ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАННИХ КРИТИКОВ КАПИТАЛИЗМА
1. Экономическое учение Ж.-Б. Сэя и Т.Мальтуса.
2. Экономисты школы Д.Рикардо: Джеймс Милль, Дж.Мак-Куллох, Н.Сениор, Ф.Бастиа.
3. Экономические концепции ранних критиков капитализма
(− П.Прудон, К.Родбертус; С.Сисмонди;
− социалисты-утописты – К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн;
− социалисты- рикардианцы)
ЛИТЕРАТУРА
Костюк В.М. История экономических учений. М., 1998. Тема 2, с.35-37; тема 3, с.50 – 55;
тема 4; тема 5, с. 67 – 70
Березин И.Краткая история экономической мысли. М., 2000. Гл.4, с.77 – 88;
гл.5, с. 92 – 108 – 118.
Белоусов В., Ершова Т. История экономических учений. Р-н-Д, 1999. Тема 4, 5
Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. М., 2001.
тема 1, § 4, 5 с.33 - 40
Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 1999. тема 5, 6
Левита Р.Я. История экономических учений (полный курс в кратком изложении).
М., 2001. гл.4, 5
Агапова И.И. История экономической мысли. М., 1998. Лекция 4
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1998. гл. 6.2, 6.3; 7.1
История экономических учений ч. I под ред. Жамина В., Василевского Е.Г. М., 1989. Реуэль А.Л. История экономических учений (от древних мыслителей до К.Маркса и
Ф.Энгельса). М., 1972. гл. 6; 7 с. 221 – 255; гл.8
Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса. М.,1985.
гл.13 – 18
Всемирная история экономической мысли в 6-ти томах. М.,1987 – 1997. т.2, гл. 1 – 7, 9, 10,
13, 14
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). М.,1996. гл.1.9
Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политэкономии. М.,1985. гл.4
Шухов Н.С. Ценность и стоимость в 2-х кн. М.,1994. кн.1, гл.6 § 1
История экономических учений под ред. В.Автономова. М.,2000. гл.3, 4
История экономических учений под ред. Рындиной М., Василевского Е.Г. гл.5; 6.1,2; 7
Утопический социализм. Хрестоматия. С.211- 342
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Ж.-.Б. СЭЯ и Т. МАЛЬТУСА
После выхода в свет работы А.Смита "Богатство народов" классическая политэкономия приобрела повсеместное распространение и к началу 19 в. насчитывала значительное число сторонников в развитых странах Европы и в США, провозгласивших независимость в один год с выходом книги А.Смита. В это время в экономике окончательно утверждаются капиталистические формы хозяйствования, а в политической сфере идет последняя фаза борьбы за власть между буржуазией и дворянами-землевладельцами, одновременно начинает проявляться противоречие между буржуазией, с одной стороны, и мелкими производителями и рабочими, с другой. | ||
30м гг. 19 в. − начало кризиса классической школы | Классическая школа политэкономии распадается на 3и течения, критикующих друг друга | |
буржуазное | Ж.-Б. Сэй, Т.Мальтус; Н.Сениор, Ф.Бастиа. | |
мелкобуржуазное | П.Прудон, К.Родбертус; С.Сисмонди | |
социалистическое | • социалисты-утописты К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн; • социалисты- рикардианцы У.Томпсон, Т.Годскин, Джон Грэй, Джон Брэй | |
Сохраняя общие черты классической политэкономии (предмет – сфера производства, исходная категория – стоимость), они расходились по ряду вопросов (трактовка стоимости, доходов, проблемы реализации, экономической роли государства и т.д.). Кроме того, были отличия и в теориях отдельных экономистов. Но в целом это была дискуссия в рамках школы. |
ЖАН – БАТИСТ СЭЙ (1767 – 1832) | |
Основные работы | Трактат политической экономии,или простое изложение способа, которым образуется, распределяется и потребляется богатство (1803) Катехизис политической экономии (1817) Полный курс практической политической экономии в 6ти тт. (1828 – 1830) |
Ж.-Б.Сэй – один из первых и наиболее известных последователей А.Смита. В экономической политике Ж.-Б.Сэй выступал с позиций экономического либерализма. В "школу Сэя" входили французские экономисты: Фредерик Бастиа Мишель Шевалье Шарль Дюнуайе Жером Бланки (брат революционера, утопического коммуниста Луи Огюста Бланки) |
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | |||
1. Методология | Как и другие классики – признание объективного характера законов, необходимость теоретического их оформления в виде категорий. Впервые именно Ж.-Б.Сэй четко определил политэкономию как науку о производстве, распределении и потреблении богатства, т.е. осуществил систематизацию всей совокупности производственных отношений. Впоследствии такое понимание предмета политэкономии было развито Дж.С.Миллем и другими экономистами. В понятие "богатство", кроме материальных ценностей, включает природные или приобретенные таланты. | ||
2. Теория стоимости отход от классиков | отошел от трудовой теории стоимости и отчасти стал предшественником неоклассической теории цены, объединив понятия полезности, издержек, соотношения спроса и предложения. Производство создает полезность, которая придает предметам ценность. Это означает, что стоимость (ценность) зависит от следующих факторов: − полезность товара, − издержки производства, − спрос (прямая зависимость) и предложение (обратная зависимость). | ||
3. Теория 3х факторов производства и доходов Впервыечетко высказал мысль о равноправном участии факторов производства (труда, капитала, земли) в создании стоимости продукта, заложив основы факторного анализа и метода производственной функции. ПФ Кобба-Дугласа – это осовремененная и математизированная версия идеи Ж.-Б. Сэя. Однако сам Ж.-Б.Сэй не смог объяснить механизм определения доли стоимости продукта, создаваемой каждым фактором производства. Первая попытка факторного анализа была предпринята в конце 19 в. американским экономистом Дж.Б.Кларком (кембриджская школа). За участие в создании продукта каждый фактор получает соответствующий доход – заработная плата, прибыль, рента. | |||
Сравним трактовку этого вопроса у Смита-Рикардо и Ж.-Б. Сэя. | |||
Смит - Рикардо | 1 (один) источник стоимости – труд | ||
![]() ![]() ![]() | |||
прибыль и рента – вычеты из продукта труда рабочего | |||
Ж.-Б.Сэй | 3 (три) источника стоимости – труд, капитал, земля | ||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||
каждый фактор имеет свой собственный доход | |||
Социально-политическая трактовка теории Д.Рикардо и Ж.-Б.Сэя | |||||
теория Д.Рикардо | теория "классовых раздоров" | ||||
теория Ж.-Б. Сэя | каждый участник оказывает определенные услуги при создании продукта и получает свою долю в общественном продукте, а доходы – это факториальные издержки. Из этого следовал вывод о гармоничности капиталистического общества как общества социального партнерства (позже эту идею разовьет Ф.Бастиа). | ||||
4. Трактовка прибыли | уже во времена Ж.-Б. Сэя было известно, что прибыль распадается на 2е части | • ссудный процент, присваиваемый капиталистом как собственником капитала | |||
• предпринимательский доход, присваиваемый капиталистом как руководителем предприятия | |||||
Для Ж.-Б. Сэя предпринимательский доход не просто род заработной платы, которую мог бы получать и наемный управляющий. Это – вознаграждение за особую и очень важную общественную функцию – рациональное соединение трех факторов производства. " Доходы предпринимателя – это вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство". Именно Ж.-Б. Сэй ввел в экономическую науку понятие "предприниматель", функцией которого является "привлечение лежащего втуне капитала под риск привлечения другого (бόльшего) капитала в будущем". | |||||
Эта идея Ж.-Б. Сэя получила развитие у экономистов 20 в. | • А.Маршалл объясняет предпринимательский доход организующей ролью предпринимателя | ||||
• Й.Шумпетер подчеркивает роль предпринимателя как новатора, носителя технического прогресса | |||||
• Ф.Найт отмечает, что предприниматель несет "бремя неопределенности", т.е. риска, за что должен быть особо вознагражден (намек на это также есть у Ж.-Б. Сэя.) | |||||
В 20 в. функция предпринимательства выделяется в самостоятельный вид деятельности – 4ый фактор производства – с доходом в виде предпринимательской прибыли. | |||||
5. Теория компенсации | уже в 19 в. вытеснение рабочих машинами стало довольно распространенным явлением. По мнению Ж.-Б. Сэя, такая ситуация является врéменной: в конечном счете внедрение машин "компенсирует" эти неприятности: • расширение производства и увеличение занятости, • удешевление производства предметов потребления. | ||||
6. "Закон Сэя" (теория реализации) эта фраза принадлежит Дж.М.Кейнсу | "Продукты обмениваются на продукты" или "Товары покупаются за товары" – это означает, что продажа одновременно является и покупкой, а каждый продавец является в то же время и покупателем. Другими словами, предложение создает свой собственный спрос,и AS = AD всегда, общий кризис сбыта невозможен. Возможны лишь врéменные и частичные диспропорции. "Чем больше в стране производителей и... многочисленнее производства, тем легче сбыт. Каждый заинтересован в благополучии всех: процветание одного производства благоприятно для всех остальных". | ||||
Допущения "закона Сэя": | • абсолютная гибкость цен и заработной платы как гарантия саморегулирования; • пассивная роль денег: деньги являются мерой стоимости и средством обращения, посредником в обмене Т – Д − Т. Таким образом, Ж.-Б.Сэй – сторонник ранней КТД: признание принципа нейтральности денег в долгом периоде. | ||||
вывод из "закона Сэя" | капитализм может развиваться на собственной основе без "3их лиц", т.к. расширение производства ведет к росту внутреннего рынка. | ||||
По выражению Дж.Гэлбрейта | вокруг "закона Сэя" развернулась бурная дискуссия. В ней приняли участие крупнейшие ученые-экономисты той эпохи, в том числе Д. Рикардо, С. Сисмонди, Т. Мальтус и Джеймс Милль, Дж.С.Милль. "принятие или неприятие..."закона Сэя" было до 30х гг. 20 в. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков". | ||||
7. Производительный труд отличие от А.Смита | более широкая трактовка сферы производительного труда: не только сфера материального производства, но и сфера услуг | ||||
8. Капитал | трактует как запас материальных ценностей (как А.Смит); | ||||
9. Роль государства в экономике | • сторонник концепции "экономического либерализма", • сферы действия государства: − создание инфраструктуры; − финансирование науки, образования; – правовая защита свободной конкуренции | ||||
ТОМАС МАЛЬТУС (1766 – 1834) | |
Основные работы | Опыт о законе народонаселения (1798) Принципы политической экономии (1820) Исследование о природе и возрастании ренты (1815) |
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | |||
1. Методология особенность | в целом соответствует принципам классической школы в центре внимания не только сфера производства (предложение), но и спрос (сфера обращения) | ||
2. Закон народонаселения | население удваивается каждые 25 лет и при отсутствии препятствий увеличивается в геометрической прогрессии: 1 2 4 8 16 32...256... 4096...∞ (через 200 лет) (через 300 лет) а средства существования в силу действия закона убывающего плодородия почвы растут в арифметической прогрессии: 1 2 3 4...9... 13 (через 200 лет) (через 300 лет) | ||
Вывод:причина бедности не в плохом правлении или неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между возможностями (скудостью) природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому часть населения неизбежно обречена на нищету, голод, вымирание. | |||
Меры, противодействующие росту населения | • предупредительные – "нравственное обуздание": безбрачие, вдовство, поздние бездетные браки, воздержание от браков неимущих, сексуальная воздержанность, строго нравственное поведение; а также повышение образовательного и культурного уровня населения; • " разрушительные" – "репрессивное обуздание": пороки и несчастья – войны, эпидемии, стихийные бедствия, тяжелый и вредный труд, нездоровые условия жизни, детоубийства, убийства стариков и т.п. | ||
Проблема чрезмерного роста населения может быть решеначерез изменение заработной платы,котораяавтоматически стремится к "физическому минимуму":этот вывод получил название "железного закона зарплаты". Позиция (и аргументация) Т.Мальтуса полностью совпадает с мнением Д.Рикардо: • против уравнительного распределения доходов, • против частной благотворительности, • против законов о бедных (отмененных в 1834 г.). Интересно: до Т.Мальтуса (А.Смит) рост населения воспринимался как положительное явление, как рост числа производителей, увеличивающих богатство страны. Т.Мальтус впервыеобратил внимание на то, что люди – не только производители, но и потребители, поэтому спрос является самостоятельной экономической проблемой. | |||
Неточности и ошибки | •расчеты изменения численности населения строились на основе данных статистики о народонаселении США в 16 – 18 вв. Но рост населения в этот период происходил в бόльшей степени за счет иммиграции европейцев, чем за счет естественного прироста; • еще А.Смит установил, что с повышением уровня жизни рождаемость имеет тенденцию самопроизвольного снижения; • научные открытия и технические изобретения, способные резко повысить экономическое плодородие почвы, будут сделаны только в конце 19 – середине 20 вв. | |||
Заслуга | постановка проблемы влияния численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. Ее актуальность в современных условиях очевидна | |||
со второй половины 20 в. начался демографический взрыв: • рост мирового населения составлял 2 % в год; • удвоение численности мирового населения с 2.5 до 5 млрд. чел. произошло за 36 лет (вместо 95 лет для предыдущего удвоения); • в развитых странах численность населения стабилизировалась; • но в странах Азии и Африки прирост населения составляет 3 % в год, что соответствует 22 – 23 годам его удвоения. Последствия оказались ужасающими: • св. 700 млн. чел (каждый 9-й) голодает, • 1 млрд. чел. – неграмотные (за 20 лет с 750 млн. чел.); • св. 2 млрд. чел. живут в антисанитарных условиях (их число увеличилось в 2 раза). Порочный круг замкнулся. | ||||
Это редчайший случай в истории науки | теория Т.Мальтуса, построенная на некорректных предпосылках, в целом оказалась верной. | |||
3. Теория стоимости | Т.Мальтус – сторонник теории издержек в определении стоимости продукта (количество труда, которое можно получить за товар, определяется издержками производства этого товара). Состав издержек: − затраты на труд; − затраты на средства производства; − прибыль на авансированный капитал. ПРИБЫЛЬв такой трактовке с самого начала выступала как надбавка к цене товара. Отделив прибыль от труда, Т.Мальтус приходит к выводу, что она получается в результате продажи товаров выше их стоимости. | |||
4. Теория реализации | основана на "догме Смита" и собственной теории стоимости | |||
В отличие от Ж.-Б.Сэя (противопоставлявшего AS и AD) Т.Мальтус выделяет отдельные группы покупателей.Однако рабочие, получающие "мизерную" заработную плату, и капиталисты, сберегающие часть дохода, не могут выкупить все произведенные продукты. Поэтому должна быть категория покупателей, которая только покупает, ничего не продавая: государственные чиновники, землевладельцы, армия и т.п. Существование "3их лиц " (непроизводительных потребителей) – гарантия против кризисов перепроизводства, они поддерживают "эффективный спрос", а недостаток спроса сдерживает рост капитала. | ||||
Через 100 лет Дж.М.Кейнс высоко оценит эту идею Т.Мальтуса(тезис об отставании спроса в результате склонности к сбережению станет ключевым в теории Дж.М.Кейнса). | ||||
Идею о невозможности реализации произведенного продукта без "3их лиц" Т.Мальтус заимствовал у С.Сисмонди (прославлявшего мелкое производство и тянувшего назад от капитализма). Т. Мальтус отстаивал такое развитие капитализма, которое не подрывает интересы лордов и духовенства. | ||||
возможные способы увеличения спроса | • более равномерное распределение доходов; • развитие торговли, в т.ч. внешней, расширяет рынки сбыта; • потребление "3их лиц" способствует сбыту продукции производительных классов. | |||
5. О производительном труде | (также как А.Смит) производительным трудом считает труд в сфере материального производства. Вместе с тем труд за пределами сферы производства считает полезным, т.к. он увеличивает спрос, а значит, способствует реализации произведенных продуктов. | |||
2. Экономисты школы Рикардо: