Управление качеством образования в вузе не сводится к административным мерам воздействия на образовательный процесс и его участников. Оно включает все основные элементы процесса управления: планирование качества образования в виде количественных и качественных критериев по совокупности показателей, организация функционирования процесса обеспечения качества и его регулирования, оценивание достигнутого качества, анализ данных о качестве образования, их интепретация в целях прогнозирования и повышения качества образования.
Структурным подразделением по координации функционирования системы менеджмента качества является отдел менеджмента качества и стратегического планирования, который осуществляет формирование, разработку, мониторинг выполнения стратегии Университета, разработка документации ИСМ, внутренний аудит, координирование и мониторинг результативности процедур обеспечения качества образовательного процесса и системы управления.
Система управления качеством направлена на повышение качества образования, системы контроля, а также предполагает сочетание оценки как внутренней, так и внешней. Оценочный анализ системы качества образования обеспечивает отчетность, выявляет сильные стороны и области для улучшений, помогает принимать решения по устранению несоответствий.
Качество освоения образовательной программы обеспечивают компетентный профессорско-преподавательский состав, наличие учебной и учебно-методической литературы, учебно-методические комплексы дисциплин, материально-техническое оснащение (лекционные залы, учебные аудитории, учебные лаборатории, оснащение клинических баз), информационные и библиотечные технологии и ресурсы Университета, программы сотрудничества с зарубежными вузами, процедуры контроля качества и внутренний аудит, процедуры управления учебным процессом, образовательными программами, процедуры управления кадровым потенциалом, управления ресурсами Университета, и целом процедуры системы менеджмента Университета, регламентированные соответствующими документами ИСМ.
|
На основании мониторинга и анализа показателей освоения образовательной программы обучающимися прослеживаются достижения в приобретении знаний, умений, навыков и компетенций, удовлетворенность образовательными программами и дальнейшее образование выпускников.
С целью управления качеством освоения образовательной программы во внутривузовской системе менеджмента существуют следующие механизмы:
1. Системный мониторинг развития обучающихся, включающий следующие виды мониторинга:
1) Мониторинг качества потенциала абитуриентов и студентов 1 курса к обучению в Университете;
2) Мониторинг качества подготовки студентов (2-7 курсов);
3) Мониторинг качества подготовки выпускников;
4) Мониторинг качества профессионально-личностного потенциала выпускников и специалистов-выпускников Университета.
Для мониторинга уровня освоения практических навыков и умений обеспечены следующие условия:
- создание единой модели практических навыков в зависимости от специальности;
- моделирование профессиональной деятельности обучающихся на учебной и производственной практиках;
- совершенствование системы организационно – материальных условий для формирования профессиональных навыков специалиста в условиях учебно-клинического центра, клинических баз;
|
- привлечение высококвалифицированных специалистов практического здравоохранения;
- осуществление мониторинга оценки содержания практической подготовки специалистов.
С целью проведения расширенной оценки качества образования, основные показатели, которые характеризуют качество процессов и результатов, разделены на определенные группы: персонал; материально-техническое обеспечение; воспитательная работа; социальная поддержка; финансы; научная и инновационная деятельность; доступность образования.
Система управления качеством обучения представляет собой непрерывный процесс и направлена на постоянное совершенствование механизмов обеспечения качества, так и повышение качества результатов освоения образовательных программ.
Высшее руководство вуза проводит последовательную политику изменений в вузе, инициирует процессы обсуждения изменений в вузе с работниками, обучающимися и другими заинтересованными сторонами. Для анализа внутренней и внешней среды создана и действуют система мониторинга внешней и внутренней среды, применяется методика «SWOT-анализа» (анализ сильных и слабых сторон, анализ возможностей и угроз), ССП и показателей процессов. При анализе тщательно определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на стратегически важные решения, воздействующие на функционирование Университета (законодательство, финансирование, акционеры, потребители, конкуренты, технологии, поставщики, персонал, возможности собственных материальных ресурсов).