Методы оценки
Оценка учебных достижений студента является важным элементом педагогического процесса, мощным средством для стимулирования студента. Целью оценочной деятельность является получение информации об эффективности прохождения образовательного процесса. Оценка выступает как система разнообразных форм и методов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса, включающих учебные достижения обучающихся. Методы и практики контроля и оценки знаний изложены в положении ПЛ-МУА-13-15 «О проведении текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Оценка не только выявляет, насколько хорошо обучающиеся усвоили содержание образовательной программы, но и определяет способности студентов использовать приобретенные знания, умения, навыки для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных задач и научных проблем.
Контроль учебных достижений обучающихся проводится с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта. Оценивание полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс. Оценивание производиться по всем ключевым конечным результатам и по всем видам деятельности и осуществляется в вузе посредством текущего контроля, рубежного контроля, зачетов, промежуточного и итогового контролей по дисциплинам учебного плана специальности согласно рабочему учебному плану. В течение всего периода изучения дисциплин оцениваются различные виды работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. При разработке контрольных мероприятий и методов их оценки учитываются специфика, объем и учебно-педагогические принципы преподавания дисциплины. В университете производиться мониторинг итогов всех видов контроля промежуточной аттестации, итогового контроля, среза знаний по дисциплинам и аттестации (на старостатах, на кафедре, на заседаниях кафедры, совета факультета, КОП, ректората, УМС, УС). Для мониторинга учебных достижений обучающихся и качества образования ВУЗ ежегодно в определенные сроки и в установленной форме направляет итоги промежуточной аттестации, итогового контроля (экзаменационных сессий) по запросу центрального исполнительного органа РК в области образования.
|
Учебный процесс университета предусматривает дифференцированную бально- рейтингово оценку знаний, отражающую конечный результат обучения и уровень подготовки студентов в соответствии с требованиями ГОСО РК. Ответственность за политику по оценке знаний и умений студентов несут все соответствующие должностные лица на различных этапах обучения (ППС, руководители кафедр, ОР, отдел планирования и организации учебного процесса, деканат, ДУМР, КОПС, УМС). Общий критерий при оценке знаний – учебная программа, основанная на государственных образовательных стандартах и устанавливающая объем знаний, умений и навыков.
Методы оценки
3.1.1. В разработке критериев оценивания и в процедуре оценивания основными принципами являются: системность, вариативность, осознанность, доступность. Оценка в образовании студентов является эффективным средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, осознанности критериев и оснований оценки, доступности оценивания, а также в использовании разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности. Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания. Этот принцип выполняется в университете путем внедрения в университете бально-рейтинговой системы знаний, где оценивание производиться на каждом из этапов и видов учебного процесса. Вариативность проявляется в использование разнообразных видов, форм и методов оценивания, исходя из содержания дисциплины, образовательных целей и задач, объема часов, трудоемкости и этапа обучения. Каждый этап и вид учебного процесса имеет различные варианты оценивания: устный и письменный опрос, решение ситуационных задач, проблемно-ориентированное обучение, которые прописаны в положении о бально-рейтинговой системе. Принцип осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога. В университете имеются критерий оценивания студентов по всем этапам его деятельности. Каждый студент ознакомлен с данными критериями оценки. Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов. Это достигается с помощью компьютерного тестирования и других доступных методов контроля. Реализация этих принципов при оценивании студентов приводит к стимулированию обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
|
Общая политика по оценке студентов, включающая сроки проведения оценки, критерии оценки, методы и формы проведения, отражаются в силлабусах каждой дисциплины, справочнике-путеводителе, Договорах о возмездном и безвозмездном оказании образовательных услуг. Все эти документы выдаются в одном экземпляре и хранятся самим студентом. Информированность студентов об используемых критериях их оценивания осуществляется различными путями: сайт университета, кафедр, информационное табло, справочник-путеводитель, договор о возмездном и безвозмездном оказании образовательных услуг, на заседаниях старост, через деканат, отдел планирования учебного процесса, отдел офис-регистратора, УМЦ, информационные стенды и др. Критерии оценивания знаний обучающихся также отражены в силлабусах учебных дисциплин. Формы итогового контроля учебных дисциплин соответствуют ГОСО РК и ТУП учебных дисциплин ежегодно обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедр, УМС вуза. Расписание экзаменационной сессии составляется отделом планирования учебного процесса и доводится до сведения студентов с помощью электронных средств, через терминал и информационные стенды. Ежегодно ППС, обученный основам тестологии и составления тестовых заданий, разрабатываются новые тесты по изучаемым дисциплинам, которые затем проходят тщательную проверку экспертами университета, после устранения замечаний которых, они утверждаются на заседании УМС. Банк тестов по каждой дисциплине ежегодно обновляется не менее чем на 30%. Форма и порядок проведения экзамена по каждой учебной дисциплине устанавливается в начале учебного года УМС Университета. При проведении промежуточной аттестации по учебной дисциплине учитываются оценка, полученная на экзамене и средний балл оценки текущего контроля успеваемости в течение академического периода (оценка рейтинга допуска). После завершения экзамена по каждой дисциплине обучающемуся выставляется итоговая оценка. Экзаменационная ведомость передается в отдел офис-регистратора, который занимается учетом и накоплением количества кредитов по всем обучающимся на протяжении всего периода обучения. В последующем сводная ведомость отдела офис-регистратора (ООР) передается в деканат. Пересдача положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения в этот же период промежуточной аттестации не разрешается.
|
3.1.2 Для того чтобы оценка охватывала знания, навыки и отношения необходим компетентностный подход. Оценка компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата – уровня сформированности компетенций в процессе освоения дисциплин. Согласно стандарта университета СУ-МУА-57-15 «Компетентностная модель выпускника по специальности «Общая медицина» оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Компетенции в данном стандарте документе определяются как комбинация знаний, навыков и отношений. Компетентностная модель выпускника является характеристикой способностей выпускника соответствующая ГОСО и гарантирующая осуществление профессиональной деятельности выпускника с заданным уровнем качества. В соответствии с требованиями Дублинских дескрипторов – ожиданий и потребностей практического здравоохранения и общества компетенции выпускников делятся на две группы: - универсальные компетенции и профессиональные компетенции. Выпускник медицинского вуза должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от вузов подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умением из них выходить, способностью работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативностью, способностью к инновациям, умением делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способностью вести переговоры.
Задачи профессиональной деятельности выпускника формулировались на основе ГОСО с учётом профиля подготовки (специализации), традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей, а также с учётом требований регионального рынка труда. Квалификационные требования ГОСО специальности «Общая медицина»: что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным были проанализированы, распределены по курсам обучения. Практические навыки дополнены с учетом компонентов ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, социально-правовая, самосовершенствования) и требований современных государственных программ в области развития и совершенствования системы образования. Результаты данной работы легли в основу портфолио студента специальности «Общая медицина». Исследование актуальности компетентностной модели выпускника проводится ежегодно КОПС. Учебная дисциплина может участвовать в формировании нескольких компетенций. Каждая из заявленных компетенций формируется различным числом учебных дисциплин и/или практических разделов ОП в зависимости от её важности и сложности формирования. Распределение учебных дисциплин по формируемым компетенциям должно быть обосновано в результате проведённого анализа компонентного состава всех компетенций. Формирование и развитие компетентности по дисциплинам у обучающегося соответствующей специальности происходит в течение всего периода обучения согласно модели образовательной программы, формируемой отделом планирования учебным процессом. Мониторинг освоения компетенций по знаниям обучающихся проводится по результатам текущего, рубежного, итогового контроля знаний студентов согласно Положения о проведении текущего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся (ПЛ МУА 13). Освоение специальных умений и навыков отслеживается по результатам оценки практических навыков на итоговых экзаменах по дисциплинам, итогам производственной практики, оценки портфолио студента, результатам итоговой государственной аттестации.
3.1.3 Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов каждая кафедра по различным дисциплинам создает фонды оценочных средств (контрольно измерительные средства (КИС), позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. При разработке оценочных методов и формата оценки учитывалось их полезность, которое включает валидность, надежность, приемлимость и эффективность. Разработанные критерий оценки являются валидными (объекты оценки соответствуют поставленным целям учебной дисциплины); развивающимися (позволяют фиксировать, что могут студенты и как им улучшить свои результаты); справедливыми (разные студенты имеют равные возможности добиться успеха); надежными (использованы единообразные согласованные критерии или стандарты); эффективными (выполнимы, но не забирают много времени у преподавателей и студентов); своевременными (постоянно поддерживается обратная связь).
3.1.4. Методы и результаты оценки оценки избегают конфликта интересов так как основаны на следующих важных принципах: - в плановости: анализ и оценка осуществляется не стихийно, а с соблюдением определенного плана (согласно календарно-тематического плана дисциплин; систематичности и системности: анализ и оценка должны соответствуют структурным компонентам содержания изучаемого материала и постоянны (рейтинговая система); объективности, которая обеспечивается за счет 100 бальной оценки (имеются критерий для каждой оценки); открытости и прозрачности: студенты знают свои оценки что стимулирует их к повышению активности; учет индивидуальных возможностей студентов: проверятся знания, умения, навыки каждого студента; единства требований: учет общегосударственных стандартов содержания образования в соответствии с квалификационными характеристиками специальностей.
Одной из причин исключения конфликта интересов является бально-рейтинговая система. Организация учебного процесса на основе рейтинговой системы, являются одной из эффективных форм реализации механизмов обеспечения объективности в оценке результатов обучения, преследует цель активизации учебной деятельности, повышения ответственности студентов путем планомерной, систематической работы над учебным материалом, что формирует побудительные мотивы управления успеваемостью. Рейтинговая система обеспечивает возможность контроля полного объема нагрузки студента и позволяет отслеживать выполнение каждым студентом программы для получения академической степени. Кроме того, оценка полученных знаний является двухсторонней коммуникацией, в которой сведения о процессе обучения или его результатах доступны главным заинтересованным сторонам. За счет внедрения журнала успеваемости студенты своевременно информированы о своей текущей оценке, что дает им возможность улучшить их.
3.1.5. В состав Итоговой Государственно аттестационной комиссии при проведении государственного экзамена в качестве независимых экзаменаторов привлекаются ведущие специалисты практического здравоохранения, но и представители с Министерства здравоохранения Республики Казахстан и преподаватели других медицинских вузов. Такой подход обеспечивает валидность, прозрачность, независимость оценки компетентностей. Отчет ГАК содержит замечания и рекомендации по улучшению, в том числе форм контроля и методов оценки, которые обсуждаются на Ученом Совете. По результатам этих замечаний разрабатывается план мероприятий по устранению замечаний и выполнению рекомендаций и сроки его выполнения. В организации практик помимо профессорско-преподавательского состава университета принимают активное участие главные врачи ЛПУ, их заместители по лечебной части, заведующие отделениями. По окончании практики студенты представляют письменный отчет о прохождении практики. На основании отзывов и заключений, получаемых от руководителей ЛПУ города и области, а также Министерства Здравоохранения делается вывод об уровне подготовки студентов.
Процедура оценки является неотъемлемой частью обучения студента. Она включает в себя методы и способы оценки студенческой успеваемости. Инструментами измерения знаний обучающихся в нашем вузе выступает шкала оценок, основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе.
Отражаемый в учебном кредите объем работы студента включает в себя: лекции; семинарские и практические занятия; консультации; контрольные работы; рефераты; самостоятельную работу студента; экзамены и иные формы оценивания и т.д. Измерители знаний обучающихся разрабатываются кафедрами в виде контрольных вопросов, тестов, заданий для презентаций, курации больного, ситуационных задач, предметных КВН, олимпиад и др., которые в УМК дисциплин представлены отдельным блоком. Практические клинические навыки проверяются методом ОСКЭ на кафедрах и в Центре практических навыков, оснащенном достаточным количеством манекенов и тренажеров.
Промежуточная аттестация обучающихся в университете проводится в соответствии с учебным планом, академическим календарем (графиком учебного процесса) и учебными программами. Промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация обучающихся проводится университетом учебными заведениями в соответствии с Правилами, установленными центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
Проверка учебных достижений обучающихся в период экзаменационной сессии проводится в форме сдачи экзаменов по изученным дисциплинам. Университет самостоятельно (решением Ученого совета) определяет форму проведения экзамена: устный опрос, письменный экзамен, тестирование, комплексное тестирование и др. Каждая кафедра с учетом специфики дисциплин, обьема часов, содержания дисциплины определяет форму и этапность экзамена. На младших курсах экзамен проводиться в один этап (тестирование или устный опрос), на старших курсах кафедры перешли на двухэтапный прием экзаменов: тестирование + прием практических навыков/ОСКЭ; тестирование + устное собеседование и устное собеседование + ОСКЭ. В соответствие с ПЛ-МУА-31-16 «Положением о рейтинговой системе оценки учебных достижений обучающихся» в АО МУА для расчета рейтинговой оценки текущей успеваемости, рубежного, промежуточного и итогового контролей уровня знаний используется электронный модуль «Журнал успеваемости» АИС «Сириус». Ответственность за реализацию политики и методов по оценке знаний студентов несут соответствующие все начиная с препователя, лица на различных этапах обучения (ППС, руководители кафедр, ОР, отдел планирования и организации учебного процесса, деканат, ДУМР, КОП, УМС).
3.1.6. Одним из требований, предъявляемых к контролю знаний, является требование содержательной валидности и надежности контроля. В контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание проверяемого раздела или темы, включённое в программу курса. Валидность контроля обеспечивается адекватностью (соответствием) программе обучения и большим количеством оценочных методов. Под адекватностью контроля понимается его содержательная сторона, контролировать необходимо то, чему обучали студентов, и то, что намечено проконтролировать. При нарушение этого принципа (например, в экзаменационные вопросы или тесты преподаватель включил вопросы не входящие в программу обучения) в университете используется система апелляции.
Валидность контроля всегда должна быть связана как с предметными знаниями, так и с теми видами познавательной деятельности, в системе которой эти знания должны функционировать, т. е. если изучается орфографическое правило, то изучается и его применение, тогда правомерен и контроль его применения.
Кроме того, валидность контроля зависит от количества контролируемых заданий. Если экзаменационные билеты включают всего два-три вопроса, которые, не могут охватить всего содержания предмета, что не позволяет изучить истинные достижения студента. Именно поэтому кроме устного экзамена предусмотрен второй этап тестовый контроль, включающие десятки заданий и позволяющие сделать контроль достаточно валидным. В виде тестового контроля проводится текущий и промежуточный контроль (рубежный коллоквиум)
Надежность контроля — это устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов. Валидность и надежность контроля очень близкие друг к другу принципы. Если контроль имеет достаточную валидность, то он будет и надежным. Результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки знаний учащихся. Поэтому по итогам экзаменационных сессии кафедрой и деканатом проводиться анализ надежности результатов, т.е соответствия текущей оценки промежуточной и итоговой оценке. Выявляются несоответсвие, и в каждом конкретном случае выискиваются их причины.
Надежность и валидность методов оценки знаний обучающихся оценивается изучением и анализом контрольно-измерительного фонда (билеты, тестовые вопросы, ситуационные задачи и др.). В вузе разработана инструкция по оформлению всех видов тестовых заданий. Для повышения качества контрольно-измерительных средств дисциплин создана Комиссия по экспертизе тестовых заданий из числа наиболее компетентных ППС, прошедших обучение по составлению тестов. Проводится предварительный анализ тестов по следующим критериям: соответствие тестовых вопросов Типовой учебной программе специальности, проведение технической спецификации, методологии составления тестовых заданий согласно международным стандартам с постепенным усложнением заданий по мере повышения курса обучения. По итогам текущего ежедневного контроля, пробного тестирования, рубежного и итогового контролей некорректные задания отсеиваются с формированием банка тестовых заданий. Все экзаменационные измерительные материалы проходят экспертизу, рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедр, заседаниях КОП и УМС. В университете полностью налажена процедура документирования, изучения методов оценки, анализа их надежности и валидности, разрабатываются новые методы оценки.
3.1.7. На современном этапе развития системы образования происходят существенные изменения. Планируемые и происходящие перемены в образовании повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Интенсивное изменение содержания образования и расширением объема информатизацией, стала предпосылкой модернизации системы проверки и оценки результатов обучения. Одно из направлений модернизации связано с изменением модификаций контрольно-оценочной деятельности, рассчитанных на решение проблем объективизации проверки и оценки результатов обучения, повышения их эффективности в условиях информатизации образования. Усиленное внимание проблемам саморазвития, самопроверки, самооценки, самоконтроля учащихся также предполагает изменения в процессах проверки и оценки. С возрастающей ролью оценки возрастают требования к ее качеству и достоверности. Одним из перспективных направлений совершенствования контроля является использование тестовых методов в сочетании с техническими средствами. Одним из перспективных направлений совершенствования контроля является использование тестовых методов в сочетании с техническими средствами. Итоговый контроль знаний и контроль результатов обучения студентов, осуществляемые тестовыми методами, позволяют получить более точные и дифференцированные оценки, что позволяет повысить объективность контроля, а, следовательно, и его эффективность. Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний.
Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля. Оценка учебной деятельности студента с применением традиционных средств контроля не позволяет качественно оценить сформированность профессиональных компетенций. В связи с этим в нашем вузе внедряются новые методы оценки в связи с потребностью определения компетенции, что позволяет объективно оценить уровень сформированности каждой компетенции. При разработке критериев оценки учитывались все уровни знания студентов: нулевой - студент не владеет педагогическими компетенциями, интуитивно и безуспешно осуществляет практические навыки; репродуктивный - студент сознательно применяет знания на практике, но допускает ошибки и недочеты; продуктивный - студент проявляет самостоятельность в осуществлении профессиональных действий, применяет теоретические знания и практические навыки, успешно справляется с основными профессиональными задачами; творческий - студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими компетенциями.
Система оценки учебных достижений студентов включает в себя начальный, текущий, тематический и итоговый контроль. Результат этого контроля показывает не только изменения студента в процессе учебной деятельности, но и результат работы педагога и самой системы образования. Процесс оценивания предполагает формирование у студентов навыков самоконтроля, управления результатами своей учебной деятельности, значимых для его развития. Итоговая оценка учебной деятельности должна соответствовать как требованиям планируемых результатов, так и требованиям стандарта. Формирование итоговой оценки складывается на каждом этапе контроля, оцениваются все виды деятельности студента.
Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода важным этапом оценки результатов учебной деятельности является разработка качественного инструментария, который способен выступать как в оценочной роли, так и проводить самооценку практической деятельности, степень профессиональной пригодности студента, с позиции как знаний, умений, решения профессиональных задач, так и способностью к выстраиванию своей индивидуальной траектории. Объективным инструментом в компетентностной оценке результатов учебной деятельности является внедренная в вузе рейтинговая система оценивания, преимущества которой в постоянной контролирующей деятельности преподавателя со студентами. При формировании оценки качества подготовки выпускников в условиях компетентностного подхода в вузе происходит сочетание традиционных и новых способов оценки результатов обучения, что обеспечивают достижение планируемых результатов обучения, т.е. формирование компетенций.
Интерактивные методы обучения требуют творческого подхода как в организации обучения, так и в оценке его результатов. Инновационные (интерактивные) оценочные средства, внедренные в учебный процесс включают в себя стандартные тесты с дополнительным творческим заданием, рейтинговую систему оценки, кейс-метод, презентация, дискуссия, выполненный проект, критический анализ статей, портфолио, метод проектов, деловая игра, комбинированная лекция, самооценку и оценку одногруппников во время работы в малых группах и проведения ПBL,TBL.
3.1.8. Для избежание конфликта интересов и для соблюдения валидности в университете действует система апелляции. Обучающийся, не согласный с результатом экзаменационной сессии (промежуточной аттестации, Государственный экзамен по Истории Казахстана), итоговой аттестации (Государственная аттестация) имеет право подать апелляцию на имя председателя апелляционной комиссии Университета в день объявления результатов с указанием дисциплины и описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения. Издается деканатом распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции.
Критерии, предъявляемые к апелляции:
Если экзамен тестирование:
- тестовые задания не содержит правильного ответа;
- тестовые задания содержат несколько правильных ответов;
- тестовые задания выходят за пределы учебной программы;
- тестовые задания переведены некорректно (с одного на другой язык);
- тестовые задания имеют не корректную формулировку.
Если экзамен устный:
- вопросы выходят за пределы учебной программы;
- вопросы переведены не корректно (с одного на другой язык);
- формулировка вопроса не корректна.
Если экзамен письменный:
- вопросы выходят за пределы учебной программы;
- вопросы переведены не корректно (с одного на другой язык);
- формулировка вопроса не корректна.
Если экзамен – ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен):
- неполная техническая обеспечанность станции для сдачи практического навыка.
Неудовлетворенность студента уровнем полученной оценки не может быть основанием для апелляции.
Рассмотрению в процессе апелляции подлежат только основания, изложенные в заявлении. Дополнительный опрос студента по материалам работы и сдаваемой дисциплине не допускается. На время обсуждения и вынесения итогового решения апелляционной комиссии студент покидает заседание апелляционной комиссии. В результате апелляции оценка может быть изменена.
Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося. Протокол предметной апелляционной комиссии хранится в деканате, копии на кафедре, индивидуальная экзаменационная ведомость сдается в отдел офис-регистратора.