Контрольная работа
Механизм мирного разрешения международных споров
Понятие международных споров
международный конфликт мирный посредничество
Есть спорная ситуация, есть международный спор. Их объединяет то, что и спорная ситуация, и международный спор вызывают напряженности между государствами. Само понятие спорной ситуации более широкое, чем понятие международного спора, т.к. может привести, а может и не привести к возникновению международного спора.
Спорная ситуация - конфликтная ситуация, которая вызывает состояние напряженности между государствами (например, подведение войск одного государства непосредственно к границе другого государства).
Для того чтобы спорная ситуация переросла в МС, необходимо существование еще одного элемента: одно государство должно обратиться с претензией к другому государству, а другое государство должно отвергнуть претензию полностью или частично.
Классификация международных споров
Споры могут быть различными.
По объектам:
v территориальные;
v связанные с завышением ущерба.
В зависимости от количества участников:
ü двусторонние;
ü региональные (местные). Гл. 8 Устава ООН: споры, угрожающие международному миру и безопасности в рамках региона - местные
Также споры делятся на:
§ угрожающие международному миру и безопасности;
§ не имеющие такого характера.
Еще одна классификация споров:
Ø юридические;
Ø политические.
Ряд ученых вообще отрицает последнее деление. Считается, что любой спор, который возникает у государства, имеет политический оттенок. Однако выдвигается положение, что юридические споры возникают тогда, когда нет нормы, которая регулирует объект спора. Другие считают, что юр. споры - это те споры, которые являются объектом рассмотрения международного суда. Еще мнение: юридический спор - это спор, которому не нужно придавать значения.
. Закрепление принципа мирного разрешения международных споров (МРМС) и содержание этого принципа
Сам международный спор - элемент основополагающего принципа МП - принципа мирного разрешения международных споров
Формирование принципа МРМС
Этот принцип впервые получил закрепление в Статуте Лиги Наций, несмотря на то, что еще господствовало классическое МП, считающее нормальным явлением применение силы или угрозы силой. Закреплению принципа МРМС в Статуте Лиги Наций предшествовала доктрина МП. Если обратиться к ней даже в лице Гуго Гроция, то он говорил о том, что прежде чем прибегнуть к войне, нужно прибегнуть к мирным средствам разрешения споров. То же самое можно найти у Мартенса.
Если говорить о документальном закреплении необходимости МРМС, то уже в 1899 г. была принята Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений. Ее особенность: были впервые названы средства мирного разрешения международных споров (добрые услуги и посредничество). Было также предусмотрено создание Постоянной палаты третейского суда.
Гаагская конвенция 1907 г. носила такое же название. Ее особенность: наряду с добрыми услугами и посредничеством были предусмотрены согласительные комиссии и третейское разбирательство. Эта конвенция является действующей по настоящее время.
Статут Лиги Наций. В силу того, что ЛН была международной организацией, направленной на поддержание международного мира и безопасности, должен был быть закреплен принцип отказа от применения силы и угрозы силой. Однако сразу отказаться от войны как средства решения международных споров ЛН не могла. Предлагалось: перед тем, как государству обратиться к войне, следует воспользоваться мирными средствами разрешения споров. Например, обращение в Постоянную палату международного суда либо в Совет ЛН (очень напоминает Совбез ООН). Если спор получил разрешение, но какое-то государство было недовольно заключением, в течение трех месяцев нельзя было обратиться к войне как средству разрешения международных споров. И если по истечении трех месяцев конфликт не был улажен, и сторона все еще была недовольна заключением, сторона могла прибегнуть к войне.
Новый этап в формировании принципа МРМС - пакт Бриана-Келлога. В нем впервые было предусмотрено положение о том, что государства должны отказаться от применения силы и угрозы силой в отношениях друг к другу. Этот пакт имел очень большое признание среди государств того времени.
После принятия пакта Бриана-Келлога 1928 г., где государствам прямо предписывалось отказаться от войны как средства разрешения международных споров, были сделаны попытки внести изменения в Статут ЛН. Был создан комитет по внесению поправок, однако нации не созрели к принятию таких решений - изменений в Статут не было внесено.
Впервые принцип МРМС был закреплен в Уставе ООН. Уже в п. 1 ст. 1 говорится об обращении к мирным средствам разрешения международных споров.
Не только принцип МРМС был закреплен в Уставе ООН, но и механизм МРМС (ст. 33 Устава ООН: переговоры, обследования, примирение, посредничество, добрые услуги, международные судебные процедуры, обращение к региональным международным организациям - новое средство, предусмотренное непосредственно Уставом ООН).
Достижением Устава ООН было не только провозглашение принципа МРМС и закрепления механизма их разрешения. Целая Глава 6 посвящена механизму МРМС.
В дальнейшем принцип МРМС получает закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. Следует обратить внимание, что все региональные организации, которые направлены на поддержание мира и безопасности (НАТО, ЛАГ, Афросоюз, СНГ), в своих учредительных документах содержат положения о МРМС. Т.е. это неотъемлемый элемент коллективной безопасности.