Мегалитическая архитектура




В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.
Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.

Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.

Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.

Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.
Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.

Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.


Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.

Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.


Гребень. кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

 

 

Искусство Индии

Уже в 3 – 2 тыс. до н. э. на северо-западе Индостана в Мохенджо-Даро и в Хараппе сложились ранние классовые отношения, возникли государства и многолюдные города, которые вели широкую торговлю с другими странами, в первую очередь с Египтом, Шумером и Аккадом. Города имели правильную планировку, многоэтажные дома строились из обожженного кирпича и имели систему водоснабжения и канализации. Найденные археологами предметы художественного ремесла – изделия из бронзы, ювелирные изделия, керамика, мелкая пластика указывают на сходство с культурой Месопотамии. В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов была прервана. Причина ее заката до сих пор остается загадкой. Об искусстве середины 2-го тыс. до н. э. известно мало. Единственный литературный памятник этого периода – Веды (Знание) в поэтической форме повествуют о жизни, быте и веровании племен, населявших в ту пору страну. В Ведах упоминается также о музыке и архитектуре того времени. Судя по описаниям люди жили замкнутой, патриархальной жизнью в небольших селениях, состоявших из круглых в плане деревянных построек с полусферическими и коническими крышами. Деревню окружала ограда, вокруг которой шла круговая тропа. Две широкие, пересекающиеся под прямым углом улицы, делили ее на четыре части и завершались четырьмя воротами. Эти типы построек легли в основу каменных храмов и других построек следующих веков. К середине 1-го тыс. до н. э. в Индии образовались несколько десятков рабовладельческих государств. В городах выросли дворцы и храмы, усложнились строительные приемы, украшение деревянных сооружений. Общество разделилось на сословия. Высшей кастой считалась варна жрецов брахманов, а наиболее бесправной варна слуг – брахманов. Во второй половине 1-го тыс. до н.э. были созданы крупнейшие произведения Индии – Махабхарата и Рамаяна, куда вошли мифы, сказания о жизни народов Индии, легенды о ее богах и героях. Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья в 4 – 2 вв. до н. э. Оно впитало в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные крепости и дворцовые комплексы. Сохранились многие произведения архитектуры и скульптуры этого периода, поскольку храмовые и мемориальные сооружения той поры строились уже целиком из камня. Распространение буддизма при царе Ашоке вызвало массовое строительство храмов-чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие – вихара, а также мемориальных сооружений – ступ и столбов-стамбха. Ступа представляла собой грандиозный, лишенный внутренних помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича и камня. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (дарохранительница), так называемой «священной горой», или оградой с шестом посредине, унизанным дисками – символами небесных ступеней. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы заполнялись скульптурой. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним темам индийской мифологии. Великолепное мастерство обработки камня показывают стамбхи – монолитные столбы, на которых высекались эдикты Ашоки и буддийские моральные изречения. Вершина этих столбов украшалась лотосовидной капителью, несущей символические фигуры почитаемых буддизмом животных – льва, быка, слона или лошади.

В 1 – 3 вв. н. э. на севере Индии образовалось новое мощное государство Кушанов. Религия этого периода представила Будду не только как спасителя человечества, но и как божество, вмещающее в себя все человеческие страдания. В связи с этим искусство Индии обратилось впервые к чувствам людей. Для передачи божественного облика Будды и его учеников были разработаны сложные изобразительные приемы и правила, ряд особых признаков святости. Например, для Будды их было около тридцати.

Последний этап расцвета древнеиндийской культуры приходится на 320 – 450 года н. э. Индия объединилась в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Развернулось строительство дворцов, монастырей и храмов. Буддийские храмы этого периода превратились в своеобразные музеи, где живопись, скульптура, резьба и другие декоративные ремесла находятся в тесном сплетении. Впервые подлинного расцвета достигла живопись, украшающая храмы и дома знати. Расцветает и сценическое искусство, связанное с музыкой и танцами. Индийское искусство 4 – 5 вв., претворив в себе внешние воздействия, вступило на новый путь самостоятельного развития. [23]

 

Искусство Древнего Китая

 

Древнейшая культура зародилась на территории Китая в эпоху неолита в 5 – 3 тыс. до н. э. Сохранились остатки неолитических поселений с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Наиболее ранняя расписная керамика (5 – 3 тыс. до н. э.) получила общее название Яншао, по месту раскопок, произведенных в деревне провинции Хэнань. Более поздние сосуды (3-е – начало 2-го тыс. до н. э.), черные, гладкие и блестящие, лишенные росписи и выполненные более совершенным способом обжига в закрытых печах с форме треножников, бокалов, кубков, кружек котелков, были названы Луншань. Сосуды Лушань по форме трехногие называются «ли» и округлые – «ху». Яншаосцы расписывали сосуды до обжига, таким образом узоры закреплялись навсегда. При сравнении ранних и поздних гончарных изделий видно, как геометрические мотивы постепенно становятся в них преобладающими, подчиняющими себе зооморфные и растительные мотивы. Во 2 тыс. до н. э. возникло первое рабовладельческое государство Шан (или Иль). Возникли первые города, были изобретены письменность, техника бронзового литья, сложнее и конкретнее стали мифологические представления о мире. Культ предков начиная с периода Шан и на многие века стал важнейшим в Китае. Жители царства Шан в совершенстве владели техникой бронзового литья. Древнекитайская бронза необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, ее невозможно спутать с изделиями других стран. Геометрический орнамент отличался большой графической тонкостью, сложностью. Сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, иногда почти незаметной. В период царства Шан появились города, обнесенными стенами, с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами правителей. В этот период зародилась каркасная система в Китайском зодчестве. К концу 2-го тыс. до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятелных государств, наиболее сильное из них было Чжоу. В этот период был создан первый сборник стихов – «Шицзин», появился тракт по архитектуре Чжоу-ли, где были изложены основные правила планировки городов. В 1-м тыс. до н. э. возникли важнейшие религиозно-филосовские учения – конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значительное влияние на всю последующую культуру Китая. К середине 1-го тыс. до н. э. менялся характер бронзовых сосудов, формы стали более мягкими и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменялись инкрустацией. [24] Складывается характерный для Китая вид живописи тушью на свитках. Образцом бронзы периода Чжаньго является кувшин «ху», гладкий и стройный, снабженный подвесными ручками, весь заполненный гравированным орнаментом. Появились зеркала инкрустированные серебром и золотом, украшенные лаковой росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь. Предметы из резного дерева и камня. Сложная техника изготовления лаковых изделий в период Чжаньго была высока. На деревянную, кожаную или холщовую основу наносили несколько слоев лака, т. е. окрашенного сока лакового дерева. Получались легкие, блестящие изделия, не боящиеся воды. В живописи используется шелковая ткань.

Наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли во время образования единого централизованного государства Цинь в 221 – 207 г. до н. э. Самое крупное сооружение этого периода Великая китайская стена, отгородившая северную часть страны от набегов кочевников. Стенами в периоды Цинь и Хань обносились также города. Дворцы строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои украшались стенными росписями, каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами. Сложились конструктивные и декоративные приемы, получившие развитие позже. Например, система кронштейнов – «доугунов», орнаментация черепичных наверший кровли и др. Важнейшей особенностью китайского градостроительства и любого архитектурного комплекса стали отчетливость и регулярность. Богатые усадьбы повторяли очертания дворца, обычно состояли из ряда одноэтажных построек, обращенными окнами внутрь двора и разделенными посредине стеной и дверью на две части – жилую и хозяйственную. Погребальные склепы были такими же четкими по своему расположению и плану. Покойник окружался предметами роскоши, как и при жизни. Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных по сторонам света. Внутрь вели каменные двери с изображением четырех сторожей сторон света: тигра, феникса, дракона и черепахи. Стены и своды украшали росписи и рельефы мифологического содержания. В изображении живых существ были выработаны четкие каноны. Смирение изображалось согнутой спиной, испуг – вздыбленными волосами. Древний период Китая завершился с падением Ханьского государства, сметенного восстанием рабов.

 

Искусство каждой страны Древнего Востока обладало своими отличительными особенностями, характерными только для определенного государства. На характер искусства влияли географическое положение, мифологические представления, характер культа и другие факторы. Китайские зодчие соединяли здания с окружающим миром, подчеркивая красоту рукотворных форм включением их в формы природные. Творческая жизнь в Китае соизмерялась с природой, через которую люди пытались осмыслить законы своего бытия. Такое архитектурное мышление сложилось в Китае не случайно. Оно связано со многими особенностями древнекитайского миропонимания. В стране, где над человеком всегда властвовала стихия засух и наводнений, природа превратилась в предмет особого почитания и поклонения. Искусство Индии сложилось в других природных условиях, что наложило на ее формирование особый отпечаток, а индийская мифология дала огромный материал для изобразительного искусства.

 

Культура Древней Японии существовала примерно с III в. до н.э. и до IX в. н.э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о данном периоде. Это может показаться странным — если иметь в виду сегодняшнюю роль Японии в современном мире. Тем не менее положение именно таково, и оно объясняется вполне определенными обстоятельствами.

Одно из них заключается в том, что Япония заявила о себе на мировой арене относительно поздно, лишь в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому. Второе обстоятельство связано с тем, что самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, являются китайскими, относящимися, к тому же, не ранее как к началу нашей эры.

Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились лишь в VIII в. н.э. Ими стали известные хроники — «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). Хотя в них имеются сведения о более раннем времени, эти сведения ограничены и не уходят слишком далеко.

Наконец, часто случающиеся на Японских островах землетрясения явились причиной того, что многие памятники и свидетельства японского прошлого не сохранились и не дожили до наших дней. Эти и другие обстоятельства составляют ощутимые трудности, возникающие при изучении не только древнейшей, но и древней культуры Японии.

Тем не менее, опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тыс. лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая. Хозяйственную основу первобытного японского общества, как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем «культуры Дзёмон», сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.

В середине I тыс. до н.э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным — примерно шесть веков, с III в. до н.э. до III в. н.э.

Этот период в японской истории носит название «культура Яёй» — по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древне-японской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла — бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов — ритуальных зеркал, колоколов и т.д., а железо — орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.

Примерно со II в. до н.э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной. так и духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. Однако основным каналом влияния китайской культуры выступает язык. В IV-V вв. н.э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременное этим отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.

В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она тем не менее представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое своим и доводить его до высших кондиции составляет, видимо, главную черту самобытности японской культуры.

Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV вв. н.э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.

К V в. н.э. социальная структура японского общества включала в себя четыре основных слоя:

▪ высшая знать — племенные вожди и родовые старейшины;

▪ свободные земледельцы — общинники;

▪ полусвободные ремесленники — подчиненные племенной знати;

рабы — являющиеся слугами и работниками в семьях свободных людей. Сложившееся древнее общество так и не стало в полном смысле рабовладельческим, поскольку на сохраняющиеся в нем родоплеменные отношения накладывались не только рабовладельческие, но и быстро растущие феодальные.

Что касается Японского государства, то его становление завершилось лишь на стадии раннего феодализма, в начале VII в. В официальных документах оно впервые упоминается в 607 г., когда принц-регенг Умаяло в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» — страна «Солнечного Восхода».

В III-IV вв. н.э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.

По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой — осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.

О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники — «Кодзики» и «Нихонги». Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.

Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю «Века богов», рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделилось верховное божество — Небесная богиня Аматэ- расу.

Эти боги породили «Страну островов», и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм («путь богов»).

Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Среди первых культовых сооружений можно назвать святилище Найку храмового ансамбля Исэ (III в.), а также святилище храмового ансамбля Идзу- мо (550). Одним из самых известных архитектурных памятников является храмовый ансамбль Хорюдзи (607) в Нара, включающий в себя Золотой храм, украшенный деревянными колоннами, и высокую пагоду с пятью крышами. Этот ансамбль с удивительной гармоничностью вписался в окружающий пейзаж и стшт классическим образцом для последующих построек. Наиболее величественным буддийским храмом стал храм Тодайдзи (VIII в.), комплекс которого занимал более 90 га. Он представляет собой самое большое деревянное сооружение: его высота — 49 м, ширина — 57 м, длина — 50 м. В нем находится гигантская статуя Космического Будды Вайрочаны высотой 18 м.

Широкое распространение в Древней Японии получает также буддийская скульптура китайского происхождения, которая в VII-VIII вв. существенно потеснила местную иконографическую традицию.

Во второй половине VIII в. появляется знаментый литературный памятник «Маньёсю» («Мириады лепестков»), ставший первой антологией народной поэзии и произведений японских поэтов IV-VI11 вв., содержащей около 4,5 тыс. стихотворений. В антологию были включены произведения Хитомаро Какиномото, мастера «длинных песен» — элегий, од и плачей, а также народного поэта Акахито Яма- бо, вдохновенного певца природы, мастера «коротких песен», создаваемых в форме пятистиший и именуемых «танка». Этот изысканный стиль остается самым популярным вплоть до наших дней.

В конце IX в. официальные связи с Китаем прерываются и японская культура отправляется в самостоятельное плавание, завершая формирование своего самобытного характера. Главные достижения придут к традиционной японской культуре позднее, в XVII в., однако необходимый для этого фундамент был заложен уже в древнем периоде. Во второй половине XX в. Япония удивит мир взлетом современной научно-технической культуры, продемонстрировав поучительный пример удачно найденного равновесия — пусть не гармонии — между современной массовой и традиционно- гуманитарной культурами.

 

5. Искусство Древнего Египта. Каноны древнеегипетского искусства.

Египет - Сев. Африка, в долине реки Нил. Географическая замкнутость дает возможность развиваться стране во всем своеобразии своей культуры. Там сложилась культура, чье богатство основывается на земледелии. (Нил был источником воды и удобрений-ил) следовательно Нил обожествляется - Хаппи.

Исторически Египет сложился из отдельных областей - номов. Верхний и Нижний Египет (от Нила).

Периодизация:

1. Доденастический период 30 - 28 в.до н.э 1 и 2 династии(постановка задач) (затем у Сташкуна идет Раннее Царство, потом Древнее и по порядку)

2. Древнее Царство 28 - 23 в до н э 3 - 6 династии

3. Среднее Царство 21-18 в. до н э 11-12 династии

4. Новое Царство 16-11 в до н э 18-20 династии (1 и 2 половина, время правления Эхнатона)

5. Позднее Царство 11-4 в до н э 21-32 династии

Египтяне первыми в мире создали монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.

В начале IV тысячелетия до нашей эры, в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.

ИСКУССТВО

Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости.

Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги - в профиль).

АРХИТЕКТУРА

Многое определялось культом мертвых. Без тела душа жить не может, потому проводились погребальные ритуалы, МУМИФИКАЦИЯ. Архитектурный облик Древнего Египта представлен двумя основными видами памятников:

1. Гробницы (заупокойные комплесы, которые полностью сложились к Древнему Царству - Мастаба)

2. Храмы

Из мастабы произошли пирамиды (несколько мастаб друг на друга - ступенчатая пирамида (пир-да Джосера). По проекту архитектора Имхотепа (Древнее Царство) была воздвигнута первая в истории человечества пирамида Джосера. Творение Имхотепа, обожествлённого впоследствии египтянами как сына бога Птаха, и бога медицины стало предметом подражания при возведении усыпальниц для фараонов следующих поколений. (пир-дп Джосера в(первая пирамида. Ступенчатая пирамида в Саккаре, 6 ступеней)

3. Храмы сложились только к эпохе Нового Царства (в Корнаке и Луксоре) Как строятся:

Комплекс егип.храма представляет дорогу, по бокам которой лежат сфинксы, которая подводит нас к порталу с усеченными пирамидами, с обелисками или с сидящими фигурами правителей на тронах. За порталом перестильный двор (двор, окруженный колоннадой), затем гепостильный зал?, затем святилище)

Были и скальные храмы - та же система. (Храм в Абу - Симбеле)

СКУЛЬПТУРА

Круглая, изображалась портретно, из заупокойных храмов)

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Например: 1.стоящая-идущая - Статуя Ка из гробницы Тутанхамона2. статуя сидящего правителя - Колоссы Мнемнона.

Фараоны всегда изображались атлетическими, а остальные?пузатики? =) слова Сташкуна

РЕЛЬЕФ, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни.

Все определяли каноны, изоброжение было построчным: либо статика, либо медленный рассказ - что свойственно Востоку. Ясный, четкий силуэт. Плита Нормера

Рельефы раскрашивались (потому принцип один и тот же с росписями)

ДПИ (сокровища гробницы Тутанхамона)

Искусство Древнего Царства (XXXII в. - XXIV в. до н. э.)

Сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны. Иускусство тесно связано религией. (мумификация, загробный мир и т..)

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. - XVIII в. до н. э.)

Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых?вольностей? в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство Нового Царства (XVII в. - XI в. до н. э.)

Расцветает архитектура храмов. Появление скальных храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Царствование фараона-реформатора Эхнатона. (отменил всех богов, прославил одного бога Атона).

Но после смертиЭхнатона, при Тутанхамоне, все старые культы были восстановлены.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Пещерный храмРамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства.

Архитектура Нового царства (на всякий случай, для общего развития:)

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву?Т?. Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой?Долине Царей?. Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Таким образом, искусство Древнего Египта характеризуется высокой каноничностью, каноны почти не меняются - стабильность, символичность, высокое качество.

 

8.Художественные стили средневековья: романский стиль.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО - искусство стран Западной Европы в период с V по XVII в. Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.Средневековая культура делится на несколько периодов:

V в. н.э. - конец VIII в. н.э. - период?варварства?.

Конец VIII в. н.э. - первая половина IX в. н.э. - каролингское возрождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: