Классификация международных споров




Контрольная работа

Механизм мирного разрешения международных споров

 


 

Понятие международных споров

международный конфликт мирный посредничество

Есть спорная ситуация, есть международный спор. Их объединяет то, что и спорная ситуация, и международный спор вызывают напряженности между государствами. Само понятие спорной ситуации более широкое, чем понятие международного спора, т.к. может привести, а может и не привести к возникновению международного спора.

Спорная ситуация - конфликтная ситуация, которая вызывает состояние напряженности между государствами (например, подведение войск одного государства непосредственно к границе другого государства).

Для того чтобы спорная ситуация переросла в МС, необходимо существование еще одного элемента: одно государство должно обратиться с претензией к другому государству, а другое государство должно отвергнуть претензию полностью или частично.

Классификация международных споров

 

Споры могут быть различными.

По объектам:

v территориальные;

v связанные с завышением ущерба.

В зависимости от количества участников:

ü двусторонние;

ü региональные (местные). Гл. 8 Устава ООН: споры, угрожающие международному миру и безопасности в рамках региона - местные

Также споры делятся на:

§ угрожающие международному миру и безопасности;

§ не имеющие такого характера.

Еще одна классификация споров:

Ø юридические;

Ø политические.

Ряд ученых вообще отрицает последнее деление. Считается, что любой спор, который возникает у государства, имеет политический оттенок. Однако выдвигается положение, что юридические споры возникают тогда, когда нет нормы, которая регулирует объект спора. Другие считают, что юр. споры - это те споры, которые являются объектом рассмотрения международного суда. Еще мнение: юридический спор - это спор, которому не нужно придавать значения.

. Закрепление принципа мирного разрешения международных споров (МРМС) и содержание этого принципа

 

Сам международный спор - элемент основополагающего принципа МП - принципа мирного разрешения международных споров

Формирование принципа МРМС

Этот принцип впервые получил закрепление в Статуте Лиги Наций, несмотря на то, что еще господствовало классическое МП, считающее нормальным явлением применение силы или угрозы силой. Закреплению принципа МРМС в Статуте Лиги Наций предшествовала доктрина МП. Если обратиться к ней даже в лице Гуго Гроция, то он говорил о том, что прежде чем прибегнуть к войне, нужно прибегнуть к мирным средствам разрешения споров. То же самое можно найти у Мартенса.

Если говорить о документальном закреплении необходимости МРМС, то уже в 1899 г. была принята Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений. Ее особенность: были впервые названы средства мирного разрешения международных споров (добрые услуги и посредничество). Было также предусмотрено создание Постоянной палаты третейского суда.

Гаагская конвенция 1907 г. носила такое же название. Ее особенность: наряду с добрыми услугами и посредничеством были предусмотрены согласительные комиссии и третейское разбирательство. Эта конвенция является действующей по настоящее время.

Статут Лиги Наций. В силу того, что ЛН была международной организацией, направленной на поддержание международного мира и безопасности, должен был быть закреплен принцип отказа от применения силы и угрозы силой. Однако сразу отказаться от войны как средства решения международных споров ЛН не могла. Предлагалось: перед тем, как государству обратиться к войне, следует воспользоваться мирными средствами разрешения споров. Например, обращение в Постоянную палату международного суда либо в Совет ЛН (очень напоминает Совбез ООН). Если спор получил разрешение, но какое-то государство было недовольно заключением, в течение трех месяцев нельзя было обратиться к войне как средству разрешения международных споров. И если по истечении трех месяцев конфликт не был улажен, и сторона все еще была недовольна заключением, сторона могла прибегнуть к войне.

Новый этап в формировании принципа МРМС - пакт Бриана-Келлога. В нем впервые было предусмотрено положение о том, что государства должны отказаться от применения силы и угрозы силой в отношениях друг к другу. Этот пакт имел очень большое признание среди государств того времени.

После принятия пакта Бриана-Келлога 1928 г., где государствам прямо предписывалось отказаться от войны как средства разрешения международных споров, были сделаны попытки внести изменения в Статут ЛН. Был создан комитет по внесению поправок, однако нации не созрели к принятию таких решений - изменений в Статут не было внесено.

Впервые принцип МРМС был закреплен в Уставе ООН. Уже в п. 1 ст. 1 говорится об обращении к мирным средствам разрешения международных споров.

Не только принцип МРМС был закреплен в Уставе ООН, но и механизм МРМС (ст. 33 Устава ООН: переговоры, обследования, примирение, посредничество, добрые услуги, международные судебные процедуры, обращение к региональным международным организациям - новое средство, предусмотренное непосредственно Уставом ООН).

Достижением Устава ООН было не только провозглашение принципа МРМС и закрепления механизма их разрешения. Целая Глава 6 посвящена механизму МРМС.

В дальнейшем принцип МРМС получает закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. Следует обратить внимание, что все региональные организации, которые направлены на поддержание мира и безопасности (НАТО, ЛАГ, Афросоюз, СНГ), в своих учредительных документах содержат положения о МРМС. Т.е. это неотъемлемый элемент коллективной безопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: