Обязанность уведомить заказчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ. 2 глава




1. Исполнитель (услугодатель). ГК не содержит специальных требований к данному субъекту, однако для оказания некоторых видов услуг требуется специальное разрешение (лицензия) (например, предоставление медицинских, ветеринарных услуг и др.). В других видах деятельности по оказанию услуг иногда специальными законами устанавливаются определенные требования непосредственно к исполнению (например, наличие квалификационного сертификата аудитора, специального образования), а определенными видами деятельности могут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в специальные государственные реестры (реестр аудиторов, единый федеральный реестр туроператоров). Таким образом, государство, устанавливая квалификационные требования к исполнителю, в определенной степени решает вопрос о качестве обслуживания.

Говоря о надлежащем исполнении обязательства по оказанию услуг, нужно иметь в виду, что по общему правилу (ст. 780 ГК) исполнитель обязан оказать услугу лично. Это положение обусловлено существенной заинтересованностью заказчика в отношении личности исполнителя (услугодателя), поскольку качество услуги не может быть гарантировано по самой ее природе и практически целиком зависит от квалификации исполнителя. Поэтому только в случаях, предусмотренных соглашением сторон, услугодатель может возложить исполнение договора на третье лицо, т.е. и в этих случаях заказчик имеет возможность определить профессиональное качество непосредственного исполнителя и повлиять на его выбор. Оценивая качество оказания услуг в соответствии со ст. 783 ГК, можно применять общие положения о подряде (ст. ст. 721 - 723 ГК), а если услугополучателем является гражданин-потребитель, то и Закон о защите прав потребителей (ст. ст. 29, 30).

Специфика некоторых видов деятельности по оказанию услуг послужила основанием принятия специальных законов и иных правовых актов, которые регламентируют исполнение соответствующих обязательств. Например, регулирование отношений по туристскому обслуживанию осуществляется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452, оказание услуг связи регламентируется Федеральными законами от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и др.

Большое значение для надлежащего исполнения обязательства по оказанию услуг имеют место и срок их оказания, особенно когда такая деятельность осуществляется в интересах физических лиц и связана с удовлетворением их социальных потребностей (туризм, медицина, зрелищные услуги и др.). В таких случаях прежде всего нужно учитывать, в какой форме оказываются услуги: если в форме действия (одномоментно), то нарушение срока предоставления услуги можно квалифицировать как неисполнение обязательства с последующим отказом заказчика от его исполнения (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК) и взысканием убытков в полном объеме; если оказание услуг осуществляется в форме деятельности (длящееся обязательство) и нарушение со стороны исполнителя касается срока или места предоставления услуги, то правомерно говорить о ненадлежащем качестве обслуживания в целом с наступлением последствий, предусмотренных ст. 393 ГК (взыскание убытков), либо заказчик имеет право предъявить требования, предусмотренные ст. 29 Закона о защите прав потребителей (ст. 723 ГК РФ) (о безвозмездном устранении недостатков, уменьшении цены и т.д.).

Согласно п. 2 ст. 782 ГК исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства по возмездному оказанию услуг в любое время (по-видимому, и на стадии исполнения), а поскольку данная норма носит императивный характер, то стороны своим соглашением не могут предусмотреть иное. При этом исполнитель должен возместить убытки. Однако, когда договор является публичным, отказ от заключения и исполнения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (п. 3 ст. 426 ГК).

2. Основной обязанностью заказчика является оплата оказанной услуги. Производится оплата до или после оказания услуги. Например, в туризме заказчик оплачивает обслуживание до оказания ему услуг, приобретая путевку, которая является, кроме всего, документом, подтверждающим факт оплаты туристского продукта. Порядок и сроки оплаты оказания услуг определяются соглашением сторон (п. 1 ст. 781 ГК).

В некоторых случаях при исполнении обязательства может возникнуть ситуация, при которой исполнитель лишен возможности исполнить обязательство (невозможность исполнения), например нарушен срок со стороны заказчика. В таких случаях заказчик обязан оплатить услуги в полном объеме, но эта обязанность наступает только при наличии вины с его стороны (п. 2 ст. 781 ГК). Таким образом, эта обязанность представляет собой не сам долг, а ответственность за нарушение обязательства.

3. Невозможность исполнения может наступить при отсутствии вины сторон обязательства. В таких случаях отрицательные последствия распределяются между контрагентами, что выражается в наделении исполнителя правом требовать от заказчика возмещения только фактически понесенных им расходов (п. 3 ст. 781 ГК). Стороны своим соглашением могут предусмотреть и иные последствия при невозможности исполнения договора.

 

Глава 43. ПЕРЕВОЗКА. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

 

§ 1. Общая характеристика, значение и виды

договоров перевозки

 

1. Транспорт в любой стране - одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров, багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

2. Не существует единого транспортного договора как отдельного вида гражданско-правового обязательства <1>. В литературе высказаны различные мнения по вопросу существования системы "транспортные договоры", "транспортные обязательства" <2>. Некоторые выделяют в системе гражданско-правовых договорных обязательств самостоятельную группу транспортных договоров. При этом авторы используют различные критерии градации: субъектный состав - участие в договоре транспортной организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортную деятельность; вид оказываемых услуг (перемещение с помощью транспортных средств груза, почты, пассажира, багажа); "направленность транспортных договорных обязательств" <3>. Другие авторы отрицают введение категории "транспортные договоры", мотивируя свою позицию тем, что "в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры и типы и виды гражданско-правовых обязательств" <4>.

--------------------------------

<1> См., например: Залесский В.В. Глава X: Транспортные договоры // Гражданское право: Учебник / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998. Ч. 2: Обязательственное право. С. 309.

<2> Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом (см.: Валеев Д.Х. Глава 41: Перевозка и иные транспортные обязательства // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. Т. 2. С. 511).

<3> См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. М., 2005. С. 11.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

 

<4> См.: Витрянский В.В. Глава 43: Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. II: Обязательственное право. С. 675.

 

3. Транспортные договоры - это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа <1>. Понятие "транспортные договоры" шире понятия "договоры перевозки". В системе договорных гражданско-правовых обязательств по возмездному оказанию услуг как самостоятельный вид выделяются обязательства из договоров перевозки (гл. 40 ГК).

--------------------------------

<1> См. также определения и классификации транспортных договоров: Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учебник для магистров. М., 2013. С. 98 - 102; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. С. 13; Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. М., 2005. С. 428 - 429; и др.

 

Договоры перевозки как обобщающее понятие могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Следует учитывать то обстоятельство, что законодательное регулирование отношений по оказанию услуг перевозки, отношений по обеспечению заключения и исполнения договоров перевозки происходит только в том случае, если перевозка как услуга осуществляется транспортом общего пользования (п. 1 ст. 789 ГК) за плату. Соответственно, исключаются из рассматриваемой сферы отношения, возникающие в связи с перевозками различными видами транспорта для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4. Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. Называя гл. 40 ГК "Перевозка", законодатель не формулирует легальное определение данного понятия. В транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок (ст. 2 УЖТ, ст. 101 Воздушного кодекса, ст. ст. 67, 68, 95, 160 КВВТ, ст. ст. 2, 4, п. 1 ст. 115 КТМ, ст. 1 УАТ).

5. Перевозка - вид предпринимательской деятельности <1>, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве <2> (п. 2 ст. 784 ГК) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК). Договор перевозки порождает обязательство по возмездному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчика не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.

--------------------------------

<1> Перевозочная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта, осуществляемая на основе договора или других законных основаниях и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности (см. ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности. Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением от 31 октября 2007 г. N 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ).

<2> См.: Мурзин Д.В. Глава 56: Транспортные договоры. Общие положения // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. М. - Екатеринбург, 2011. Т. 2. С. 361.

 

6. Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств <1>. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по оказанию услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (см. ст. 2 УЖТ), договоры по возмездному оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции (ст. 801 ГК), договоры буксировки (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ) и др.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

 

<1> См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 674.

 

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения и др.), например предусматривать обязанность перевозчика выполнить погрузочно-разгрузочные работы (ст. 9 УЖТ).

Глава 40 ГК предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров.

Во-первых, договоры перевозки (договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа) (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК) <1>. В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК), который содержит в себе элементы договора аренды <2>.

--------------------------------

<1> В гл. 40 ГК отдельно не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах (см., например, ст. 3 УЖТ, ст. 103 КВВТ).

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

 

<2> В настоящей главе не рассматривается договор фрахтования, поскольку он имеет свою специфику, обусловленную элементами договора аренды (см. также: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 675; Майфат А.В. Глава 58: Транспортные договоры. Договор перевозки груза // Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. Т. 2. С. 377).

 

Во-вторых, организационные договоры (договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом смешанном сообщении) (ст. ст. 798, 799, 788 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.

 

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые транспортом: наземным (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим), воздушным, водным (морским, внутренним водным транспортом Российской Федерации) (ст. 1 УЖТ, ст. 1 УАТ, ст. 32 Воздушного кодекса, ст. 2 КТМ, ст. 3 КВВТ).

В системе российского транспортного законодательства, которое будет рассмотрено ниже, нет действующих нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта <1>. К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты субъектов Федерации, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта <2>. Перевозка на данных внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

--------------------------------

<1> Планируется принятие специального закона. Минтрансом России подготовлен проект Федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию на 13 июля 2015 г.).

<2> См., например: Приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 29 июня 1998 г. N 233 "Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном" (ред. от 3 июня 2015 г.).

 

В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются перевозки внутригосударственные и международные <1>.

--------------------------------

<1> Перевозки в международном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (см., например, ст. 2 УЖТ).

 

В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения - перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу. Перевозки прямого сообщения - перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу <1>. Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения - перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК). В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ).

--------------------------------

<1> Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ).

 

§ 2. Источники правового регулирования

отношений по перевозке

 

Гражданский кодекс включает в себя гл. 40 "Перевозка", которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также отношения по организации и обеспечению перевозок. В силу прямого указания закона общие нормы гл. 39 ГК, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК). Транспортные уставы и кодексы имеют статус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Отношения по перевозке также регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст. 3 ГК), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК).

При регулировании отношений перевозки условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК). Нормами ГК, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

- Воздушный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс торгового мореплавания;

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;

- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определяются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности, о чем будет сказано при рассмотрении отдельных видов договоров перевозки.

 

§ 3. Договор перевозки груза

 

1. Договор перевозки груза - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Приведенное определение договора будет распространяться также и на соглашения по перевозке железнодорожным транспортом порожних грузовых вагонов.

Груз - это в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления, принятые в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах (ст. 2 УЖТ, см. также п. 3 ст. 2 УАТ).

Помимо норм транспортных уставов и кодексов, в рассматриваемой сфере действуют Федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и др. Отношения по перевозкам транспортом общего пользования грузов, порожних грузовых вагонов (при перевозке железнодорожным транспортом) также регулируются иными правовыми актами, обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности.

2. Договор перевозки груза в большинстве случаев имеет конструкцию реального договора. Для его заключения необходимо, чтобы грузоотправитель передал груз перевозчику. Может заключаться как реальный, так и консенсуальный договор морской перевозки груза (торговое мореплавание) <1>, а также договор перевозки груза автомобильным транспортом <2>. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется. Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

--------------------------------

<1> По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).

<2> Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

 

Договор перевозки груза является возмездным. Провозная плата вносится грузоотправителем до приема груза к перевозке. По соглашению сторон (перевозчика и отправителя) груз может быть принят к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок.

Договор перевозки груза определяется как взаимный. У каждой из сторон договора перевозки есть права и корреспондирующие с ними обязанности другой стороны.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования будет иметь публичный характер, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК).

3. Сторонами договора перевозки груза в ГК названы перевозчик и отправитель (ст. 785 ГК) (грузоотправитель). В перевозочных отношениях также участвует получатель (грузополучатель) - лицо, управомоченное на получение груза. Грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза. Исключением может служить случай, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице. Например, если отправитель направляет груз в адрес своего филиала. При несовпадении отправителя и получателя в одном лице последний наделяется правовым статусом третьего лица. Данный договор перевозки груза относится к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Правовыми предпосылками такого договора следует признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (купли-продажи, поставки и др.) <1>. Следует отметить, что грузоотправитель и грузополучатель взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки груза не обладают. Каждый из них обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику. Правовая связь между грузоотправителем и перевозчиком возникает из договора перевозки груза, а между грузоотправителем и грузополучателем - из иного договора (купли-продажи, мены, аренды и др.), на основании которого грузополучатель наделяется правом требовать исполнения обязанности перевозчиком как третьим лицом (ст. 313 ГК). По общему правилу грузополучатель, как управомоченное лицо, являясь третьим лицом по отношению к сторонам договора перевозки, наделяется правом требовать от перевозчика выдачи груза, отгруженного в его адрес отправителем. Грузополучатель, не являясь стороной договора перевозки, обладает и некоторыми обязанностями по отношению к перевозчику. По договору перевозки груза грузополучатель получает не только права, но и обязанности, закрепленные в транспортных уставах и кодексах <2>, например получить груз, прибывший в его адрес.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Шешенин Е.Д. Глава 37: Перевозка // Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985. Т. 2. С. 234.

<2> Там же.

 

По своему правовому статусу стороны договора перевозки груза - субъекты предпринимательской деятельности, что не исключает участия в таких договорах некоммерческих организаций (п. 4 ст. 50 ГК) <1>. По общему правилу перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки определенным видом транспорта общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его получателю. Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 2 УЖД, ст. 100 Воздушного кодекса, ст. 2 УАТ, ст. 3 КВВТ, п. 3 ст. 115 КТМ.

 

Специфика правового статуса перевозчиков, осуществляющих перевозку различными видами транспорта, конкретизируется транспортными уставами и кодексами, федеральными законами. Например, особый правовой статус имеют перевозчики по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом общего пользования.

В случаях, предусмотренных Законом о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 12), для осуществления перевозки груза требуется наличие у перевозчика лицензии.

При перевозках в прямом или в прямом смешанном сообщении возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика.

4. Порядок заключения договора перевозки груза и особенности законодательного регулирования возникающих при этом отношений зависят от вида перевозки и юридической конструкции соответствующего договора.

Договору перевозки грузов всегда предшествуют организационные предпосылки - подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК). Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: