Методические рекомендации предназначены для использования в работе членами экзаменационных комиссий при приеме вступительного испытания по биологии в устной форме.
Методические рекомендации разработаны в целях выполнения единых правил оценивания по 100-бальной шкале результатов прохождения кандидатами на обучение в ВИПЭ ФСИН России по программам бакалавриата и специалитета вступительного испытания в устной форме.
· Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящих методических рекомендациях используются следующие сокращения:
ДВИ – дополнительное вступительное испытание;
ЕГЭ – единый государственный экзамен
· Общие положения
Проведение ДВИ в устной форме позволяет определить реальный уровень знаний, имеющийся у кандидатов на обучение по соответствующим общеобразовательным предметам, сравнить их с представленными результатами ЕГЭ, оценить наличие коммуникативных способностей, стрессо-эмоциональную устойчивость, навыки самостоятельного анализа материала, а также логичного, последовательного и аргументированного его изложения.
Указанные факторы являются условием успешного освоения любой образовательной программы высшего образования, а также основой для формирования профессиональных качеств и компетенций сотрудника УИС (в случае обучения по специальности «Психология служебной деятельности»).
В целях качественного проведения ДВИ в устной форме рекомендуется не позднее одного дня до его начала провести инструктаж с членами экзаменационных комиссий по применению методики оценивания.
Для проведения ДВИ в устной форме технической группой приемной комиссии заблаговременно готовится необходимое количество листов
с методикой оценивания по 100-бальной шкале для членов экзаменационной комиссии.
|
· Критерии и уровни оценивания ответов
при проведении ДВИ в устной форме
ДВИ, проводимое в устной форме, как правило, проходит в виде собеседования с экзаменационной комиссией по билетам, содержащим теоретические вопросы, предусмотренные программой соответствующего вступительного испытания.
Каждый вопрос билета оценивается отдельно по шести критериям:
· Раскрытие содержания вопроса.
· Логичность и последовательность изложения вопроса.
· Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.
· Грамотность речи, использование научной лексики.
· Аргументированность ответа.
· Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса.
Каждый из предложенных критериев имеет 10 уровней оценки:
· Максимальный.
· Очень высокий.
· Высокий.
· Достаточно высокий.
· Выше среднего.
· Средний.
· Ниже среднего.
· Низкий.
· Крайне низкий.
· Неудовлетворительный.
Уровни оценки критериев определяются членами экзаменационной комиссии методом экспертной оценки.
Каждый уровень оценки по каждому критерию выражается в баллах
в соответствии с таблицей № 1.
Таблица № 1. Критерии и уровни оценивания устных ответов
при проведении ДВИ в баллах
№ п/п | Критерии оценки устных ответов | Уровень оценки критерия в баллах | |||||||||
Максимальный | Очень высокий | Высокий | Достаточно высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Крайне низкий | Неудовлетворительный | ||
· | Раскрытие содержания вопроса | ||||||||||
· | Логичность и последовательность изложения вопроса | ||||||||||
· | Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий | ||||||||||
· | Грамотность речи, использование научной лексики | ||||||||||
· | Аргументированность ответа | ||||||||||
· | Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса |
|
При ответе кандидата на обучение каждый вопрос оценивается отдельно по совокупному мнению членов экзаменационной комиссии. Например, если экзаменуемый по первому вопросу исчерпывающе и полно раскрыл его содержание (максимальный уровень – 18 баллов), однако недостаточно логически его выстроил (средний уровень – 8 баллов), допустил несущественные неточности в формулировании понятий, категорий, концепций и теорий (высокий уровень – 14 баллов), при ответе использовал грамотную речь и научную лексику (максимальный уровень – 18 баллов), по наводящим вопросам экзаменатора дал аргументированные ответы (средний уровень – 8 баллов), но затруднился с практическими примерами (низкий уровень – 3 балла), то по указанному вопросу сумма баллов составит 18+8+14+18+8+3=69 балла.
При наличии разногласий между членами экзаменационной комиссии
о количестве присваиваемых в соответствии с установленными критериями баллов итоговое решение принимает член экзаменационной комиссии, назначенный председательствующим.
|
Определение итогового результата осуществляется путем сложения баллов, выставленных за ответ на каждый из вопросов, и последующего деления полученной суммы на количество вопросов, содержащихся в билете (определяется среднее арифметическое значение). Полученное значение,
при необходимости, округляется до целого.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания по биологии соответствует 36 баллам.
Объем требований по биологии, предъявляемых к поступающим в вуз, определен программой вступительных экзаменов соответствует необходимому минимуму Госстандарта по общему среднему образованию.