Из совместного заявления двух политических деятелей.




История – 24

Часть 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Смоленская война

2) Стоглавый собор

3) основание империи Великих Моголов

     

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) издание «Жалованной грамоты дворянству» Б) Цусимское сражение В) венчание Ивана IV на царство Г) Ледовое побоище 1) 1242 г. 2) 1785 г. 3) 1905 г. 4) 1547 г. 5) 1878 г. 6) 1530 г.
А Б В Г
       

 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVII в.

1) раскольники; 2) Семибоярщина; 3) наркомы; 4) коллегии; 5) стрельцы; 6) урочные лета.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

   

 

4. Укажите термин.

Процесс передачи церковной собственности в руки государства, а также обмирщения культуры получил название ____________________.

Ответ: __________________________.

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ФАКТЫ
А) монгольское иго Б) первая русская революция В) Смутное время Г) подготовка Уставной грамоты Российской империи 1) призвание королевича Владислава на российский престол 2) правление Александра I 3) Великие реформы Александра II 4) замена продразверстки продналогом 5) битва на реке Воже 6) издание Манифеста 17 октября
А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

А) «Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, встали стяги русские на берегу великого Дона. Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у святой Софии, и так говорят: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись — выехали посадники из Великого Новгорода, а с ними семь тысяч войска, на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу».

Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.

2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.

3) Данный документ был подписан Екатериной II.

4) Данный текст был написан после Смуты

5) Данный текст является описанием сражения, в ходе которого русские войска одержали победу

6) Завещание одного из героев данного текста явилось одной из причин феодальной войны второй четверти XV в.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Какие три из перечисленных положений относятся к политике индустриализации в СССР?

1) приоритет развития легкой промышленности

2) строительство крупных промышленных предприятий

3) развитие банковской системы

4) приоритет развития тяжелой промышленности

5) создание новых промышленных отраслей

6) образование промышленных монополий

     

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) 30 сентября 1938 г. лидерами четырех стран был подписан мюнхенский договор по разделу ______.

Б) 30 января 1945 г. подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга _______ отправила на дно Балтийского моря немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф».

В) 11 мая 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки _____, пытаясь захватить территорию Монгольской Республики.


1) Австрия

2) А.И. Маринеско

3) Ингода

4) Халхин-Гол

5) Чехословакия

6) В.Н. Леонов


А Б В
     

 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ
А) вхождение Пскова в состав Московского государства Б) начало коллективизации В) введение карательного принципа цензуры вместо предварительного Г) строительство Софийского собора в Киеве 1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев 3) Василий III 4) Ярослав Мудрый 5) Александр II 6) Николай I
А Б В Г
       

 

10. Прочитайте отрывок из письма государственного деятеля и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Представлялось избрать один из двух путей – назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь – предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу <...> Это, в сущности, и есть конституция. ______ горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и ________. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.

Ответ: ___________________

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.


Пропущенные элементы:

1) Алексей Михайлович

2) Екатерина II

3) Екатерина I

4) Создание НАТО

5) 1726 г.

6) Потсдамская конференция

7) 1762 г.

8) 1802 г.

9) Учреждение министерств


А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Его кончина поставила государство на краю опасности. Вместе со своим творцом сразу окончила свои дни и система террора, но недовольство, возбужденное ею, продолжало жить среди тех, кто от неё терпел. Хозяйственный кризис в серединных областях был в полном разгаре, и правительство признавало уже открыто, что для его слуг пришла “великая тощета”. Тяжкие обстоятельства государственной жизни оставил умерший царь в наследство своему преемнику, но расстройство дел получало особенную остроту ещё и оттого, что этот преемник был неспособен к практической деятельности. В династии московской вообще не оставалось дееспособных лиц. Судьба жестоко покарала царя, сделав его сыноубийцею. Со смертью старшего царевича угасало будущее московского царского рода, и царь, сходя в могилу после долгой и, казалось, победоносной борьбы за династический интерес, ясно понимал, что он не упрочил даже ближайшего будущего семьи. И действительно, едва он закрыл глаза, в Кремле, среди людей, стоявших вокруг неспособных к правлению царских сыновей, возникает уже боязнь смуты, принимаются меры предосторожности, возникает тревога»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Автор характеризует ситуацию, сложившуюся в последней четверти XVI в.

2) Преемником умершего царя, упоминаемым в отрывке, был Борис Годунов.

3) Автор считает, что царь, о кончине которого идёт речь в отрывке, не достиг желаемого результата в борьбе за династические интересы.

4) Неспособными к правлению царскими сыновьями, упоминаемыми в отрывке, были Фёдор Иоаннович и малолетний царевич Дмитрий.

5) В описываемый в отрывке исторический период центральные области страны, по мнению автора, переживали экономический подъём.

6) Автор выражает надежду, что преемник умершего царя сумеет справиться с государственным расстройством страны.

     

 

13. Укажите год, к которому относятся события, обозначенные на схеме

Ответ: _____________

 

14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: _____________

 

15. Назовите месяц указанного вами года, к которому относится прорыв советскими войсками линии фронта, изображенной на схеме и переход их в контрнаступление.

Ответ: __________________

 

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.

1) события, обозначенные на схеме, являются частью ко­ренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

2) в событиях, обозначенных на схеме, принимали участие войска 64-й армии под командованием М.С. Шумилова

3) в ходе последующих событий немецким войскам уда­лось форсировать р. Волгу и выйти на её левый берег в районе, обозначенном на данной схеме

4) в событиях, обозначенных на схеме, принимали участие войска 6-й немецкой армии под командованием немец­кого военачальника Ф. Паулюса

5) основные события, обозначенные на схеме, происходили на территории Украинской ССР

6) операция Красной Армии «Уран» была проведена в од­ном из районов, обозначенных на данной схеме

     

 

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
А) Собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го Б) «Слово о полку Иго­ре­ве» В) Дон­ская бо­го­ма­терь Г) «Ар­хи­пе­лаг Гулаг»   1) Дан­ное тво­ре­ние от­но­сит­ся к XII в. 2) Дан­ное тво­ре­ние со­зда­но в честь по­бе­ды на Ку­ли­ко­вом поле. 3) Автор дан­но­го тво­ре­ния был вы­нуж­ден по­ки­нуть СССР. 4) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Ка­за­ни. 5) Ав­то­ром дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся В. Ша­ла­мов. 6) Ав­то­ром дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся Ан­дрей Руб­лев.
А Б В Г  
         
             

18. Какие суждения об императоре, изображённом на портрете, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Император, изображенный на портрете, правил Россией в первой половине XIX в.

2) Это правление вошло в историю России как «эпоха великих реформ».

3) В это правление этого деятеля Российская империя не вела ни одной крупной войны.

4) В это правление этого деятеля в Российской империи появились первые железные дороги.

5) Император, изображенный на портрете, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

   

 

19. Правление кого из русских императоров, представленных ниже, приходился исключительно на тот же век, к которому относится и правление императора, изображённого выше? В ответе запишите цифры.

   

Часть 2

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.<...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <…> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

 

20. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

 

21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

 

22. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

 

23. В «регулярном государстве» Петра I дворянство было во многих отношениях не свободным сословием, государство под лозунгом служения «общему благу» контролировало все сферы жизни этой социальной группы. Приведите не менее трех фактов, которые подтверждают такое положение дворянства. Объясните, почему поэт Ржевский (дворянин) в оде Петру III заявил, что император «России вольность дал и дал ей благо действо».

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России.

1) 1606-1610 гг.; 2) 1850-1853 гг.; 3) 1939-1940 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: