3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Нумерация страниц в правом нижнем углу.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;
- если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.
2 вид – если:
- количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
|
- производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
- есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;
- рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.
3.3. Структура рабочей программыпедагога, реализующего ФГОС начального общего и основного общего образования:
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общая характеристика учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
7) Содержание учебного предмета, курса.
8) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
10) Приложения к программе.
|
3.3.1. Структурные элементы рабочей программы
Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, класса, где реализуется программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория; - название города, населенного пункта; - год разработки программы |
Пояснительная записка | - кому адресована программа: направленность программы и определение класса обучающихся; - особенность по отношению к ФГОС НОО и ООО (или ФКГОС ООО и СОО) - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - предполагаемые результаты; - кратко излагается система оценки достижений учащихся; - указывается основной инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. |
Общая характеристика учебного предмета, курса | указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания). конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | Описываются ценностные ориентиры содержания конкретного учебного предмета (курса) |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). |
Содержание тем учебного курса | - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: · основные изучаемые вопросы; · практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; · требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела; · формы и вопросы контроля; · возможные виды самостоятельной работы учащихся · формируемые универсальные учебные действия; |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся | - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - темы отдельных уроков и учебные материалы к ним - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); - указание на виды деятельности учащихся - Конкретизируются формы и методы контроля; - др. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся, Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе |
Приложения к программе | - основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации. |
3.3.2. Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:
|
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
3.3.3. Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ п/п | Дата | Тема урока. | Материалы к уроку, ИКТ |
3.4. Структура рабочей программыпедагога, реализующего ФКГОС основного общего образования и среднего общего образования, общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий:
1) Титульный лист
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общая характеристика учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Содержание учебного предмета, курса.
7) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9) Приложения к программе.