для работы с дошкольниками с ОВЗ




XIV региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций

 

 

Направление конкурса:

Создание современной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях путем интеграции новых методов обучения и воспитания:

 

Номинация: сопровождениедетей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Полифункциональное развивающее пособие

для работы с дошкольниками с ОВЗ

«Чудеса на фартуке»

 

 

Воспитатели

ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа»

обособленное структурное подразделение г. о. Отрадный

Новикова Валентина Викторовна

Файрушина Суфия Рашитовна

 

 

2018 год

Скажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Вовлеки меня и я научусь

Китайская пословица

 

Введение. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Проблемой современного общества является увеличение количества детей с ОВЗ. В силу своего заболевания у этих детей снижена познавательная активность, есть нарушения в общении, они гиперактивны, истощаемы, неусидчивы.

Подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития. Поэтому основная задача коллектива педагогов ГКУ СО «РЦД и ПОВ Восточного округа» является интенсивное внедрение в работу инновационных технологий для создания оптимально адаптированной образовательной среды для достижения наилучшего результата в социально-педагогической реабилитации своих воспитанников с ОВЗ..

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы, воспитатели, успешно используем инновационную технологию "Театротерапию", которая в детях развивает эмоционально-волевую сферу и высшие психические функции, воображение и умение работать в коллективе, умение решать конфликты и находить компромиссы.

Актуальность. Предлагаемое полифункциональное развивающее пособие для работы с дошкольниками с ОВЗ «Чудеса на фартуке» способно в игровой форме развивать речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, самостоятельность, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

«Чудеса на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект не только театрализованной деятельности дошкольников, но и в обучении в целом.

Для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещение, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. Надев на себя «театр – фартук», воспитатель может сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель», а в режимных моментах закреплять знания полученные детьми с ОВЗ на занятиях с дефектологом, логопедом, с психологом.

Материалы пособия доступны для использования, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

 

Инновация: Данное пособие является элементом развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. Ценность таких полифункциональных пособий заключается в том, что они могут использоваться и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей, так же дают родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе дошкольного учреждения и в семье.

Наше пособие охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования:

- Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.

- Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.

- Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

- Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Цель пособия: Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности. Ситуативное использование в режимных моментах -умывание, одевание, укладывание детей в тихий час.

Задачи пособия:

- способствовать формированию интереса к сказкам; поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям;

- продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра; развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

- воспитывать желание активно участвовать в совместных играх;

- формировать элементарные математические представления;

- совершенствовать координацию руки и глаза;

- продолжать развивать мелкую моторику рук.

Результатом использования пособия «Чудеса на фартуке» по нашим наблюдениям, стало:

- воспитание у дошкольников с ОВЗ уверенности в своих силах;

- создание положительного, эмоционального фона у воспитанников;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников с ОВЗ;

- способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений;

- развитие творческих способностей у детей с ОВЗ.

Использование данного пособия подтверждает то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников с ОВЗ.

"Чудеса на фартуке" пользуются большим успехом у детей. Опыт работы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. С большим удовольствием продолжим пополнять пособие новыми героями и атрибутами для использования в коррекционно-развивающей работе с нашими "особыми" детьми.

 

Список литературы

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311.

2. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: 2005. 477с.

3. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2008г.

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М.: Школьная пресса, 2000.

5. https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput67.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: