Неорганическое тело цивилизации.




Основа взаимодействия человека с природой - это практическая деятельность, в процессе взаимодействия человек присваивает себе энергию и ресурсы природы и преобразует ее в свою вторую природу. В человеке соединены 2 взаимосвязанных компонента: биологическая организация тела человека и неорганическое тело, т.е. вторая природа, преобразованная в процессе труда.

Дальше приводится 2 точки зрения по поводу неорганического тела цивилизации – Орлова (преподавателя) и академика Степина (автор учебника).

Степин: Любое орудие труда выносит функции человеческого организма во вне для того, чтобы усилить эти функции. В ходе эволюции животные изменяются до сих пор, а эволюционные изменения человека прекратились в глубокой древности. Изменения человека, его развитие сосредоточено во вне, в предметах, элементах второй природы.

Орлов:

1.Такое описание игнорирует социальную природу человека. Тело имеет не только биологическую организацию, но и социальную. Тело человека приспособлено к процессу труда. Все формирование человека происходило в изменениях частей человека, их усложнении для упрощения процесса труда. Процесс труда может приводить к изменениям в биологической организации человека, деформациям тела. Человеческое тело – это результат его трудовой деятельности. Деформации в ходе трудовой деятельности могут быть не только физическими, но и психическими.

2.У человека существует мышление. Все человеческое тело, а не только мозг – это субстрат мысли. У человека в отличие от высших обезьян с определенного возраста включается развитие абстрактного мышления.

3.Изменение человеческого тела под воздействием социальных условий происходит в процессе жизни даже одного человека.

А.Н.Леонтьев «Теория функциональных органов». В животном мире происходит приспособление отдельных органов для условий выживания, в биологии человека нет такого разнообразия видоизменений частей тела. Человек приспосабливается к новым условиям жизни с помощью функциональных органов. В движении человека участвуют: кора головного мозга, проводящие нервные пути, скелетные мышцы, органы чувств, контролирующие положение тела. У человека формируются под воздействием социальных условий различные связи между органами и системами, которые можно назвать навыками, например, умение ездить на велосипеде. Человека нельзя буквально назвать биологическим существом, как это делает ак. Степин. Биологическая – это теневая система организма. Развитие человека определяется его социальной природой.

Степин приводит классификацию предметов труда. Человек выделяет различные объекты природной среды и преобразует их для применения этих объектов в своей деятельности. Исторически усложняется предметы человеческой деятельности. В процессе развития происходит усложнение неорганического тела цивилизации, в результате усложняется социальная природа человека.

Классификация:

1. Простые предметы (рубило, отбитая галька и т.д.) – монолитные

2. Техника составных предметов - несколько предметов соединенных вместе (копье с наконечником, топор…, затем происходит усложнение: мост, повозка, корабль, постройка из камня…)

3. Малые системы (101 – 103 элементов) – паровая машина, станок, ДВС, электродвигатель… Такая система функционирует по жесткой организации, любой шаг предсказуем и контролируем - лапласовский детерминизм.

4. Вторая половина 20 в. – сложные динамические системы (103 – 106 элементов) – стохастические взаимодействия, включающие случайные явления, саморегулирующиеся системы: автоматические линии, системы управления, компьютеры, АЭС…

5. Техника и технологии сложных саморазвивающихся систем. Саморазвивающиеся системы способны увеличивать свою сложность: самообучающиеся автоматы, компьютерные сети. Такая система учитывает в своих реакциях предыдущий опыт воздействий. Например, нанотехнологии, когнитивная технология…

Методы познания

В человеческом сознании выделяют два типа познания: обыденное и научное. Обыденное: чувственное и логическое познание, которое включает в себя ощущение, восприятие, представление. Воображение является промежуточным этапом между чувственным и логическим познанием. К логическому типу познания относится понятие, суждение, умозаключение.

В научном исследовании используются другие уровни: эмпирический и теоретический. В эмпирическом познании ученые устанавливают факты с помощью следующих методов познания: наблюдения (измерения), эксперимент, моделирование, методы эмпирического анализа фактов – статистические методы. В результате можно обнаружить эмпирические закономерности, которые становятся почвой для теоретического исследования. Теоретическое исследование начинается с постановки вопроса, далее формулируются догадки, на их основе – гипотезы, а при подтверждении проверкой гипотезы становятся теорией. Затем на основе теорий можно предсказывать эмпирические явления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: