2.8.1 АО «Медицинский университет Астана» обеспечивает операционную связь между образовательной программой и последующими этапами профессиональной подготовки (резидентура, магистратура), клинической практикой к которой выпускник приступает после окончания обучения (5+2). Развитие партнерского сотрудничества между системой высшего образования и системой здравоохранения позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность, как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников. Кроме того, связь с медицинской практикой важный фактор развития образовательного процесса.
C введением в образовательный процесс государственного общеобразовательного стандарта образования (ГОСО РК 3.07.475-2006) по специальности «Общая медицина» предусмотрено 5 лет обучения в бакалавриате, затем двухгодичное обучение в интернатуре (5+2) по специальностям: хирургия, внутренние болезни, педиатрия, акушерство и гинекология, общая врачебная практика. На рисунке 2.1 представлена модель подготовки кадров здравоохранения в Республике Казахстан
Рисунок 2.1. Модель подготовки медицинских кадров в Республики Казахстан
В период обучения с 1 по 5 курс студенты должны самоопределиться в будущей профессии и сделать правильный выбор в интернатуре. В АО «МУА» существует служба эдвайзеров, которые помогают выбрать правильную траекторию обучения, есть выборность элективных дисциплин и выездная производственная практика. Производственная практика студентов, является важнейшим звеном в подготовке врачей, составляет неразрывную часть учебного процесса. Теоретические знания и навыки, полученные в процессе обучения на клинических и теоретических кафедрах, студенты закрепляют во время прохождения производственной практики. Она помогает студентам адаптироваться к будущему месту работы, прививает навыки работы в коллективе, соблюдение правил этики и деонтологии, способствует закреплению ключевых компетенций, приобретению практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности. Благодаря прохождению производственной практики, начинающейся с первого года учебы, на старших курсах студенты уже имеют опыт практической работы, позволяющий им ориентироваться в клинических ситуациях.
|
В целях требований рынка труда и работодателей, прогнозируемых на несколько лет вперед, на кафедрах для обучающихся специальности «Общая медицина» запланированы КЭД по 5 основным траекториям: внутренние болезни, врач общей практики, хирургические болезни, акушерство и гинекология, педиатрия. Элективные дисциплины вводятся в учебные планы специальности в соответствии с ГОСО для дополнения, расширения и углубления подготовки по выбранной траектории обучения.
Перечень и содержание образовательных программ по дисциплинам, являющимися компонентами по выбору, определяется в соответствии с необходимостью овладения обучающимися профессиональными компетенциями, определенными государственными общеобязательными стандартами образования РК. Элективы выпускающих кафедр профилирующих дисциплин учитывают последние изменения на рынке труда, отражают интересы работодателя и нацелены на подготовку к профессиональной деятельности выпускников.
|
Как видно из рисунках 2.2 и 2.3 существует связь между каждым этапом подготовки и предшествующий этап является подготовкой для последующего, и конечным продуктом образовательной программы является квалифицированный врач.
Рисунок 2.2. Операционная связь бакалавриата и интернатуры
Врач кардиолог, врач невропатолог, врач невропатолог и т.д. |
Рисунок 2.3. Операционная связь интернатуры и резидентуры
Руководство вуза осуществляет взаимодействие с партнёрами на всех уровнях подготовки молодых специалистов.
В нашем Университете взаимодействие с практическим здравоохранением осуществляется по следующим направлениям:
- обязательное прохождение учебно-производственной практики в клиниках г.Астана и Северного региона (целевой сегмент) РК;
- прохождение практики по запросам работодателей согласно заключенным трехсторонним договорам;
- приглашение работодателей в состав коллегиальных органов (Совет факультетов и институтов, УМС,НКС, Ученый совет, Совет Директоров);
- приглашение работодателей в состав комиссий итоговой государственной аттестации выпускников, независимой экзаменации выпускников;
- приглашение работодателей на защиту заказанных ими магистерских/ докторских диссертаций;
- направление работодателям опубликованных сборников рефератов защищенных диссертационных работ;
- приглашение работодателей на встречи с выпускниками, «Ярмарку вакансий», на конкурс «Лучший выпускник АО «МУА»», «Лучший выпускник среди медицинских вузов РК», информирование их о достоинствах выпускников;
|
- систематическое изучение потребностей медицинских учреждений регионов РК в медицинских кадрах.
В вузе эффективно работает специальное подразделение – деканат по интернатуре и трудоустройству, отвечающее за работу с выпускниками и работодателями, содействующие правильному выбору студентами специальности и соответственно работы, и отслеживающие их профессиональную карьеру.
Работа с выпускниками Университета включает в себя реализацию трех основных программ для получения комплексной (профессиональную, правовую, психологическую) консультационной помощи специалистов по следующим вопросам:
-технология поиска работы: отработка навыков самопрезентации; правила составления резюме, сопроводительного, рекомендательного письма; техника ведения телефонных переговоров с работодателем, и т.д.;
-оформление трудовых отношений: заключение трехстороннего договора; предоставление социального пакета (гарантии и компенсации работникам, жилье); оплата и нормирование труда и т.д.;
-психологическая подготовка выпускников по вопросам трудоустройства, самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры.
С каждым годом расширяется перечень клинических баз, в связи с заинтересованностью медицинских учреждений в сотрудничестве с Университетом, обладающим большим научным и клиническим кадровым потенциалом.
АО «МУА» осуществляет взаимодействие с сектором здравоохранения для реализации ОП в области обеспечения приобретения навыков, раннего контакта студентов с пациентами и приобретения ими достаточных клинических знаний и навыков на самом раннем этапе обучения, для обеспечения надежных методов оценки клинических навыков студентов. Взаимодействие АО «МУА» с сектором здравоохранения направлено также на развитие потенциала ППС вуза, для соблюдения баланса в кадровых ресурсах, необходимых для преподавания, проведения научных исследований, выполнения обязанностей в системе здравоохранения, ресурсного обеспечения, приобретения адекватного опыта. Взаимоотношение АО «МУА» с практическим здравоохранением выражается также и в механизмах оценки ОП, так анализ анкетирования работодателей в целом показывает соответствие ОП современным требованиям практического здравоохранения.
SWOT-анализ