По развитию фонетико-фонематической стороны речи,
Формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе
период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Лексические темы | Лексико-грамматические категории | Связная речь | ||
Сентябрь | ||||||
1. | Мониторинг индивидуального развития | |||||
2. | ||||||
3. | Звуки и буквы. | Овощи. Фрукты. | · Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. · Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. · Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк, -оньк-. | · Учить пересказывать рассказ «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин. · Учить согласовывать слова в предложениях. | ||
4. | Слова. Звуки. | Осень. | · Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. · Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде,числе, падеже. | · Учить пересказывать рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге» с опорой на картинки. · Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. | ||
Октябрь | ||||||
1. | Звук [а]. Буква Аа. | Домашние животные и их детёныши. | · Учить образовывать сложные слова. · Учить образовывать притяжательные прилагательные. · Расширять словарь антонимов. · Развивать навыки словообразования и словоизменения. | · Учить пересказывать рассказ Л. Толстого «Котёнок». · Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания. | ||
2. | Звук [о]. Буква Оо. | Человек. Части тела. | · Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида. · Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. · Развивать словарь антонимов. | · Учить детей последовательно пересказывать литературный образец – басню Л. Толстого «Старый дед и внучек». · Развивать способность к целостному восприятию произведения. | ||
3. | Звук [э]. Буква Ээ. | Одежда. | · Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-,-чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. · Формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными. | · Учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. · Развивать умение узнавать предмет по описанию. | ||
4. | Звук [и]. Буква Ии. | Мебель. Части мебели. | · Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. · Учить подбирать глаголы к существительным по теме. · Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. | · Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. · Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. | ||
Ноябрь | ||||||
1. | Звук [ы]. Буква ы. | Наша страна. | · Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. · Учить образовывать прилагательные от существительных. · Развивать умение согласовывать слова в предложениях. | · Учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам. · Развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. | ||
2. | Дифференциация звуков [и] - [ы]. | Транспорт. | · Обучать образованию приставочных глаголов движения. · Закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | · Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок, соблюдая целостность, связность, плавность и объём текста. | ||
3. | Звук [у]. Буква Уу. | Продукты питания. | · Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать. · Формировать навык образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже. | · Учить детей пересказывать сказку «Колосок» по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации. · Учить согласовывать слова в предложениях. | ||
4. | Гласные звуки и их дифференциация. | Дикие животные и их детёныши. | · Обучать детей образованию притяжательных прилагательных. · Закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в. · Упражнять в подборе имён прилагательных к именам существительным по теме. | · Учить детей составлению близких к тексту пересказов, без помощи вопросов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка. Волк»). · Учить составлять загадки о животных. | ||
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) | ||||||
Декабрь | ||||||
1. | Звук [м]. Согласные звуки. Слоги. | Зима. | · Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к. · Учить подбирать родственные слова. · Учить образовывать глаголы прошедшего времени. | · Учить составлять описательный рассказ по картине с изображением зимнего пейзажа. · Развивать у детей навык планирования связного высказывания. | ||
2. | Звук [м']. Буква Мм. Твёрдые и мягкие согласные. | Профессии. | · Учить называть профессии по месту работы или роду занятия. · Закреплять употребление существительных в творительном падеже. · Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | · Учить составлять подробные описательные рассказы о профессиях с использованием схемы. · Формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий. | ||
3. | Звук [н]. | Зимующие птицы. | · Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. · Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. · Закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. | · Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности. · Учить составлять описательный рассказ о зимующих птицах с использованием схемы. · Упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию. | ||
4. | Звук [н']. Буква Нн. | Новый год. | · Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. · Упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. | · Учить детей составлять рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. · Формировать навык соблюдения последовательности изложения. · Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. | ||
Январь | ||||||
2. | Звук [п]. | Зимние забавы и развлечения. | · Закреплять навык образования притяжательных местоимений. · Упражнять в образовании существительных единственного числа в предложном падеже с предлогом -О-. · Учить подбирать определения к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?). | · Учить пересказывать рассказ «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. · Развивать у детей навык планирования связного высказывания. · Упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию. | ||
3. | Звук [п']. Буква Пп. | |||||
4. | Звук [т]. | Посуда. | · Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. · Упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. | · Учить детей подробно пересказывать художественный текст Е. Пермяка «Как Маша стала большой». · Развивать умение отвечать на вопросы распространённой согласованной фразой. | ||
Февраль | ||||||
1. | Звук [т']. Буква Тт. | Семья. | · Учить подбирать противоположные по значению слова. · Закреплять знания о родственных связях. · Развивать понимание логико-грамматических конструкций. | · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картинок. · Формировать умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. | ||
2. | Звук [к]. | Азбука Безопасности. | · Формировать умение употреблять сложные предлоги. · Учить образованию однокоренных слов. · Закреплять навык образования глагола с помощью приставок. · Активизировать словарь наречий. | · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина». · Развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. | ||
3. | Звук [к']. Буква Кк. | Наши Защитники. | · Обучать образованию прилагательных от существительных. · Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. · Упражнять детей в назывании военных профессий. | · Формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать рассказ Л. Кассиля «Сестра». · Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. | ||
4. | Звук [х]. | Инструменты. | · Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, в творительном падеже единственного и множественного числа. | · Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему. · Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. | ||
3 период обучения (март, апрель, май) | ||||||
Март | ||||||
1. | Звук [х']. Буква Хх. | 8 Марта. | · Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода. · Упражнять в подборе родственных слов. · Упражнять в подборе признаков к предметам. | · Учить детей составлять описательный рассказ о маме по собственному рисунку. · Развивать монологическую речь и связные высказывания детей. | ||
2. | Дифференциация звуков [к]-[х], [к']-[х']. | Домашние птицы и их птенцы. | · Закреплять умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа и согласовывать их с глаголами (дать кому? чему?). · Формировать умение образовывать названия птенцов домашних птиц с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-. · Закреплять умение употреблять предлог у в речи, дифференцировать предлоги -к-, -от-. | · Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности. · Учить составлять описательный рассказ о домашних птицах с использованием схемы. · Упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию. | ||
3. | Звук [ф]. | Виды спорта. | · Учить образованию относительных прилагательных и образованию сложных слов. · Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах. · Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже. | · Учить составлять рассказ «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта). · Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. | ||
4. | Звук [ф']. Буква Фф. | Весна. | · Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных. · Учить классифицировать времена года. · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. | · Обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и морковка». · Закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений. | ||
Апрель | ||||||
1. | Звук [j]. Буква Йй. | Игрушки. | · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного числа. · Закреплять умение преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное число. | · Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ на тему «Как мы играли». · Воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе. | ||
2. | Звуки [jо]. Буква Ёё. Дружные звуки. | Перелётные птицы. | · Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы. · Закреплять умение употреблять в речи простых предлогов: на – с, в – из. · Упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных. | · Продолжать учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки. · Учить логическому построению высказывания. · Развивать умение согласовывать слова в предложении. | ||
3. | Звуки [jу]. Буква Юю. | Космос. | · Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах. · Закрепить умение согласовывать числительные 1 - 5 с существительными. · Учить префиксальному способу образования глаголов. | · Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. · Учить составлять рассказ по картине В. М. Каратая «Космонавты». | ||
4. | Звуки [jа]. Буква Яя. | Комнатные растения. | · Учить употреблять глаголы в прошедшем времени. · Учить выделять из текста однокоренные слова. · Закреплять навык употребления притяжательных местоимений. | · Учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия. · Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В живом уголке». | ||
Май | ||||||
1. | Звуки [jэ]. Буква Ее. | Откуда хлеб пришёл? | · Учить подбирать синонимы и однокоренные слова. · Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | · Обучать детей пересказу рассказа «Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин. · Закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. | ||
2. | Дифференциация звуков [jэ], [jо], [jу], [jя]. | День Победы. | · Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы. · Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа. | · Обучать детей составлению рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин по заданному плану. · Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия. | ||
3. | Закрепление пройденного материала | Насекомые. | · Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число. · Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. | · Учить составлять описательный рассказ о насекомых с использованием схемы. · Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. | ||
4. | Мониторинг индивидуального развития | |||||
Перспективно-тематическое планирование НОД