Мои действия по самообразованию




Памятка по составлению программы самообразования

Уважаемый студент!

Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни».

Программа самообразования должна быть у каждого учащегося педагогического колледжа, студента педагогического университета, учителя школы, педагога дополнительного образования и др. Продуманный план самообразования подобен хорошему проекту постройки дома. Такой план гарантированно приводит к цели без потери времени

Инструкция

1. Самодиагностика. Приступая к составлению программы самообразования, вспомните изученный материал, проанализируйте собственную деятельность по освоению программы дисциплины «НОТ в самообразовании», выявите имеющиеся проблемы с учетом выполнения предлагаемых заданий и заполненных Вами карт освоения программы дисциплины. Составьте перечень вопросов, которые оказались трудными для вас в процессе изучения литературы и освоения программы, что предстоит сделать по их преодолению. Оцените свои возможности (потребности, мотивы, способности и т.д.) для перехода на научную организацию труда в самообразовании.

2. Самооценка. Составьте самохарактеристику «Я сегодня». Цель самохарактеристики – научить будущего педагога видеть себя со стороны, свои положительные и отрицательные стороны и принимать решения о необходимости самоизменения. Сформулируйте проблему самообразования, требующую совершенствования вашей самообразовательной деятельности.

3. Целеполагание. Охарактеризуйте видение обозримой перспективы своей самообразовательной деятельности – «мои перспективы»: выбор стратегии самообразования и саморазвития, основных направлений работы над собой. Определите свои профессиональные потребности самообразования (чему хочу научиться, что узнать?). Сформулируйте достижимую цель и задачи деятельности по самообразованию (чего хочу достичь?). Безусловно, для человека ХХI века самообразование будет осуществляться в течение всей жизни. Рассматривайте данный шаг, как возможность забраться на одну из гор самообразования. Таких вершин в Вашей жизни будет множество, но сейчас надо покорить что-то конкретное, не растягивая этот процесс на неопределенный срок.

4. Планирование (определение тактики).Составьте календарный план занятий самообразованием (таблица 1, вар. 1 и вар. 2). Этот план пока не привязан к объему изучаемого материала. Однако следует определить список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:

- освоение базовых психолого-педагогических знаний, позволяющих студенту решать основные задачи по научной организации труда в самообразовании;

-овладение способами и умениями, необходимыми студенту для решения основных задач по научной организации труда в самообразовании;

-овладение самообразовательными рефлексивными умениями, позволяющими студенту сознательно развивать свою информационную культуру, определять «содержательное поле» и пути своей самообразовательной деятельности и профессионального развития;

- и т.п.

Наложите способы достижения цели на календарный план. Вы намечаете, каким временем располагаете каждый день, посвященный самообучению для достижения намеченных результатов. Обязательно продумайте возможные риски и затраты – времени, силы, и т.д.

Распишите весь срок, назначенный на 3-м шаге, по дням. Запланируйте каникулы, если необходимо. Так вы сможете определить общее количество времени с учетом нюансов повседневной

Таблица 1

Мои действия по самообразованию

(календарный план работы)

Вариант 1

№ п/п Цель / Результат Содержание (что делаю) Способы достижения цели (с помощью чего и как собираюсь действовать?) Время
         
         

Вариант 2

Основные направления самообразования Действия Форма результатов Время
       

 

жизни. Ваша программа может подразделяться на следующие две категории: личностное развитие и повышение профессиональной квалификации. В каждой из этих двух категорий запланируйте проработать какой-либо учебный материал, который послужит для вас одновременно источником настоящего (вам будет приятно это читать и обдумывать) и будущего блага (это будет полезно для вашего общего развития).

5. Покажите разработанный план преподавателям, опытным людям. Они подскажут, какие моменты Вы упустили. Выберите лучший вариант плана с учетом полученных советов.

При разработке программы самообразования, вам, как только начинающим осваивать азы самообразовательной деятельности, достаточно ограничиться пятью структурными компонентами обозначенными выше. При этом рекомендуем запомнить, что, в дополнение к указанным, программа самообразования педагога включает еще ряд компонентов:

- работа по реализации программы;

- корректировка хода работы или самой программы при необходимости;

- самоконтроль и самооценка студентом процессов и результатов выполнения выдвинутых самообразовательных задач (рефлексия); вывод о проделанной работе по самообразованию;

- постановка перед собой новых целей и задач, дальнейшие планы по самообразованию.

Графически последовательность действий по разработке и реализации программы самообразования отображает рисунок 1 (стр. 3).

Составьте план в удобной для Вас форме, возвращайтесь к записям, вносите коррективы.

Успешной работы!

Подсказка:

Основные направления, в которых студент должен совершенствоваться и заниматься самообразованием

· Профессиональное (в соответствии образовательной программой подготовки)

· Психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей)

· Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

· Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

· Правовое

· Эстетическое

· Историческое

· Иностранные языки

· Информационно-компьютерные технологии

· Охрана здоровья

· Интересы и хобби

· …

Поставим в конце этого списка многоточие, поскольку студент, который стремится стать креативным педагогом, дополнит этот список собственными направлениями.

 

Рис. 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: