| 1) | питательные вещества |
| 2) | Ферменты |
| 3) | Гормоны |
| 4) | Антитела |
А39.Что происходит в организме человека после предохранительной прививки?
| 1) | вырабатываются ферменты |
| 2) | кровь свертывается, образуется тромб |
| 3) | образуются антитела |
| 4) | нарушается постоянство внутренней среды |
А40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у него нарушается деятельность
| 1) | вегетативной нервной системы |
| 2) | Мозжечка |
| 3) | спинного мозга |
| 4) | продолговатого мозга |
А41.Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
| 1) | сохранение старых видов |
| 2) | сохранение нормы реакции |
| 3) | появление новых видов |
| 4) | сохранение особей с неизмененными признаками |
А42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?
| 1) | в ее состав входит небольшое разнообразие видов |
| 2) | для нее характерно большое разнообразие видов |
| 3) | она имеет длинные цепи питания |
| 4) | численность небольшого числа видов в ней высокая |
Часть 2
При выполнении заданий В1 - В4 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.
В1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных?
| 1) | сердце трехкамерное без перегородки в желудочке |
| 2) | сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке |
| 3) | один круг кровообращения |
| 4) | два круга кровообращения |
| 5) | на всех стадиях развития дышат с помощью легких |
| 6) | на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи |
В2.Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?
| 1) | мышц верхних и нижних конечностей |
| 2) | сердца и кровеносных сосудов |
| 3) | органов пищеварительного канала |
| 4) | мимических мышц |
| 5) | почек и мочевого пузыря |
| 6) | диафрагмы и межреберных мышц |
В3.Какие функции выполняет в клетке ядро?
| 1) | обеспечивает поступление веществ в клетку |
| 2) | служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом |
| 3) | с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка |
| 4) | участвует в процессе фотосинтеза |
| 5) | в нем органические вещества окисляются до неорганических |
| 6) | участвует в образовании хроматид |
В4.Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?
| 1) | Появление корней у древних папоротников. |
| 2) | Появление хлорофилла у мхов. |
| 3) | Возникновение тканей у хвойных. |
| 4) | Возникновение семени у голосеменных. |
| 5) | Появление цветка и плода у покрытосеменных. |
| 6) | Возникновение проводящих тканей у цветковых. |
При выполнении заданий В5 - В6 установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков.
В5.Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
| ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ | типы НЕЙРОНОВ | ||||||||
| 1) | осуществляют в головном мозге передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой | А) | чувствительные | ||||||
| 2) | передают нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов в мозг | Б) | вставочные | ||||||
| 3) | передают нервные импульсы мышцам | В) | двигательные | ||||||
| 4) | передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг | ||||||||
| 5) | передают нервные импульсы к железам | ||||||||
В6. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
| СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ органоидов | ОРГАНОИДЫ | ||
| 1) | состоит из группы полостей с пузырьками на концах | А) | эндоплазматическая сеть |
| 2) | состоит из системы связанных между собой канальцев | Б) | комплекс Гольджи |
| 3) | участвует в биосинтезе белка | ||
| 4) | участвует в образовании лизосом | ||
| 5) | участвует в образовании клеточной оболочки | ||
| 6) | осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки |
При выполнении заданий В7 - В8 определите последовательность биологических процессов и явлений.
В7.Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам органа слуха.
| А) | наружное ухо |
| Б) | перепонка овального окна |
| В) | слуховые косточки |
| Г) | барабанная перепонка |
| Д) | жидкость в улитке |
| Е) | слуховые рецепторы |
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В8. Установите последовательность этапов энергетического обмена.
| Аа) | расщепление биополимеров до мономеров |
| Бб) | поступление органических веществ в клетку |
| Вв) | окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды |
| Гг) | расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты |
| Дд) | синтез двух молекул АТФ |
| Ее) | синтез 36 молекул АТФ |
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С5) Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1 - С2 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С3, С4, С5 – полный развернутый ответ.
С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?
С3. Какие признаки характерны для царства растений?
С4. Почему достижения молекулярной биологии имеют большое значение для развития генной инженерии?
С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Бланки ответов к заданиям по биологии
Часть 1
| № задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
| А1 | А14 | А27 | А40 | ||||
| А2 | А15 | А28 | А41 | ||||
| А3 | А16 | А29 | А42 | ||||
| А4 | А17 | А30 | |||||
| А5 | А18 | А31 | |||||
| А6 | А19 | А32 | |||||
| А7 | А20 | А33 | |||||
| А8 | А21 | А34 | |||||
| А9 | А22 | А35 | |||||
| А10 | А23 | А36 | |||||
| А11 | А24 | А37 | |||||
| А12 | А25 | А38 | |||||
| А13 | А26 | А39 |
| № задания | Ответ |
| В1 | |
| В2 | |
| В3 | |
| В4 | |
| В5 | |
| В6 | |
| В7 | |
| В8 |
Ответы для проверки тестовых заданий
Часть 1
| № задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
| А1 | А14 | А27 | А40 | ||||
| А2 | А15 | А28 | А41 | ||||
| А3 | А16 | А29 | А42 | ||||
| А4 | А17 | А30 | |||||
| А5 | А18 | А31 | |||||
| А6 | А19 | А32 | |||||
| А7 | А20 | А33 | |||||
| А8 | А21 | А34 | |||||
| А9 | А22 | А35 | |||||
| А10 | А23 | А36 | |||||
| А11 | А24 | А37 | |||||
| А12 | А25 | А38 | |||||
| А13 | А26 | А39 |
Часть 2
| № задания | Ответ |
| В1 | |
| В2 | |
| В3 | |
| В4 | |
| В5 | БАВАВ |
| В6 | БААББА |
| В7 | АГВБДЕ |
| В8 | БАГДВЕ |
Часть 3
С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
| Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл) | Балл |
| Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей | |
| Ответ неправильный или отсутствует |
С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?
| Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл) | Балл |
| Содержат информацию о первичной структуре белка | |
| Ответ неправильный или отсутствует |
С3. Какие признаки характерны для царства растений?
| № п/п | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл) | Балл |
| В ответе имеются все названные ниже элементы знаний, не содержатся биологические ошибки. Элементы ответа | ||
| 1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез 2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком 3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое | ||
| В ответе имеются два из названных выше элементов знаний, не содержатся биологические ошибки. | ||
| В ответе имеется один из названных выше элементов знаний, допускаются негрубые биологические ошибки. | ||
| Ответ неправильный или отсутствует |
С4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?
| № п/п | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл) | Балл |
| В ответе имеются все указанные ниже элементы знаний, отсутствуют биологические ошибки. 1) Генная инженерия использует знания о строении и химическом составе ДНК. 2) Для развития генной инженерии необходимы знания генетического аппарата эукариот и прокариот. 3) Требовалось разработать методы выделения и пересадки генов из клетки одного организма в клетку другого организма. | ||
| В ответе имеются два из названных выше элементов знаний, отсутствуют биологические ошибки. | ||
| В ответе имеется один из названных выше элементов знаний, допускаются негрубые биологические ошибки. | ||
| Ответ неправильный или отсутствует |
С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
| № п/п | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл) | Балл |
| В ответе имеются все названные ниже элементы знаний, не содержатся биологические ошибки. 1) Вследствие появления мутаций популяция насекомых-вредителей становится неоднородной. 2) Естественный отбор сохраняет устойчивых к ядохимикатам особей. 3) Из поколения к поколению число устойчивых к ядохимикатам особей увеличивается. 4) Через несколько лет ядохимикат в прежних дозах перестает действовать на насекомых-вредителей. | ||
| В ответе имеются 2-3 из названных выше элементов знаний, отсутствуют биологические ошибки. | ||
| В ответе имеется один элемент знаний, допускаются негрубые биологические ошибки. | ||
| Ответ неправильный или отсутствует |