Недели | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Лексические темы | Лексико-грамматические категории | Связная речь | |
Сентябрь | |||||
1. | Мониторинг индивидуального развития | ||||
2. | |||||
3. | Повторение. Гласные и согласные звуки. | Урожай. | · Расширять глагольный словарь, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. · Формировать грамматическую категорию имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. · Формирование навыков словообразования. | · Учить детей составлять пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь», проявляя творческое воображение и артистизм. · Развивать у детей умение распространять предложения определениями. | |
4. | Звуки [т] и [т']. Буква Тт. | Осень. Осенние месяцы. | · Формирование номинативного словаря по теме. · Учить преобразовывать существительные единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. | · Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. · Активизировать словарь по данной теме. | |
Октябрь | |||||
1. | Звуки [к] и [к']. Буква Кк. | Домашние животные и их детёныши. | · Учить образовывать сложные прилагательные. · Учить образовывать притяжательные прилагательные. · Формировать умение образовывать существительные с помощью суффикса -ищ-. | · Обучать составлению плана рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин, посредством выделения главной мысли в каждой картинке. · Обучать составлению рассказа в соответствии с планом. | |
2. | Звуки [х] и [х']. Буква Хх. | Части тела человека. | · Закреплять знания о частях тела человека. · Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. · Формировать навык употребления в речи возвратных глаголов. | · Учить детей составлять рассказ «Человек» по серии предметных картин. · Развивать умение видеть главное в картине. | |
3. | Звуки [ф] и [ф']. Буква Фф. | Сезонная одежда. Обувь. Головные уборы. | · Учить дифференцировать типы одежды по сезонам. · Упражнять в образовании относительных прилагательных. · Закреплять умение согласовывать имена существительные с числительными. · Продолжать закреплять навык понимания значений притяжательных местоимений. | · Учить составлять описательный рассказ по теме «Одежда» с опорой на схему. · Упражнять в употреблении распространённых предложений. | |
4. | Звук [j]. Буква Йй. | Наш дом. | · Упражнять в образовании слов сложного состава. · Упражнять в падежном и предложном согласовании слов. · Закреплять практическое употребление в речи предлогов: в, на, под, у, за, из, к, между. | · Обучать детей составлять рассказ «Дом, в котором я живу», опираясь на личный опыт. · Развивать умение строить распространённые предложения. · Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план. | |
Ноябрь | |||||
1. | Звуки [jо]. Буква Ёё. Дружные звуки. | Наша страна. Мой родной край. | · Уточнить и расширить словарь по теме. · Упражнять в образовании синонимических рядов. · Развивать умение согласовывать слова в предложениях. | · Обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий (С.А. Баруздин «Страна, где мы живём»). · Развивать диалогическую и монологическую речь детей. | |
2. | Звуки [jу]. Буква Юю. | Транспорт. Виды транспорта. | · Образовывать и закреплять в речи глаголы движения с приставками. · Дифференцировать транспорт по видам. · Закреплять употребление формы творительного падежа существительных. | · Учить детей составлять рассказ «Случай на улице» по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий. · Развивать у детей умение подробно объяснять свои действия. | |
3. | Звуки [jа]. Буква Яя. | Продукты питания. | · Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать. · Формировать навык образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже. · Закреплять правильное употребление в речи имён существительных в творительном падеже. | · Учить детей пересказывать рассказ Л. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картинок. · Развивать умение грамматически и логически последовательно строить своё высказывание. | |
4. | Звуки [jэ]. Буква Ее. | Дикие животные и их детёныши. | · Продолжать учить детей образованию существительных множественного числа и их практическому употреблению в речи. · Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные. · Учить образовывать сложные прилагательные. | · Учить детей пересказывать рассказ В. Бианки «Купание медвежат» близко к тексту. · Закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных. | |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) | |||||
Декабрь | |||||
1. | Звуки [л] и [л']. Буква Лл. | Зима. Зимние месяцы. | · Учить подбирать родственные слова. · Закреплять навык образования глаголов прошедшего времени. · Развивать навыки словоизменения. | · Учить составлять описательный рассказ по картине с изображением зимнего пейзажа. · Развивать у детей навык планирования связного высказывания. | |
2. | Звуки [в] и [в']. Буква Вв. | Профессии. | · Формировать навыки словообразования. · Закреплять навык образования творительного падежа имён существительных. · Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса -щик-. · Формировать навык употребления глаголов будущего времени. | · Учить составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада. · Развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперёд. | |
3. | Звук [ч']. Буква Чч. | Зимующие птицы. | · Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. · Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. · Закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. | · Учить детей составлять рассказ «Кормушка» по серии сюжетных картин. · Учить самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым событиям. · Уточнять знания детей о зимующих птицах. | |
4. | Звук [щ']. Буква Щщ. | Новый год. | · Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. · Упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. · Закреплять употребление имён существительных в творительном падеже. | · Учить детей составлять рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. · Формировать навык соблюдения последовательности изложения. · Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. | |
Январь | |||||
2. | Звуки [Ч'] - [Щ']. | Зимние забавы и развлечения. | · Упражнять в образовании существительных единственного числа в предложном падеже с предлогом -О-. · Учить подбирать определения к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?). | · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы». · Развивать умение составлять распространённые предложения. | |
3. | Звуки [б] и [б']. Буква Бб. | ||||
4. | Звуки [д] и [д']. Буква Дд. | Посуда. Столовые приборы. | · Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. · Упражнять в образовании относительных прилагательных. · Развивать навыки словообразования. | · Учить детей составлять пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» близко к тексту и по ролям. · Развивать у детей умение строить сложноподчинённые предложения. | |
Февраль | |||||
1. | Звуки [с] и [с']. Буква Сс. | Семья. | · Учить образовывать сравнительную степень прилагательных. · Учить составлению сложносочинённых предложений. · Расширять словарь антонимов. · Закреплять навык образования притяжательных прилагательных и согласование их с существительными. | · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа «Семья» по сюжетной картине. · Развивать у детей умение составлять рассказ коллективно. | |
2. | Звук [ц]. Буква Цц. | Азбука безопасности. | · Формировать умение употреблять сложные предлоги. · Учить образованию однокоренных слов. · Закреплять навык образования глагола с помощью приставок. · Активизировать словарь наречий. | · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по сюжетной картине. · Развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. | |
3. | Звуки [г] и [г']. Буква Гг. | Наши защитники. Военные профессии. | · Учить употреблять имена существительные в творительном падеже. · Формировать навыки словоизменения. · Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. · Упражнять детей в образовании названий военных профессий с помощью суффиксов -чик-, -ист-. | · Учить детей составлять рассказ «Собака-санитар» по серии сюжетных картин по цепочке и в целом. · Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. · Воспитывать патриотические чувства. | |
4. | Звуки [з] и [з']. Буква Зз. | Орудия труда и инструменты. | · Закреплять навык употребления имён существительных в дательном и творительном падеже. · Формировать умение образовывать родственные слова. · Формировать словарь глаголов. | · Учить детей составлять пересказ сказки «Две косы» логично, последовательно и близко к тексту. · Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд. | |
3 период обучения (март, апрель, май) | |||||
Март | |||||
1. | Звуки [з] - [с], [з'] - [с']. | 8 Марта. Цветы. | · Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода. · Развивать навыки словообразования. · Упражнять в подборе родственных слов. | · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Поздравляем маму». · Формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображённым на картине. | |
2. | Звук [ш]. Буква Шш. | Животные жарких стран. | · Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже. · Формировать навык словообразования по теме. · Формировать умение образовывать названия птенцов домашних птиц с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-. · Закреплять умение употреблять предлог у в речи, дифференцировать предлоги -к-, -от-. | · Обучать детей пересказывать рассказ Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» близко к тексту и по плану. · Развивать умение строить высказывание без опорных сигналов. | |
3. | Звуки [ш] - [с], [ш] - [щ']. | Виды спорта. | · Учить образованию относительных прилагательных и образованию сложных слов. · Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах. · Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже. | · Учить составлять рассказ «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта). · Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. | |
4. | Звук [ж]. Буква Жж. | Весна. Весенние месяцы. | · Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. · Формировать навыки словоизменения. · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. · Учить подбирать антонимы к прилагательным и наречиям. | · Обучать детей пересказывать рассказ Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий, логически завершающие рассказ. · Развивать умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные. | |
Апрель | |||||
1. | Звуки [ж] - [з], [ж] - [ш]. | Театр. | · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного числа. · Закреплять умение преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное число. | · Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ на тему «Как мы играли». · Воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе. | |
2. | Звуки [р] и [р']. Буква Рр. | Перелётные птицы. | · Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы. · Закреплять умение употреблять в речи простых предлогов: на – с, в – из. · Упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных. | · Обучать детей составлению повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. · Развивать словарь по теме. | |
3. | Звуки [р] - [л], [р'] - [л']. | Космос. | · Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах. · Закрепить умение согласовывать числительные 1 - 5 с существительными. · Учить префиксальному способу образования глаголов. | · Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. · Учить составлять рассказ по картине В. М. Каратая «Космонавты». | |
4. | Буква ь. | Обитатели рек, озёр, морей. | · Закреплять умение детей согласовывать имена существительные с числительными. · Учить подбирать однокоренные слова. · Закреплять навык употребления притяжательных прилагательных. | · Обучать детей пересказывать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка» близко к тексту и по плану. · Развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание. | |
Май | |||||
1. | Буква ъ. | Весенние сельскохозяйственные работы. | · Учить подбирать синонимы и однокоренные слова. · Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. · Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия. | |
2. | Закрепление пройденного материала. | День Победы. | · Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы. · Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа. | · Обучать детей составлению рассказа по собственным наблюдениям или рисункам по теме «День Победы». · Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия. | |
3. | Страна Азбука. Итоговое занятие. | Насекомые. | · Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число. · Закреплять употребление имён существительных в родительном падеже. · Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными. · Согласовывать имена существительные с числительными. | · Обучать детей составлению описательного рассказа о пчеле с опорой на схему. · Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. | |
4. | Мониторинг индивидуального развития | ||||