283 «Семь чудес света»

До сегодняшнего дня из семи чудес света сохранились только египетские пирамиды.

Итоги: объяснить название книги «Письмо шло пять тысячелетий»

О Среднем Востоке (территории вокруг Персидского залива)

Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)

 

Тема урока «Древнее Двуречье»

Методика Араслановой с. 72-76

Работа с картой учебника Вигасина (М. 2015) с. 86

Работа с большой картой «Древние гос-ва мира»

Тему урока «Вавилонский царь Хамурапи и его законы»

Арасланова с. 76-80

Д. з. учебник с. 79

 

Тема урока «Климат»

 

Работа с картой.

Климат умеренных зон.

Луга умеренной зоны: степи Россия, Азия, Южная

Америка, Австралия.

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.51.

Удивительное: высочайшие вершины мира в Гималаях в Азии.

Гора Эверест, Азия – 8848 м.

 

Работа с картой «Южная Азия и Средний Восток». (стр.104-105, там же)

Азия – самый большой континент.

Вопрос: Какие континенты и материки вы знаете?

 

Китай относится к зоне сильнейших землетрясений.

 

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа)

Вопрос: Относится ли Китай к странам Азии?

Индия об ирригации.

Работа с иллюстрацией. Быки для перевозки тяжёлых грузов (стр.80, там же)

Работа с иллюстрацией. Как мотыга стала плугом.

1. Мотыга с каменным наконечником.

2. Женщины тянут плуг.

3. Пахота на волах.

Д.Н. Никифоров. «Наглядность в преподавании истории». М.: Просвещение. – 1964. (рис.5, стр.294).

Работа с диаграммой «Линейная диаграмма среднемесячного уровня осадков»

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.111.

 

Зона муссонов

«К. Ясперс, например, выделяет исторический интервал в 800 до 200 гг. до н.э., по его терминологии – «осевое время», когда в Китае, Индии, Греции, Иудее, Иране происходит достаточно чёткая дифференциация практических мыслительных форм, когда в каждом из этих регионов создаются свои, но во многом сходные категории учения, понятия о бытии «в целом», о человеке, его жизненных возможностях.

Хотя единства истории фактически не возникает, поскольку далеко не все страны и регионы реально связаны».

Е.Е. Кемеров «Введение в социальную философию». – М.: АСПЕКТ. ПРЕСС. – 1996, стр.71-72.

«…некая основа «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой (о локальной цивилизации) Введение, стр.7, там же».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: