Игры, помогающие в работе над дыханием




Пальчиковые игры

Сборник упражнений для занятий с детьми младшего возраста на музыкальных занятиях

Выполнила: преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

Семенова Ольга Алексеевна

 

 

г. Березовский

 

 

Пальчиковые игры в настоящее время завоевали большую популярность у родителей и педагогов. Это не случайно, так как они способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев, согласованности работы пальцев и речи.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству.

По одной из систем восточной рефлексотерапии кисть руки соответствует голове, а пальцы – головному мозгу. Активный массаж пальцев и ладони, их движения, возникающие при пальчиковых играх, способствуют снятию усталости, улучшению кровообращения, повышения работоспособности, а в конечном итоге – улучшению здоровья и повышения интеллекта.

Для детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах особенно нужны ловкие, чуткие, внимательные руки, гибкие и сильные пальцы. При этом каждый палец должен, выполняя то или иное упражнение двигаться совершенно самостоятельно.

На уроках музыки, хора, вокала пальчиковые игры можно использовать как:

1. Упражнения, снимающие усталость;

2. Упражнения, активизирующие внимание и процесс запоминания;

3. Стимуляторы фантазии и творческого воображения;

4. Упражнения, помогающие овладеть различными видами вокальной техники (увеличение выдоха, пение legato, staccato, беглости голоса, в освоении фальцетного регистра, расширении диапазона, развитие дикции);

5. Упражнения, помогающие плохо интонирующим детям найти нужную высоту;

6. Упражнения, развивающие беглость пальцев, развивающие мышечную активность.

 

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

 

Игры, помогающие в освоении ритма

«Барабанщики»

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано.

Твои пальчики-барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

«Птичка»

Поставить правую руку локтем на кисть левой руки. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка

клюет зернышки.

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждут синичку пять птенцов –

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

 

«Гвозди»

Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука – гвозди, стоит на коленях или столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьем молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы «гвозди» согнуты, пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и вырывают «гвозди».

Поочередно тянем пальцы другой руки, выпремляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

 

«Тук-тук-тук»

Ритмическая импровизация

Тук-тук, тук-тук-тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят

С (имя ребенка).

В прятки пальчики играются: поднять и растопырить все пальцы

Открываются: соединив пальцы, опустить и спрятать в кулачок.

Закрываются.

 

«Прыг-скок».

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко.

 

«Два козлика»

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух! на слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

 

 

Игры, помогающие в работе над дыханием

«Заводные машинки»

Пальцы рук сцеплены в замок (не сцеплены только большие пальцы), превращаясь в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя

поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутится вокруг друг друга, все быстрее

и быстрее (пока не кончится дыхание). Тренирует длительный плавный выдох.

 

«Шарик»

Пальцы обеих рук собраны в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них – пальцы принимают форму шара. Выдох –

шарик сдулся и пальчики принимают исходное положение. Варианты выдоха – через букву «ф», «с».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

 

«Цветок»

Ладони сомкнуты и чуть округлы – бутон цветка. Детям предлагается глубоко втянуть его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты, поток воздуха проходит высоко, до лба. Игра направлена на выработку ощущения «высокого вдоха». Эта же игра может быть

использована для снятия мышечного напряжения при пении в высокой

тесситуре. Утром восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться (пальцы расходятся в стороны), трепещут от ветерка. Вечером

цветок начинает закрывать лепестки и засыпает. Каждый раз можно представлять себя новым цветком.

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

 

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

 

«Берёза моя, берёзонька»

Берёза моя кудрявая (руки вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька (опустить руки, выдох)

Посреди долинушки (подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька (опустить руки, выдох)

Листья зелёные (подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька (опустить руки, выдох)

Трава шёлковая (подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька (опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут.

 

«Рыбка»

Ладонь – голова, пальцы – хвост. Хвост плавно изгибается, рыбка плывет. Пока звучит пение – рыбка плывет, как музыка заканчивается – рыбка уплыла. Игра помогает освоить штрих legato, увеличить фонационный выдох.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: