Нарушение письма и чтения у детей
| № | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи |
| Устная и письменная речь. Буквы. Артикуляционная гимнастика. | Развитие слогового анализа и синтеза. | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве | |
| Деление текста на предложения. Артикуляционная гимнастика | Развитие фонематического анализа и синтеза. | Уточнение знаний о схеме тела. | |
| Предложение состоит из слов. Артикуляционная гимнастика. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Развитие мелкой моторики. | |
| Звуки речи. Артикуляционный признак гласных. | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем | ||
| 5 6 7 | Узнавание и выделение гласных (а, о, у, и, э) из начала, середины и конца слова. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Развитие мелкой моторики. |
| 8 9 | Главный артикуляционный признак согласных звуков -преграда. Дифференциация гласных и согласных. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Уточнение и развитие ориентировки во времени. |
| 10 11 | Согласный звук, его выделение из начала, середины, конца слова. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие ориентировки во времени |
| Гласные образуют слог. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале. | |
| 13 14 15 | Упражнения в слоговом анализе и синтезе. Ударный слог. Слоговой ритм. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале |
| Позиция гласного в начале, середине и конце слова. | |||
| Звонкие согласные. Главный артикуляционный признак. | |||
| Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | ||
| Дифференциация согласных по звонкости и глухости | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | ||
| Дифференциация согласных П - Б | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных Т - Д | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных В - Ф | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных К - Г | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных С - З | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных Ш - Ж | Развитие слухового внимания | ||
| Дифференциация согласных Ш -С | Развитие слухового внимания | ||
| 27 28 29 | Дифференциация согласных Различных по артикуляционному признаку. Диктант. | ||
| 30 31 32 | Дифференциация оптически сходных букв. Диктант. | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания). | |
| 33 34 35 | Проверка правописания оглушаемой согласной в середине и конце слова. | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
| 36 37 38 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
| 39 40 41 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
| 42 43 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке | |
| 44 45 | Дифференциация гласных второго ряда между собой. | Слогообразующая роль гласных. | |
| 46 47 | Корень слова. | Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение. | |
| 48 49 | Суффикс | ||
| 50 51 | Приставка | ||
| 52 53 | Дифференциация предлогов и приставок. Диктант. | Дифференциация предлогов и приставок | |
| 54 55 | Безударная гласная в корне слова | Практические приемы проверки безударной гласной в корне слова | |
| Диктант |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей
с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - I четверть
| Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | |
| Сентябрь | |||||
| I | Фронтальное обследование устной речи | ||||
| II | |||||
| III | Слово | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи | ||
| Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | ||||
| IV | Слова, обозначающие действие предмета | Учить детей различать слова, обозначающие действие предмета | |||
| Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи | |||
| Октябрь | |||||
| I | Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение» | Дать ученикам понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Учить составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи | ||
| Слова, обозначающие признак предмета | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | ||||
| II | Предложение | Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | |||
| Предложение | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие | Развитие психологической базы речи | |||
| III | Предложение. Распространение предложений | Учить детей составлять предложение из трех слов | |||
| Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе | ||||
| IV | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | |||
| Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | ||||
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей
с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - II четверть
| Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
| Ноябрь | ||||
| I | Каникулы | |||
| II | Управление. Дательный падеж Винительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | Развитие психологической базы речи | |
| Управление. Творительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | |||
| Предлоги. Предлоги В, На | Практическое знакомство с предлогами Уточнить значение предлога На, В, научить детей правильно пользоваться им в речи | |||
| III | Предлоги | Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи | ||
| Предлоги НА | Уточнить значение предлога НА, научить детей правильно пользоваться им в речи | |||
| Предлоги В | Уточнить значение предлога В, научить детей правильно пользоваться им в речи | |||
| IV | Дифференциация предлогов НА, В | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами В, НА в речи | ||
| Предлоги С (СО) Предлог ИЗ | Уточнить значение предлога С (СО), ИЗ научить детей правильно пользоваться им в речи | |||
| Декабрь | ||||
| I | Дифференциация предлогов С, ИЗ | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами С, ИЗ в речи | Развитие психологической базы речи | |
| Предлоги ПО, К | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами ПО, К в речи | |||
| Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Уточнить значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, научить детей правильно пользоваться ими в речи | |||
| II | Предлоги НАД, ПОД | Уточнить значение предлогов НАД, ПОД, научить детей правильно пользоваться ими в речи | ||
| Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Уточнить значение предлогов ПОД, ИЗ-ПОД научить детей правильно пользоваться ими в речи | |||
| Закрепление предлогов | Закрепить у детей умение пользоваться всеми предлогами в речи | |||
| III | Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | ||
| Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | |||
| Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ по опорным словам | |||
| IV | Рассказ по серии картин | Учить детей составлять пересказ по серии картин | Развитие психологической базы речи | |
| Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине | |||
| Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей
с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - III четверть
| Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
| Январь | ||||
| I | Каникулы | |||
| II | ||||
| III | Рассказописание | Учить детей составлять описательный рассказ по предметной картинке, по опорным картинкам | Развитие психологической базы речи | |
| Рассказ-описание | Учить детей составлять описательный рассказ по готовому плану | |||
| Рассказ-описание | Учить детей составлять план рассказа, использовать собственный план при пересказе | |||
| IV | Рассказ-описание | Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану | ||
| Краткий пересказ | Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст | |||
| Краткий пересказ | Учить детей краткому пересказу | |||
| Февраль | ||||
| I | Выборочный пересказ | Учить детей составлять выборочный пересказ | ||
| Творческий пересказ | Учить детей составлять рассказ по началу, по концу | |||
| Устные сочинения | Учить детей составлять собственное монологическое высказывание с опорой на вопросы | |||
| II | Устные сочинения | Учить детей составлять рассказ по представлению | Формирование навыков звукового анализа. Выделение в словах гласных звуков | |
| Звук. Речевые - неречевые звуки | Познакомить учащихся со способом образования различных звуков | Выделение в словах гласных звуков | ||
| Звуки речи | Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата | Анализ слов и предложений | ||
| III | Гласные и согласные звуки | Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Учить детей различать гласные и согласные звуки | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [с] | |
| Гласные звуки | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш] | ||
| Гласные звуки | Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда | Дифференциация [с] / [ш1 | ||
| IV | Гласные звуки | Выделение гласных второго ряда в начале слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [з] | |
| Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги двусложные слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ж] | ||
| Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги трехсложные слова | Дифференциация [з]/[ж] | ||
| Март | ||||
| I | Слоговой состав слова | Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ц] | |
| Слоговой состав слова. | Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов | Дифференциация [с]/ц | ||
| Слоговой состав слова | Учить детей определять порядок слогов в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ч] | ||
| II | Ударение | Учить детей определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т'] | |
| Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Дифференциация [ч]/[т'] | ||
| II | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [щ] | |
| III | Согласные звонкие и глухие | Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные | Дифференциация [с]/[щ] | |
| Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные | Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [р] | ||
| Мягкий согласный в середине слова | Учить детей выделять мягкий согласный из середины слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [л} | ||
| IV | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | Дифференциация [р] / [л] | |
| Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Я | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация з/[с] | ||
| Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ё | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [ж] / [ш] |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей
с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - IV четверть
| Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
| Апрель | ||||
| I | Каникулы | |||
| II | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ю | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [б] | |
| Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Е | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [п] | ||
| Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква И | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [б] / [п] | ||
| III | Контрольное занятие | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [д] | ||
| Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | Обозначение мягкости согласных с помощью Б | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т] | ||
| Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Ь». | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Б» | Дифференциация [Д]/[Т] | ||
| IV | Контрольное занятие | |||
| Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [к] | ||
| Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [г] | ||
| Май | ||||
| I | Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [х] | |
| Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Дифференциация [ г], к, х | ||
| Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Упражнение в дифференциация всех звонких и глухих. Анализ слов и предложений со всеми звонкими и глухими | ||
| Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | |||
| Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | |||
| Итоговое занятие | ||||
| III.Фронтальное обследование устной и письменной речи |