Дж.Мак-Куллох, Джеймс Милль, Н.Сениор в Англии,




Ф.Бастиа во Франции

20 – 30 е гг. 19 в. – последователи Д.Рикардо систематизировали и популяризировали его учение, но без дальнейшего развития
ДЖЕЙМС МИЛЛЬ 1773 – 1836 профессор богословия Лондонского университета, философ, историк и экономист; отец Джона Стюарта Милля; окончил богословский факультет Эдинбургского университета (1798); был пастором; занимался журналистской деятельностью. После опубликования «Истории Британской Индии» (т. 1-3, 1817-1818) получил место в Ост-Индской компании в Лондоне, где служил до конца жизни
Основная работа Элементы политической экономии (1821) отстаивал интересы промышленной буржуазии в противоборстве с земельной аристократией.
• в теории земельной ренты согласен с выводом Д.Рикардо о бесполезности класса земельных собственников и паразитическом характере ренты. В практических выводах идет дальше, выдвигая требование присвоения ренты государством, т.е. фактически национализации земли;
• источник стоимости – живой и овеществленный в средствах производства труд (что противоречит трудовой теории стоимости). Из этого следует, что рабочий и капиталист являются совладельцами произведенного продукта. При такой трактовке полностью исчезает противоположность между заработной платой и прибылью, которая четко фиксировалась в учении Д.Рикардо;
• один из авторов теории фонда заработной платы, согласно которой общая доля заработной платы в национальном доходе определяется естественными факторами и не зависит от результатов классовой борьбы
ДЖОН МАК− КУЛЛОХ 1789 – 1864 британский (шотландский) экономист; в 1828—1832 гг. профессор политической экономии Лондонского университета, в 1838—1864 гг. на государственной службе
Основная работа Начала политической экономии (1825)
• признает труд в качестве источника стоимости, но дает при этом совершенно произвольное толкование самого труда – род действий, выполняемых машинами, людьми, животными или силами природы,
•отождествлял простое товарное и капиталистическое производство, не учитывая специфику последнего; рабочих и капиталистов рассматривал как товаровладельцев, участвующих в эквивалентном обмене, отрицая тем самым факт капиталистической эксплуатации;
• в области экономической политики М.-К. — типичный представитель буржуазного либерализма: по его мнению, в современном обществе, основанном на праве частной собственности и свободе промышленности, существует полная гармония интересов отдельных классов.
По мнению Й.Шумпетера, учение Д.Рикардо "увяло в их руках и стало мертвым и бесплодным...".Они фактически отказались от трудовой теории стоимости, перейдя окончательно к теории издержек. В целом ЭМ 20 – 30 х гг. 19 в. была посвящена конкретным экономическим исследованиям.
30 – 50 е гг. 19 в. – открытый разрыв с классической школой
Рост капитализма и усиление политических позиций буржуазии сопровождались резким обострением классовой борьбы (чартизм в Англии, Лионское восстание французских рабочих в 1848 г. и др.). В этих условиях интересы буржуазии требовали развенчания идей Д.Рикардо,особенно потому, что его учение о стоимости и трактовка прибыли все чаще использовались социалистами для критики капитализма и обоснования требований пролетариата.  
СЕНИОР НАССАУ 1790 – 1864 получил образование в Оксфорде (Итонский колледж); в 1811 г. получил степень бакалавра, в 1819 г. – право адвокатской практики, в 1836 г. был назначен судебным исполнителем. После открытия в Оксфорде кафедры политической экономии в 1825 г. становится первым её главой (1825–1830), повторно избирается на срок 1847–1852 гг. В промежутке между этим занимал руководящие посты в различных правительственных комиссиях по вопросам труда в промышленности; в 1830 г.входит в состав комиссии по совершенствованию законодательства о забастовках; в 1832 г. – по законодательству о бедных, а в 1837 г. – в комиссию по ткачам
Основные работы Основные начала политической экономии (1836) Письма о рабочем законодательстве (1837)
Он "обогатил" политэкономию 2мя "открытиями" 1. Теория воздержания В противоположность утверждению Д.Рикардо о труде как единственном источнике стоимости: стоимость определяется не трудом, а издержками производства, равными затратам труда и капитала. Новым моментом в этой старой версии является субъективное толкование этих факторов: труд – это "жертва" рабочего: теряет покой и отдых капитал – это "жертва" капиталиста: воздерживается от личного потребления в пользу будущей прибыли. Вознаграждением за эти "жертвы" рабочего и капиталиста являются заработная плата и прибыль. От теории Д.Рикардо уже ничего не осталось. Через 50 лет теория воздержания Сениора будет реанимирована австрийской школой (теория временнόго предпочтения).
  2. "Последний час Сениора" В 30е гг. 19 в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-час. рабочий день. Необходимо было теоретическое обоснование такого сокращения. Н.Сениор выдвинул идею, согласно которой при 11.5-час. рабочем дне за первые 10.5 часов рабочий возмещает стоимость авансированного капитала, а в последний час – создает прибыль. При сокращении рабочего дня до 10 часов прибыль полностью исчезнет, а с ней и стимулы к хозяйственной деятельности. Впоследствии сам отказался от этой теории в связи с ее явной абсурдностью.
БАСТИА ФРЕДЕРИК 1801 – 1850 французский экономист, пользовался особой популярностью в 40 – 50 е гг. 19 в.
Основные работы Экономические софизмы (1847) Экономические гармонии (1850)
теория гармонии интересов основой экономической гармонии буржуазного общества является обмен. При обосновании своей теории опирается на теорию услуг Ж.-Б.Сэя: обмен – это взаимный обмен "равноценными услугами". Поэтому капитализм – это общество по оказанию взаимных услуг, все члены общества оказываются заинтересованными друг в друге. Важнейшее условие установления социальной гармонии – неограниченная свобода конкуренции, полная свобода предпринимательской деятельности. Единственное, что может нарушить гармонию, это вмешательство государства в экономические отношения людей. Поэтому если интересы гармоничны – не надо мешать; если они враждебны друг другу, то необходимо использовать принуждение, тогда вмешательство вполне оправдано. Все зависит от точки зрения на взаимодействие интересов. Идею экономической гармонии Ф. Бастиа распространял как на производство, так и на распределительные отношения буржуазного общества. По его мнению, доля капиталистов в созданном продукте падает, а доля рабочих растет.
К. Маркс охарактеризовал Ф.Бастиа как "..самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики" (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18).
     
КЭРИ ГЕНРИ 1793 – 1879 американский буржуазный экономист и отчасти социолог
Основные работы Принципы политической экономии (1837 – 1840) Основания социальной науки (1857 – 1859) краткий вариант: Руководство к социальной науке (1865) Прошлое, настоящее и будущее (1848) Опыт исследования уровня заработной платы (1835)
Эти работы отражают своеобразие историческогоразвития США в первой половине 19 в.: • победа над Англией в борьбе за независимость в конце 18 в.; • обилие свободных земель и других природных богатств; • широкая иммиграция; • импорт капиталов и технической культуры Старого Света − все это ускорило развитие капитализма и экономический подъем США. А при относительной неразвитости противоречий капитализма создавало иллюзии о вечной "разумности" капиталистических отношений, "солидарности классовых интересов " и т.п. Защита капитализма у Г.Кэри дополнялась оправданием рабства, сохранившегося в первой половине 19 в. на Юге США.
Методология полное отождествление социальных законов с физиологическими, естественными законами
предмет человек, индивидуум и его поведение, направленное на улучшение своего положения, отношение человека к природе, а не закономерности общественного развития
1. Резкая критика теории А.Смита и Д.Рикардо по 2м причинам: • политика свободной торговли создавала значительные проблемы для неокрепшей еще американской промышленности в конкурентной борьбе с Англией (сторонник промышленного и аграрного протекционизма), • теория земельной ренты Д.Рикардо давала теоретическое оружие для социалистической критики капитализма. Главной задачей Г.Кэри было опровержение теории Д.Рикардо и доказательство "совершенной гармонии реальных...интересов между различными классами"...
2. Теория "гармонии интересов" •основана на законе распределения (заимствованного у Ф.Бастиа), согласно которому с ростом производительности труда доля рабочих увеличивается абсолютно и относительно, а доля капиталистов – абсолютно увеличивается, но относительно падает. В результате стираются границы между капиталистами и рабочими, а их доходы постепенно выравниваются.
Г. Кэри использовал свою теорию гармонии не только для защиты капитализма, но и рабовладения, имевшего место в южных штатах, представляя его "в виде форм свободной ассоциации".
• обоснование "гармонии интересов" между капиталистами и землевладельцами основано на утверждении о переходе от обработки худших участков к лучшим, что ведет к снижению ренты к выгоде капиталистов и рабочих. Это означает, что Г.Кэри отрицал ренту как таковую, сводя ее к разновидности процента на вложенный в сельское хозяйство капитал и устраняя таким образом противоречие между капиталистами и земельными собственниками.
• всемирная "гармония наций" наилучшим образом обеспечивается при распределении мирового хозяйства по местным центрам,в которых земледелие органически сочетается с мануфактурами. Поэтому Г.Кэри осуждает Англию за ее стремление к промышленной монополии и превращению остального мира в свой аграрно-сырьевой придаток. В отличие от Ф.Бастиаважнейшим условием "гармонии интересов" Г.Кэри считал протекционизм.

3. Экономические концепции ранних критиков капитализма:

мелкобуржуазное С.Сисмонди, П.Прудон, К.Родбертус

социалистическое • социалисты-утописты

• социалисты-рикардианцы

 

В период завершения научного этапа классической буржуазной политэкономии началось формирование мелкобуржуазного направленияв ЭМ Западной Европы – " экономического романтизма".
Основатель направления ЖАН ШАРЛЬ ЛЕОНАР СИМОНД ДЕ СИСМОНДИ 1773 – 1842 учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. В 1798 г. вернулся в Швейцарию. С 1833 г. член французской Академии моральных и политических наук.
Он занимает своеобразное место в истории ЭМ: с одной стороны, завершитель классической школы во Франции, с другой стороны, основатель нового направления – " экономического романтизма".
С. Сисмонди оставил огромное литературное наследие, в т.ч. по истории. Среди экономических работ прежде всего надо выделить те, которые отражают эволюцию взглядовС. Сисмонди от последователя классической школы до резкого осуждения капитализма свободной конкуренции.
О коммерческом богатстве (1803)- правоверный смитианец Но отрицательные стороны раннего капитализма (тяжелые условия труда и низкие заработки рабочих, применение детского труда, отсутствие трудового законодательства, разорение крестьян и ремесленников, рост нищеты) все больше отдаляли теоретические позиции С.Сисмонди от позиций других последователей А.Смита (Д.Рикардо, Ж.-Б. Сэя, Т.Мальтуса). Окончательное оформление его взгляды получили в работе Новые начала политической экономии (1819)– критик капитализма в которой "неестественный капитализм" противопоставляется "естественному " мелкотоварному производству.
Возникновение "ЭР" в конце 18 – начале 19 вв. не было случайностью: это период наиболее быстрого развития капитализма в Западной Европе после промышленного переворота и буржуазных революций, вызвавших массовое разорение мелких ремесленников и крестьян и появление огромного числа безработных.
В этих условиях С. Сисмонди • возрождает древнеримский термин "пролетариат", вводя его в научный оборот Нового времени; [обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме, класс людей, не имеющих ничего, кроме своих детей (от лат. proles)] • первый в несоциалистической литературе критикует капитализм начала 19 в. Критика с мелкобуржуазных позиций позволила ему увидеть в развитии капитализма противоречия и проблемы, которые игнорировал Д.Рикардо.
Классовая позиция С. Сисмонди определила и недостатки, и положительные черты его учения.
  • С.Сисмонди не был предшественником К.Маркса как Д.Рикардо (теория прибавочной стоимости), но его критика капитализма сыграла определенную роль в формировании марксизма
  • взгляды С.Сисмонди были восприняты либеральными народниками (90е гг.19 в.) в России, отстаивавшими особый, некапиталистический путь ее развития

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Предмет и метод политэкономии   отличия от А.Смита и Д.Рикардо • политэкономия – наука о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья (а не наука о богатстве и способах его увеличения); • предмет политэкономии – потребление и распределение; • политэкономия – нравственная наука, которая имеет дело с человеческой природой, а не с экономическим отношениями. Она приведет к цели только при всестороннем учете чувств, потребностей и страстей людей; • сводит политэкономию к экономической политике, главная задача которой – обеспечение справедливого распределения богатства для достижения социального равенства в обществе; • иной предмет – иной метод – субъективизм.
2. Сторонник трудовой теории стоимости   • труд – единственный источник богатства; • стоимость определяется затратами труда; • величина стоимости определяется ОНЗТ – затратами при средних условиях производства (как у А.Смита); • прибыль – это вычет из продукта рабочего, а заработная плата – урезанный продукт труда рабочего. Он прямо говорит об ограблении рабочего капиталистом, подчеркивая эксплуататорскую природу прибыли; НО: •физиократическая трактовка ренты: рента – дар земли, которая обладает особой производительной силой; • есть догадка об абсолютной ренте: худшие участки также приносят доход.
Д.Рикардо и С.Сисмонди использовали трудовую теорию стоимости для исследования межклассовых противоречий, но Д.Рикардо интересовало противоречие капиталистов и землевладельцев, а С.Сисмонди – капиталистов и рабочих.
заработная плата тяготеет к прожиточному минимуму, объясняя это спецификой капиталистический отношений, стремлением капиталистов "выжать" побольше прибыли из рабочих. Возможность сведéния заработной платы к минимуму связана с ростом безработицы из-за вытеснения труда машинами. Признает прямую связь между ростом населения и заработной платой, предлагая ограничить рост населения рамками дохода семьи.  
3. Теория воспроизводства (реализации) и кризисов центральная проблема у С. Сисмонди
• обоснование тезиса о постоянстве кризисов перепроизводства наличием противоречия между производством и потреблением, сводя его к личному потреблению • отвергает закон Сэя(товары покупаются на товары → AD = AS) и признает "догму Смита" (товары обмениваются на доходы). Поэтому если производство превышает сумму доходов, продукт не будет реализован. Причины сужения внутреннего рынка при капитализме: −снижение доходов рабочих из-за вытеснения их машинами и рост безработицы ведет к падению заработной платы до минимума; − капиталисты часть дохода сберегают. В результате способность экономики производить все больше товаров наталкивается на недостаточный спрос со стороны основных классов.
В связи с этим С. Сисмонди высказывает абсурдную с точки зрения классической школы мысль: "... народы могут разоряться и оттого, что тратят слишком много и оттого, что тратят слишком мало".   А тратят они слишком мало из-за "несправедливого" распределения, что ведет к недопотреблению народных масс – это основная причина кризисов. Поэтому "чистый капитализм" с 2-мя классами обречен на кризисы. Спасение − в "3их лицах" − промежуточных классах и слоях (мелкие производители, крестьяне, ремесленники, кустари). Наличие "3их лиц" в экономике необходимо для накопления капитала и повышения платежеспособного спроса.  
В 1825 г. произошел первый циклический кризис, который С.Сисмонди рассматривал как подтверждение свой теории. Лишь в 60е гг. 19 в., когда произошло еще три кризиса, стало ясно, что кризисы имеют циклический, а не постоянный характер, как в теории С.Сисмонди.
С. Сисмонди не разрешил проблему кризисов. Но уже сама ее постановка было серьезным шагом вперед в экономической науке.
4. Роль государства в экономике отличие от классиков С.Сисмонди против свободной конкуренции, которая имеет гибельные последствия – разорение и обнищание основной массы населения, и за вмешательство государства. Именно наемный труд и конкуренция подрывают основу равенства, нарушают баланс производства и потребления, т.к. производство увеличивается без конкретных потребителей. Ситуация усугубляется неравным распределением доходов.
По мнению С.Сисмонди, идеальной ЭС является мелкое товарное производство. Поэтому спасение от бед капитализма он связывал с искусственным сохранением старых порядков: • законодательное ограничение конкуренции через стимулирование мелкого капитала и недопущение концентрации богатства в руках немногих; • ограничение технического прогресса путем прямого запрета или ограничения введения новой техники, восстановление цеховой регламентации производства; • возрождение мелкой земельной собственности  
ВЫВОД: "экономический романтизм" был утопическим и по сути реакционным, поскольку отрицал прогрессивный характер развития капитализма и тянул назад к патриархальным отношениям.
Критикуя капитализм, С. Сисмонди защищал интересы рабочего класса и предлагал ряд социальных реформ по улучшению его положения: • введение социального обеспечения за счет предпринимателей; • ограничение продолжительности рабочего дня; • установление минимальной заработной платы; • участие рабочих в прибыли капиталистов; • запрет детского труда; • разрешение на организацию профсоюзов
Для своего времени эти меры были очень прогрессивными, а порой казались опасно социалистическими. Но С. Сисмонди не был социалистом, он лишь пытался решить социальный вопрос.
       
ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ 1809 – 1865 французский экономист и социолог, идеолог мелкой буржуазии, теоретик анархизма
Основные работы Что такое собственность? (1840) Философия нищеты (1846) Теория налога (1861)
     

 

С. Сисмонди П. Прудон
• защищал интересы мелкой буржуазии в период становления капитализма • защищал интересы мелкой буржуазии в период сложившегося капитализма (первая половина 19 в.). Жизнь доказала невозможность возврата к натуральному хозяйству.
• завершитель классической политэкономии во Франции • один из основателей анархизма и реформизма
С.Сисмонди и П.Прудон – представители мелкобуржуазного социализма, имеющего реакционную направленность
1. В работе" Что такое собственность?"П.Прудон приводит положение крупного деятеля Великой французской революции Бриссо: собственность – это кража. Он выступает против крупной собственности при сохранении мелкой. В этом – непонимание диалектики мелкого товарного производства.  
2.В работе " Философия нищеты"он выдвинул проект безденежного товарного хозяйства и реорганизации обмена. Основная роль в организации "справедливого обмена" отводилась народному банку, который бы принимал и отпускал товары по "рабочим деньгам" – трудовым талонам, указывающим количество труда, затраченного на производство того или иного товара. Идея "рабочих денег" принадлежит английским социалистам-утопистам. (Р.Оуэн). Устранив деньги, П. Прудон предполагал уничтожить нетрудовые доходы, эксплуатацию и обеспечить равенство. В рамках того проекта П.Прудон предполагал устранить процент за счет предоставления "дарового кредита" рабочим и мелким производителям.  
Однако этот проект провалился, что свидетельствовало об утопичности и теоретической несостоятельности мелкобуржуазного социализма: сохранить товарное производство без денег, капитала и процента невозможно.
  Вместе с тем утопический мелкобуржуазный социализм П.Прудона первоначально оказал немалое влияние на рабочее движение в Западной Европе, и прежде всего во Франции. Этому способствовало наличие мелкобуржуазных элементов в среде пролетариата и выдающиеся способности П.Прудона как пропагандиста. Идеи П.Прудона восприняли многие руководители Парижской коммуны, бакунисты, анархо-синдикалисты.  

 

РОДБЕРТУС-ЯГЕЦОВ КАРЛ ИОГАНН 1805 – 1875   экономист, историк и прусский политический деятель
Основные работы Социальные письма к фон Кирхману (1842) К познанию нашего экономического строя (1842)  
После буржуазно-демократической революции 1848-1849 гг. в Германии политические взгляды К.Родбертуса эволюционировали от демократизма к буржуазному реформизму, защите конституционной монархии. Отвергая классовую борьбу, он признавал решение социальных проблем путем реформ буржуазного государства.  
Его экономическая концепция одновременно содержит • и критику капитализма, • и взгляды, близкие утопическому социализму, • и положения реформизма.  
     

 

Концепция "государственного социализма" человеческое общество развивается в направлении коммунизма и проходит 3и стадии, определяемые "ступенями развития собственности" и государства
  • античность "собственность на человека"
• феодализм и капитализм "земельная собственность" и "собственность на капитал"
• коммунизм "собственность, базирующаяся на труде и заработке"
Движущей силой эволюционного перехода к коммунизму, по мнению К.Родбертуса, является государство
В данной концепции одновременно "уживаются" определенные рациональные моменты, мелкобуржуазная направленность и реформистский характер.  
рациональные моменты мелкобуржуазная направленность реформистский характер
• государственная собственность на капитал и землю; • необходимость планомерной организации общественного производства коммунизм – общество "справедливого" или "равноправного" обмена, по сути уравнительного социальные проблемы решаются в процессе эволюционного перехода от эпохи капиталистической собственности к эпохе трудовой собственности. Проведение социальных реформ должно взять на себя "просвещенное" государство. Государственные законы должны лишать землевладельцев и капиталистов их собственности и передавать ее в руки государства.
         

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ имеет многовековую историю: теории об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства, угнетения человека человеком.
Ксенофонт (430 – 335 гг. до н.э.)выступил с идеями "государственного социализма" в работе "Доходы Аттики": для разрешения финансового кризиса, в котором находились Афины, он предложил передать в государственную собственность шахты, торговлю, флот. Платон (428 – 348 гг. до н.э.)представил проект "идеального государства" (аристократический коммунизм), основанного на коллективной собственности, но при сохранении рабства. Фома Аквинский (1225 – 1274)выступил с социальной доктриной, обосновывавшей общность имущества и социальную справедливость. Т. Мор (1478 – 1535) и Т.Кампанелла (1568 – 1639)в своих произведениях "Утопия" и "Город Солнца" (представители раннего утопического социализма) предложили свои проекты будущего общества без денег и частной собственности. К.Сен-Симон, Ш.Фурье (Франция), Р.Оуэн (Англия) – представители позднего утопического социализма – внесли значительный вклад в теорию утопического социализма.
Заслуги: •впервые из критики капитализма социалисты-утописты сделали вывод об исторически преходящем характере капитализма; • поставили вопрос о реорганизации производства, а не только (и не столько) сферы распределения (как у их предшественников)  

 

КЛОД АНРИ де СЕН – СИМОН (1760 – 1825) французский мыслитель, социолог, социалист-утопист  
Основные работы Письма женевского обитателя к современникам (1803) Катехизис промышленников (1823) Новое христианство (1825)  
Концепции Сен-Симона характерен последовательный историзм: история общества представлена как процесс смены одного общественного строя другим, более прогрессивным. Идее "естественного порядка" он противопоставляет идею развития.    
1.Новый общественный строй Сен-Симон называет "индустриализмом", тем самым подчеркивая роль крупной промышленности как основы развития. Главные пороки капитализма – раздробленность и анархия производства – являются следствием экономической свободы, основанной на индивидуализме частных собственников. Крупная промышленность будет управляться из единого центра и работать по единому плату, разрабатываемому учеными. Планирование охватит производство и распределение продукции в масштабе всей страны ("индустриальный социализм"). Управление будут осуществлять промышленники (индустриалы) – все те, кто занимается общественно-полезным трудом – рабочие, капиталисты, торговцы. Непосредственная реализация планов – задача трудящихся.    
2.Высказал идеюоб организующей роли банков, подхваченную всеми утопистами;  
3. Не призывает к замене частной собственности общественной. Он допускает существование частной собственности, которая должна быть усовершенствована в интересах всего народа;  
4.Центральное место в системе Сен-Симона занимает принцип обязательности труда ; в распределении благ –принцип "от каждого по способностям, каждому по труду";  
5.Сен-Симон был убежден, что в будущем обществе государство отомрет, люди будут управлять вещами, а не людьми, т.е. исчезнет господство одних людей над другими;  
6.Сен-Симон исходил из концепции мирного разрешения социальных конфликтов, большие надежды возлагая на "просвещенных монархов". Он стремился побудить королей воспользоваться предоставленной народом властью для осуществления необходимых политических реформ. После проведения частичных реформ (устранение наследственной знати; выкуп земли у землевладельцев, не занимающихся сельским хозяйством; облегчение положения крестьянства и т.д.) можно провести полную реорганизацию политического строя, отстранив от власти непроизводительные классы и передав ее индустриалам. При этом народ должен оставаться пассивным, не принимая никакого участия в этой реорганизации.  
После смерти К.Сен-Симона его ученики (О.Родриг, Б.Анфантен, С.Базар и др.) в своем труде "Изложение учения Сен-Симона" (1828 – 1829) пошли дальше своего учителя, требуя уничтожения частной собственности как основы эксплуатации. Распределение благ должно происходить только по труду. У С.Базара находит развитие идея Сен-Симона о банках как зародыше будущей планомерной организации производства. Он даже говорит об организации труда в мировом масштабе, о всемирной ассоциации трудящихся.
       
ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772 − 1837)
Основные работы Теория четырех движений и всеобщих судеб (1808) Новый промышленный и общественный мир (1828) Теория всемирного единства (1838)
1. Периодизация исторического процесса критерий – развитие производства:
дикость присваивающее хозяйство: не было индустрии, люди не производили продукты, а собирали то, что имелось в готовом виде в природе
патриархат возникновение мелкого производства
варварство возникновение средней индустрии
цивилизация развитие крупной промышленности
2. Более глубокая критика капитализмапо сравнению с К.Сен-Симоном: несправедливый, безнравственный, не способный обеспечить благополучие всего населения, обогащая ничтожную паразитическую верхушку. Частная собственность рождает анархию, конкуренцию, что ведет к значительному и бессмысленному расточительству сил и средств общества. Рост производства приводит к разорению мелких производителей и появлению крупнейших предприятий, занимающих монопольное положение. Ярким примером общей неорганизованности экономики, по мнению Ш.Фурье, является торговля, где царит спекуляция и бессовестное мошенничество. С этим связано его требование искоренить "все виды торгового грабительства".  
       

 

3. Проект будущего общества ("кооперативный социализм")  
• основа будущего строя − земледелие, промышленности отводилась подчиненная роль; • будущее общество состоит из самоуправляющихся общин численностью до 2 тыс. чел., которые называются фалангами (сочетание черт коммунизма и обычного АО). Каждая община работает на своем участке земли, сама определяет, что и как производить и распределять созданную продукцию. Внутри фаланги люди объединены в серии (группы) по возрасту, характеру, знаниям, имуществу. В фаланге сохраняются капитал и частная собственность на средства производства, что не принесет вреда, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие – капиталистами; • особое внимание уделено организации труда: − ликвидация порабощающей человека пожизненной специализации (переход в течение дня от одних занятий к другим, сочетание физического и умственного труда); − на смену конкуренции придет соревнование, которое будет способствовать повышению производительности труда; − труд превратится в наслаждение, естественную жизненную потребность; − труд – обязанность всех членов фаланги (как и у К.Сен-Симона) • средства для организации фаланги должны дать капиталисты; • весь произведенный продукт делится между трудом, капиталом и знаниями в соотношении 5: 4: 3; • каждому человеку будет гарантирован определенный жизненный минимум.
Преобразование существующего строя должно произойти путем организации образцовых ассоциаций, которые своим примером увлекут человечество. В будущем произойдет слияние классов и будет создано бесклассовое общество, основанное на подлинном человеколюбии.
В 30 – 40 е гг. 19 в. учение Ш.Фурье оказало сильное влияние на ЭМ во Франции, Англии, Германии, Италии; в России идеи Ш.Фурье восприняли декабристы, А.Герцен и Н.Огарев Н.Чернышевский

 

 

РОБЕРТ ОУЭН (1771 – 1858)
Основные работы Доклад графству Ленарк (1820) Книга о новом нравственном мире (1836)
В Англии утопический социализм развивался как более радикальное движение, отрицавшее частную собственность в любом виде; был свободен от романтики и религиозной формы.  

 

 

1. В критике капитализма (в отличие от французских социалистов-утопистов) Р.Оуэн опирался на классическую политэкономию, в частности, на трудовую теорию стоимости. •указывал на ухудшение положения рабочих в связи с применением машин. Поэтому причиной экономических кризисов перепроизводства является недопотребление трудящихся, снижение их заработной платы (из-за роста безработицы) и сокращение внутреннего спроса на предметы потребления (совпадает с точкой зрения С. Сисмонди). В отличие от С. Сисмонди выход из создавшегося положения Р.Оуэн видел не в возврате к мелкому производству, а в создании нового общественного строя; • критика "закона народонаселения" Т.Мальтуса: причина нищеты не в несоответствии продуктов питания и численности населения, а в неправильном распределении.  
2. Проект будущего общества   Основа нового общества Будущее общество – это система общин с кооперативным производством, внутри которых обмен происходит по труду, но при изобилии продуктов предусматривалась возможность свободного получения всего необходимого со складов.   • общий труд, • общая собственность, • равенство в правах и обязанностях
В 1817 г. Р.Оуэн предложил правительству план создания кооперативных поселков, который был отвергнут. Но благодаря деятельности сторонников Р.Оуэна к 1830 г. в Англии действует уже около 300 кооперативных обществ, которые в условиях капиталистической конкуренции имели трудности сбыта.  
3.Экономические взгляды Р.Оуэна базируются на трудовой теории стоимости: труд – создатель и мерило стоимости, обмен должен осуществляться в соответствии с трудовыми затратами. Но в реальной жизни деньги искажают истинную ценность продуктов. Поэтому он предлагал уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – "рабочие деньги". Это квитанции, в которых значится, сколько часов труда затрачено на производство того или иного товара Для реализации этого проекта в 1832 г. Р.Оуэн открывает Национальный базар справедливого обмена, который вначале имел успех, н


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: