Произведения Мендельсона.




Оперы и зингшпили

«Два племянника, или Дядюшка из Бостона»

«Свадьба Камачо»

«Любовь солдата»

«Два педагога»

«Бродячие комедианты»

«Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории

«Павел», op. 36 (1835)

«Илия», op. 70 (1846)

«Христос», op. 97 (не окончена)

Te Deum

Кантаты

«Christe, Du Lamm Gottes» (1827)

«O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)

«Vom Himmel hoch» (1831)

«Wir glauben all» (1831)

«Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)

«Вальпургиева ночь», op. 60

«Праздничные песнопения», op. 68 (1840)

«Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

Оркестровые сочинения

13 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)

Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)

Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)

Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)

Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)

Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)

Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)

Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)

Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)

Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)

Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)

Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)

Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)

Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)

Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)

Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)

Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

Концерты

Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)

Концерт для скрипки с оркестром, e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)

Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)

Камерные сочинения

Семь струнных квартетов;

Струнный октет;

Две сонаты для скрипки и фортепиано;

Две сонаты для виолончели и фортепиано;

Два фортепианных трио;

Три фортепианных квартета;

Соната для альта и фортепиано

Сочинения для фортепиано

Прелюдии и фуги

Вариации

Три сонаты

Этюды

Каприччио

«Песни без слов», восемь тетрадей

Рондо-Каприччиозо

Сочинения для органа

Прелюдия d-moll (1820)

Анданте D-dur (1823)

Пассакалья c-moll (1823)

Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)

Три фуги (1839)

Прелюдия c-moll (1841)

Шесть сонат op. 65 (1844/45)

Анданте с вариациями D-dur (1844)
Аллегро B-dur (1844)

Вокальные и хоровые сочинения

«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41

№ 1. «В лесу» (сл. А. Платена)

№ 2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)

№ 3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне)

№ 4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне)

№ 5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти)

№ 6. «На озере» (сл. И. В. Гёте)

«Первый день весны». Op. 48

№ 1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)

№ 2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)

№ 3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)

№ 4. «Песня жаворонка». Канон

№ 5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)

№ 6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)

«Среди зелени». Шесть песен. Op. 59 (1844)

№ 1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)

№ 2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте)

№ 3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)

№ 4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)

№ 5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда)

№ 6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)

Мотеты

Услышь молитву мою! (англ. Hear My Prayer, нем. Hör mein Bitten). Соль мажор, WoO 15, текст перевода Псалма 54 (55).

Шесть хоров. Op. 88

№ 1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)

№ 2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)

№ 3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)

№ 4. «Лесные птички» (сл. Щютца)

№ 5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)

№ 6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)

Четыре хора. Op. 100

№ 1. «Память»

№ 2. «Хвала весне» (сл. Л. Уланда)

№ 3. «Весенняя песня»

№ 4. «В лесу»

 

В тексте произведения описывается не только невероятная красота леса, но так же его могущество, сила и глубокая тень…

«Стоит наш лес могучий, как богатырь живой,

Надвинул шапку тучей и шелестит листвой,

Стоит он так привольно и не страшится бурь.

В его тени глубокой видна небес лазурь…»

Так же в данном хоре говорится о чувствах человека, который однажды побывал в лесу, и уже никогда не смог забыть его глубины, его богатырского могущества, его прохлады тени…

«…Величьем поражает лесная глубина,

И грёзы навевает такая тишина,

И хочешь здесь невольно мир скучный позабыть.

Отрадой сердце полно, готово всех любить…».

Произведение состоит из 2-х частей: I – 1-8 т. (простой период), II – 9-21 т. (расширенный период – за счёт четырёхтактного дополнения).

Хор написан для смешанного хора с непостоянным количеством голосов (от 1 до 4).

Фактура изложения – аккордовая.

Музыкальная тема проходит у всего хора октавным унисоном в 1такте; со 2 по 15 такт тема звучит у S. В 16 затакте тема переходит к Б, затем с 16 такта и до конца вновь звучит в партии S.

ТональностьEs dur. Имеются отклонения:

• 9 – 10 такты – c moll(мелодический)

• 17 – 19 – c moll(г)

• 11 – 12 такты – умVII43 D6III=T (кратковременное отклонение в g moll), а со 2-й доли 13 такта – возвращение в Es dur.

Темп произведения – andante («не спеша, шагом»).

Размер: 4/4. Шкала динамики от pp до f. Динамика подвижная и контрастная.

Приём контрастного сопоставления используется в данном произведении довольно часто. В 6-м такте после f - резкий уход на p; в 12-м такте после f звучит pp, в 16 такте после pp возникает f.

Ритмический рисунок у всего хора одинаковый, лишь в некоторых местах имеются небольшие различия.

В мелодии в основном ровные длительности:
Имеются пунктирный ритм и синкопы:
Фермата(снимаемая):
Паузы:
Голосоведение плавное, встречаются скачки.

 

 

Мелодический строй:

1. Кратковременное отклонение в c moll (г, мелодический) и g moll и последующая из этого сложность интонирования повышенных VI и VII ступеней.

2. Диатонические полутоны

 

3. Хроматические полутоны

 

4. Длительное пение звуков одной высоты (11 такт, А – 5-7 т.):

 

 

Гармонический строй.

1. Чистые унисоны (14 и 20 такт – S и A; 10 такт – Т и Б)

2. Октавные унисоны (5, 10, 13, 26 такт – S и Т; 8, 9 такт – S и Б; 9 такт – А и Т2)

3. Одновременные скачки в двух голосах:

4. Выстраивание диссонирующих аккордов:

 

Ансамбль (фр. Ensemble – вместе).

Естественный. Исключение – 17 такт – большой разрыв S и A (S поют в высоком регистре, а у A низкие ноты)

Вокальный – добиваться от хористов слитности по звукообразованию, атаке звука, звуковедению.

Динамический (греч. Dinamis – сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания мужских и женских хоровых партий в общем ансамбле. Изменение динамики. Контрастные сопоставления, cresс. и dim.

Ритмический: от хормейстера требуется добиться точного выполнения снятий и точного пунктира.

Темповой: от хормейстера требуется удержание и выдержка медленного темпа на протяжении всего произведения.

Звуковой объём

 

Тесситура средняя, удобная; в 17 такте нота высокой тесситуры («соль» II октавы у S).

Атака звука мягкая (выдох одновременно со смыканием связок). Звуковедение legato.

Дыхание цепное. В хоре присутствуют разновременные и общехоровые снятия.

Цезуры в литературном и музыкальном тексте совпадают.

Кульминация произведения – в 11-м такте(диссонирующее созвучие, f, пунктирный ритм, литературная мысль):

 

Дикция

1. Одновременное замыкание слов перед цезурой: живоЙ, тучеЙ, листвоЙ, буРЬ, лазуРЬ.

2. Медленный темп требует медленного пропевания гласной, быстрого произношения согласных («ле – смогучи – йк – ….» перенос окончания слова к следующему слову)

Орфоэпия

1. Редуцированное «о» поётся как «а»: стоит, могучий, богатырь, привольно, глубокой, поражает, невольно, позабыть, отрадой, полно, готово.

2. Редуцированное «е» поётся как «и»: шелестит, тени, небес, величьем, лесная, навевает, хочешь.

3. «Чн» поётся как «Шн»: скучный.

4. Непроизносимые согласные: сердце.

5. «Г» поётся как «в»: его.

6. Замена звонкой согласной на парную глухую: всех.

7. Замена «ся» на «са»: страшится

Образ могучего леса, затрагивающего струны души человека, раскрывается с помощью следующих средств музыкальной выразительности:

1) Мажорная тональность создаёт иллюзию светлого, солнечного дня, а отклонения в минорные тональности – накал чувств и бурю.

2) Медленный темп на протяжении всего произведения позволяет нам буквально услышать его величавость.

3) Движение в основном ровными длительностями, что подчеркивает спокойствие и тишь леса.

4) Динамические контрасты, а также dim. и cresc позволяют услышать атмосферу вокруг самого леса, но при этом она никак не влияет на сам лес. Лес – символ постоянства и спокойствия.

Приёмы дирижирования. Схема четырёхдольная.

Прием правильного хорового вступления содержит три момента: внимание, дыхание, вступление.

Первый момент заключается в том, что дирижер с помощью надлежащего жеста объединяет внимание всех певцов и доводит общую настроенность хора до того напряжения, которое требуется для перехода к следующему моменту, — «дыхание». Дирижер должен видеть и ощущать постепенность в нарастании внимания и настроенности хора, чтобы вовремя указать второй момент: вступление с 4-й доли.

Установление темпа происходит с помощью соответствующего ауфтакта, установление динамики – с помощью соответствующей амплитуды.

В 8 такте позиция левой руки ниже для показа альтовой партии, а правая – выше, для показа теноровой партии; в 8 и 12 тактах левая рука показывает вступление сопрано на 4-ю долю; в 4, 16 и 19 тактах – показ вступления всему хору.

В 4-м такте необходимо показать cresc левой рукой, тактируя при этом правой; в 18-м такте – показ dim.

В 21-м такте необходимо поставить фермату двумя руками, добиться от хора максимально тихой динамики и снять на 3-ю долю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: