Первая опытная станция С.Т. Шацкого и ее значение для развития теории практики начального образования
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т. Шацкого.
Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) родился 13 июня в г. Смоленске. Его отец Теофил Осипович Шацкий был мелким чиновником-делопроизводителем Первого пехотного Невского полка. На плечах матери Антонины Клементьевны Шацкой (Ляхович) лежала забота о семерых детях. Жила семья на ничтожное жалованье отца.
В 1888—1896 гг. Шацкий учится в шестой московской гимназии. Здесь, в казенной обстановке, жизнерадостный, активный, общительный и впечатлительный ребенок чувствовал себя неуютно.
Годы учения в гимназии для Станислава Теофиловича — это время интенсивного самообразования. Чтение внепрограммной классической литературы; занятия музыкой, физикой, пением, участие в создании тайного научно-художественного журнала, в работе различных кружков.
Еще в гимназические годы Шацкий начал зарабатывать на жизнь репетиторством.
Последние годы пребывания в гимназии Шацкий охарактеризовал как «жизнь без фундамента». Он приходит к убеждению, что так учить и так воспитывать, как в его гимназии, нельзя.
В студенческие годы Шацкий продолжал поиск своего истинного назначения в жизни. Поступив на физико-математическое отделение Московского университета, он чувствует неудовлетворение от занятий и переходит на естественное отделение. Здесь преподавал профессор К.А. Тимирязев. Во многом благодаря тому обаянию, которое исходило от Тимирязева-педагога, студент естественного факультета Шацкий увлекся изучением философии, психологии и педагогики.
Л.Н. Толстой и его Яснополянская школа были особенно близки Шацкому. «Не могу, конечно, не отметить того совершенно необычайного впечатления, которое произвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого» («Мой педагогический путь»). Многие идеи великого писателя-педагога впоследствии он воплотил в практику обучения и воспитания, эти идеи стали основой его педагогики.
Занятия в университете Шацкий совмещал с посещением музы кальной школы. Он даже поступил в Московскую консерваторию по клан у вокала.
В 1902 г. СТ. Шацкий.поступает в Московский сельскохозяйственный институт. Здесь он посещает лекции профессора А.Ф. Фортунатова, отвергавшего формалистическое преподавание и одобрявшего самостоятельность в научном поиске. Фортунатов имел опыт занятий и со школьниками: своих детей и детей своих товарищей обучал дома сам, стремясь развить у них самостоятельность мышления, сделать занятия привлекательными и приблизить программу обучения к жизни.
В эти годы Шацкий предпринял попытку открыть школу ручного труда для детей служащих и технических работников института, но проект школы не был утвержден Московским учебным округом.
Начало педагогической деятельности
В 1905 г. занятия в институте Шацким были оставлены: его «охватила чрезвычайно сильная жажда реального дела», таким делом стала педагогическая деятельность. Но прежде чем приступить к знакомству с пей, задумаемся над тем, почему именно она стала смыслом и содержанием жизни этого одаренного человека? Что послужило мотивом для многолет него педагогического труда?
Чтение произведений Шацкого позволяет сделать предположение о целях его жизни и деятельности.
Как для большинства выдающихся отечественных педагогов, таких, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, так и дли С.Т. Шацкого педагогическая деятельность не была ремеслом Она была больше и выше, чем просто учительство, преподавание. Самые талантливые, самые незаурядные личности выбирали себе высокую и благородную цель в жизни: «Сделать как можно больше пользы для своего Отечества» (КД. Ушинский), «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских,...Ломоносовых» (Л.Н. Толстой), «С помощью воспитания и образования вывести народ и i нищеты и бесправия» (С.А. Рачинский).
Шацкий для себя определил свое будущее так: «Когда я подумаю, что у меня достанет сил достичь желаемого — увидеть вокруг себя свежи», здоровые, вольные детские лица и знать, что я сберег для их жизни пи капитал, что в них заложен, душа делается радостно спокойна и ничего, ничего больше я в жизни для себя не хочу...».
«Первое дело, которое привлекло меня, имело почти все то, что я считал подходящим для своей работы. Оно носило бесспорно общественный характер, давало простор творчеству каждого участника, избрало для своей деятельности бедные рабочие слои населения, имело своим заданием провести в жизнь трудовое воспитание, детское самоуправление и удовлетворение детских интересов»1.
В этих высказываниях Шацкого ясно прослеживается цель его педагогической работы: через развитие самостоятельности, активности, раскрытия способностей и интересов помочь детям из бедных рабочих слоев, до которых никому не было дела, быть в детстве детьми, развить их творческие силы, сделать их жизнь насыщенной и радостной.
Таким первым педагогическим делом стала открытая в мае 1905 г. детская летняя трудовая колония возле Москвы (Щелково) и продолжение этой работы в детских клубах в городе зимой. По инициативе А.у. Зеленко и С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительское общество «Сетлмент», оно открылось в Сущевско-Марьинском районе г. Москвы. Здесь в основном жила беднота — рабочие и ремесленники, дети которых росли безнадзорными, многие были неграмотны, потому что родители, измотанные работой, не имели ни времени, ни условий, чтобы заниматься ими. Отсюда — дурные привычки детей, постоянные драки, сквернословие, курение, злоба — все, вплоть до пьянства и разврата.
Вернуть детям детство, приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению — это и предстояло сделать энтузиастам.
Летом 1905 г. Шацкий и Зеленко вывезли на дачу в Щелково, которая временно была предоставлена им хозяином, 14 мальчиков-подростков из приюта. Средства для колонии были собраны среди знакомых, опыт этой работы описан Шацким в книге «Дети — работники будущего». Там в жизнь колонистов вошли труд, хоровое пение, чтение сказок, прогулки, экскурсии, занятия физикой (опыты), игры. Жизнь детей к концу лета стала дружной и слаженной.
Так выезжали несколько лет. Успех летней колонии побудил Шацкого продолжить опыт в условиях города.
Осенью 1905 г. Шацкий и его товарищи организовали первый в России клуб для детей и подростков в том же Марьинском районе Москвы. Он не имел государственной поддержки, и только благодаря энтузиазму его организаторов собирались необходимые средства для клуба: это были небольшие пожертвования и деньги, заработанные самими педагогами. Л круг педагогов-энтузиастов расширялся. С Шацким стали сотрудничать Валентина Николаевна Демьянова, ставшая его женой, братья Фортунатовы, Е.А. Казимирова — учительница начальной школы (впоследствии Фортунатова) и др. Почти все члены кружка Шацкого — Зеленко увлекались музыкой, выступали с концертами: сам С.Т. Шацкий пел, А.у. Зеленко играл на виолончели, АА. Фортунатов — на скрипке. Все они увлеченно занимались и литературной работой. Часть своих денег, заработанных литературным трудом и концертами, они передавали на нужды клуба.
Их деятельность по воспитанию детей была безвозмездной, никто не оплачивал ее, но энтузиазм этих людей был велик. И хотя работа клуба велась в тяжелых условиях, он очень скоро привлек многих детей. Их становилось все больше и больше — так притягательно было то, чем здесь занимались. Вскоре сложилась сеть клубных кружков: физики, химии, литературы, рисования, пения, рукоделия. Но при этом руководители клуба стремились к тому, чтобы его члены были не просто посетителями, а инициативными и активными участниками общего дела.
Кроме занятий по интересам, дети и подростки посещали театр, картинные галереи, музеи, совершали прогулки за город — это тоже было потрясением: ведь многие дети из рабочих семей никогда не бывали на природе, не отлучались дальше своей улицы.
В эти годы Шацкий приходит к выводу, что все лучшее, что есть и практике семейного воспитания, может быть использовано и в работе с детьми в клубе. Он понимает, что народная основа есть суть всей системы воспитания. Трудолюбие, сердечное отношение к людям, взаимопомощь — все эти лучшие черты семейной жизни необходимо внести в детские учреждения.
Кружок педагогов открывает детский сад на двадцать мест, где
женщины-работницы могли оставить своих ребятишек. Одна из сотрудниц организует в своей квартире амбулаторию и зубоврачебный кабинет для детей. Эта сеть культурно-воспитательных учреждений и называлась обществом «Сетлмент».
Противодействие рутине, господствовавшей в официальной школе, трудовое воспитание как важное дополнение к интеллектуальному обучению; самодеятельность детей и свобода выбора ими занятий и способом деятельности; учет, удовлетворение и развитие детских интересов были главными обязанностями воспитательно-образовательной работы. Все это полностью игнорировалось абсолютным большинством школ и воспитательных учреждений в России того времени.
Несмотря на заимствованное чужестранное название, общество «Сетлмент» строило свою деятельность на реалиях российской действительности и было совершенно самобытным и оригинальным.
Количество детей, занимавшихся в клубе, все росло: в 1906 г. их уже было 120, а 70 из них вместе с супругами Шацкими летом выехали и Щелково; весной 1907 г. детские учреждения приняли уже 250-детей.
В это время деятельность культурно-просветительского общества была поддержана и Министерством народного просвещения: были выделены небольшие денежные средства.
В 1907 г. произошло еще одно радостное событие — в Москве в Вад- ковском переулке специально для клуба был построен дом. Под руководством архитектора А.у. Зеленко местное население безвозмездно возвело его. Рабочие соседнего завода и артель штукатуров отдавали стройке все свои выходные, работая бесплатно. Так велика была поддержка населением того дела, которое вели С.Т. Шацкий и его коллеги.
В доме оборудовали комнаты для клубных занятий, студии для занятий живописью, библиотеку-читальню, большой зал для торжеств. При доме создали музей по изготовлению наглядных пособий; здесь же открыли детский сад, начальную школу, курсы рисования, дополнительную школу для подростков, столярную, слесарную, сапожную, переплетную и швейные мастерские.
Три года работы значили много и для педагогов-энтузиастов. За это иремя в процессе постоянного живого общения вырисовывались основы педагогики, вырабатывались новые теоретические и практические подходы к воспитанию и обучению. Шацкий и его коллеги определили в эти годы свою оригинальную систему воспитания детей, получившую блестящее практическое воплощение.
«...Это были годы педагогической школы в лучшем смысле этого слова... Шацкий в это время чрезвычайно на всех нас влиял... Я имею в виду его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию, не как на «службу», а как на постоянное творчество., учителей и учащихся;...педагог создается только в процессе творческой работы, и в известной степени каждый ученик может быть назван его учителем... Никогда нельзя останавливаться на достигнутом... В педагогике может и должна быть известная цель, которую мы ставим перед собой, но, осуществляя эту цель, мы должны все время стремиться к новому...»1. Годы 1905—1908 были временем поиска и нахождения новых путей воспитания, «создания детского царства».
Но вскоре наступили тяжелые времена для Шацкого и его коллег. 11осле революционных событий 1905—1907 гг. правительство и полиция начинают с подозрением относиться к любому общественно-демократическому начинанию. В «Московских ведомостях» — черносотенской газете — появилась статья, в которой культурно-просветительская работа общества объявлялась революционной, а группа Шацкого — Зеленко — могучей организацией, где детей «приучают к непренадлежащей и непривычной им роскоши», где прививают им «парламентские привычки» и т.п. Возле клуба собралась толпа активистов «Союза русского народа», не позволяя никому войти в помещение, швыряли камни в окна, избивали детей и педагогов. Полиция произвела обыски у сотрудников, а Шацкий и Зеленко даже были задержаны. После этих событий Зеленко уехал на некоторое время за границу. Клуб был закрыт. И никакие прошения Шацкого о возобновлении его работы не дали результатов.
Общество «Детский труд и отдых». Колония «Бодрая жизнь» (1909-1917)
Около года работы с детьми не велось, а в 1909 г. Шацкому удалось возобновить ее, дав новое название обществу — «Детский труд и отдых» (1909—1917), которое было разрешено официально. В уставе общества было записано, что с детьми должны вестись физкультурная и спортивная работа, проводиться занятия ручным трудом, декламацией, музыкой и пением, экскурсии, концерты и спектакли с участием детей, организовываться детские библиотеки и читальни, бесплатные амбулатории для детей. То есть занятия оставались в основном те же, но не раскрывались принципы их организации: самоуправление, самодеятельность. Труд воспитателей оставался неоплачиваемым, а содержалось общество на частные взносы и пожертвования.
Работать приходилось в тяжелых условиях: тайный и явный полицейский надзор не ослабевал, часто проводились обыски в помещениях, где шла работа Угроза закрытия учреждения была постоянной.
Идея создания детской сельскохозяйственной колонии, где бы дети могли, занимаясь серьезно трудоли, всесторонне развить свои способности, не оставляла Шацкого. Летом 1909 г. он уезжает за границу для изучения опыта такой работы. Он побывал в Дании, Швеции, Норвегии, но то, что он там увидел, не удовлетворило его, так как труд детей давал им определенные навыки, но был лишен воспитательного смысла. Он убедился и том, что его опора на гуманистические традиции отечественной педагогики верна и плодотворна1.
Шацкий и его коллеги обращаются к населению Москвы с призывом поддержать общество «Детский труд и отдых». И, наконец, в 1911 г. у Шацкого появилась возможность осуществить давнюю идею создания детской колонии. Помещица М.К. Морозова выделила безвозмездно землю в Калужской губернии и средства на постройку и оборудование дома для колонии. Колония полухила название «Бодрая жизнь», а ее
' Бсришдская ДС. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. М, 1960. С 52.
история ярко описана супругами Шацкими в книге «Бодрая жизнь» (1914).
В 1914—1915 гг. Шацкий приходит к мысли о необходимости организации детского опытно-показательного учреждения, где решались бы две задачи — отработка воспитательной системы и практическое обучение молодых педагогов. Он назвал его опытной станцией. Удалось получить субсидию от городской Думы и Министерства народного просвещения.
На полученные средства возле села Белкино, недалеко от которого находилась колония «Бодрая жизнь», организуется опытная станция. Ее задачи: создание сети воспитательных учреждений — ясли, детский сад, начальная и дополнительная школа, курсы для взрослого населения («высшая крестьянская школа»), мастерские, библиотеки, местный музей; открытие кооперативных крестьянских учреждений, народного дома, организация профессиональной помощи агронома, врача, ветеринара, юриста; здесь предполагалось испытывать и проверять новые методы земской работы и тд.
Как видим, задачи станции выходили далеко за рамки только педагогических. Это, по существу, был проект мирного и постепенного социального преобразования всей жизни деревни.
Такими были планы, но не только отсутствие материальной поддержки тормозило их реализацию. Экономическая и культурная отсталость населения, корыстные интересы людей, наживающихся на бедности, забитости и необразованности крестьян, также затрудняли в 1916—1917 гг. деятельность Шацкого и его соратников. Были сделаны только первые шаги по воплощению в жизнь грандиозного и благородного замысла.
2. Щацкий организатор первой опытной станции по народному образованию (Первая опытная станция (1919—1932))
Работа шла согласно «Положению о Первой опытной станции по народному образованию», проект которой был составлен Шацким и его коллегами.
Первая опытная станция включала в себя два отделения:
1. Калужское, куда входили школа-колония «Бодрая жизнь» (центральное учебное заведение по отношению ко всем другим), 14 школ 1-й ступени, школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка.
2. Московское — район Марьиной Рощи, включало: детский сад, Первую трудовую школу, педагогическую выставку, педагогическую библиотеку, педагогический техникум.
Преобразилась и колония «Бодрая жизнь», ставшая школой-коло- нией, а также культурным центром, объединяющим как ее воспитанников, так и молодежь района. Жизнь детей в замкнутом учреждении считалась неполноценной, поэтому в его клубах, мастерских, библиотеке, в детской производственной кооперации занимались подростки и молодежь из окрестных сел.
Первая опытная станция была автономной и получила право самостоятельно определять содержание своей работы.
Трудности в строительстве Первой опытной станции были огромны: в большинстве деревень не было помещений для занятий с детьми, а те, что были, находились в ужасном состоянии — душные, тесные, с уродливыми партами. Первой задачей стало создание необходимых материальных условий, и эта задача успешно решалась.
«Настоящее воспитание дает сама жизнь», — утверждал Шацкий. Школа же создает социальную среду, организует жизнь детей, развивая в них потребности и способности, создает условия для разумной жизни детей.
В содержание детской жизни Шацкий включал: 1) самоуправление, 2) материальный труд, 3) игру, 4) искусство, 5) умственную жизнь, 6) социальную жизнь. «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — деловое самоуравле- ние. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества — игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума Соединение всех элементов усиливает социальные навыки» (статья «На пути к трудовой школе»).
В основу воспитательной системы Первой опытной станции был по ложен труд детей, направленный на переустройство быта и на овладение необходимой культурой трудовой деятельности. Дети активно участвова ли в работе по улучшению жизни в окружающей социальной среде. Опыт такого участия изложен Шацким в его работе «Деревенские дети и работа с ними».
Организацией трудового воспитания вместе с Шацкими занимаются А.у. Зеленко, М.Н. Скаткин, АЛ. Меленчук. Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, в мастерской, сельскохозяйственный труд и др.
В школах и дома у детей создавались «трудовые уголки» — маленькие мастерские. Здесь делали модели ручной молотилки, ветряной мельницы, механической пилы. Дети мастерили кормушки для птиц, вешалки, мышеловки, крышки для ведер и др. С увлечением изготовляли коньки, лыжи, городки.
В школе это был труд по самообслуживанию (починка мебели, заготовка дров и топка печей, уборка класса), домоводству, работа на кухне, в огороде. Кухня — это лаборатория; огород — опытная работа по обработке земли, выращиванию растений. Можно добавить к этим видам труда обработку дерева, глины, ткачество.
На пришкольных участках выращивались саженцы фруктовых деревьев, огородные культуры разных сортов, а затем все это распространялось среди населения. Дети овладевали культурой сельскохозяйственного труда и исследовательскими навыками; выступали пропагандистами передовых технологий среди крестьян.
Такая же опытническая работа выполнялась школьниками на своих участках. Педагоги просили родителей помочь детям — выделить делянку, где бы они все делали самостоятельно. Так и семья приобщалась к более рациональному ведению хозяйства.
Еще один аспект трудовой деятельности школьников — занятия их с дошкольниками, которые собирались в школах Первой опытной станции во второй половине дня. Нетрудно понять, как важны были такие занятия и для малышей, и для старших детей.
Опыт трудового воспитания, проводимого Шацким и его коллегами, представляет исключительную ценность. Успешная попытка организации общественно полезного труда, соединения его с потребностями жизни разительно отличает трудовую деятельность школьников тех лет от системы трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе всех последующих десятилетий.
Труд, смыслом которого являлось общее развитие личности школьника и улучшение социальной жизни всего населения — так было в опыте Шацкого. Такая постановка дела увлекала и удовлетворяла детей и родителей, так как цели трудовой деятельности были понятны им, полезность его очевидна.
Организация обучения в школе исходила из следующих утверждений Шацкого. «Мы все убеждены, что из целого ряда наук можно выбрать специально школьные науки: таковыми особенно почитаются грамматика, география, арифметика, история», что они имеют «законченный вид».
Но наука изменяется, развивается. Поэтому в школе нужно дать возможность ученикам самим добывать знания. Все, чему нужно учить в школе, — это учить работать. Школа есть место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого» (статья «На пути к трудовой школе»).
Нужна не. программа обучения как каталог сведений, а программа действий учителя.
Обучение языку очень валено, но начинать его нужно не с правил, а с развития ясной, свободной устной и письменной речи, наблюдения за языком, а потом переходить к правилам. Ребенок мыслит образами, и учителю нужно следить, чтобы эта особенность речи — образность и непосредственность — не исчезла
Необходимы постоянные упражнения памяти, способности к наблюдениям, в быстром счете, сочинении и т.п.
Вот некоторые образцы детских сочинений учеников начальной школы:
Береза Летняя травушка-муравушка качается,
Ветерок из леса подымается.
Береза, березочка
Мы сидим на лугу,
Кудрявая моя,
На крутом берегу
Что ты испугалась
Возле речки на песке..
Иль грома, иль дождя?
, Ноги моем в ручейке.
Не бойся ты, березочка, Ручеек протекал,
Пройдет все стороной. Наши ноги обмывал.
И юре, радость встретятся Вода светлая течет,
С прозрачною весной. Наши ноги волочет.
(Кутырин) (Глебов)
Весна
Сейчас мы в школу не ходим, потому что некогда. Приходится много работать: сажать картошку, делать гряды, приучать телят в стадо, скотину стеречь первые дни, когда ее только выгонят в поле после долгой зимы. Весной хочется бегать, прыгать, барахтаться в воде, ловить рыбу, лазить по деревьям и буграм Да какого чувствуешь по-особому, легко — хорошо. В природе весной все живет, цветет, растет, и нам, ребятам, также жить хочется. Ух, как хорошо на улице во время и после дождя. Солнышко сильнее греет, травка зеленее становится, а уж как птички поют, нам и не описать.
(Овчинникова)
Приведенные здесь образцы детского литературного творчества свидетельствуют о результатах обучения и развития детей.
Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях супруги Шацкие считали развитие у детей эстетического начала, эстетизацию жизни воспитанников.
Особое направление деятельности педагогов и воспитанников музыкальное образование было в ведомстве жены Шацкого — В.Н. Шацкой.
Один из воспитанников колонии писал впоследствии в своих воспоминаниях: «...никогда в своей последующей жизни я не получал столько эстетического удовлетворения от музыки и музыкального образования, как это было в колонии. Там нас учили любить и понимать не только творения величайших музыкантов — Глинки, Чайковского, Бетховена, Моцарта, но и русскую народную музыку и песни. С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая привили нам вкус и понимание музыки»1.
Красочные театральные зрелища: инсценировки событий жизни, пьес, массовые праздничные действия — все это осуществлялось в Первой опытной станции педагогами и детьми совместно, основывалось на их творчестве и выдумке. Так, в одной школе дети инсценировали сказку, рассказанную мальчику его бабушкой. Дети изменили ее сюжет, каждый, кто получил роль, сам придумывал для нее слова, сами делали костюмы, декорации.
А передвижным театром руководил А.А. Фортунатов. В этом театре ставили произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В. Гюго и других авторов. Театральные постановки способствовали как общему развитию детей, так'и повышению культуры местного населения. Театр был звеном, связывавшим школьников и взрослых.
Здесь только пунктирно обозначены некоторые направления воспитания, осуществляемые под руководством Шацкого в Первой опытной станции. Проводилась еще большая работа по физическому и интеллектуальному развитию детей, был интереснейший опыт организации «детского сообщества», основанного на коллективизме. Шацкий еще в начале XX в. первым начал организовывать воспитание детей и подростков на началах коллективизма. Эта идея не была чуждой, привнесенной извне, она имела свое начало в общественной народной педагогике. Шла от вековых традиций деревенской жизни.
Коллективными являлись и педагогические поиски и опыты. Шацкий смог создать из талантливых и самоотверженных единомышленников коллектив научных и практических работников, вместе разрабатывавших и воплощавших в жизнь новые педагогические идеи.