С нерезко выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
№ | Тема | Лексическая тема | Развитие псих, функций |
Виды речи-устная и письменная. Понятие «Текст» | Назови себя | Уточнения схемы тела | |
Деление текста на предложения. | Назови свой адрес | Выявление Ведущих функций. Уточнение и развитие старше, младше, позже, одновременно. | |
Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст. | Семья | ||
Слова состоят из звуков. Выделение звуков в слове. | Семья | ||
Определение количества звуков в словах простой структуры. Уточнение письменного шрифта. | Круглый год | Уточнение знаний о временах года. | |
Круглый год | |||
Главный арт. Признак гласных звуков. Узнавание и выделение гласных в ударной позиции. | Приметы осени | Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь | |
Узнавание и выделение гласных в безударной позиции. Списывание с печатного текста. | |||
Главный арт. Признак согласных звуков. Узнавание и выделение согласных звуков в слове. | Осень в лесу | Неделя | |
Дифференциация гласных и согласных. Выборочное списывание с доски. | Осень на полях | Дни недели | |
Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез. Списывание с доски. | Животные осенью | Сутки Час | |
Работа над слоговым ударным ритмом. | Режим дня | ||
Письмо слогов и односложных слов под диктовку. | Завтрак обед ужин | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных. Оглушение и проверка согласных в середине и конце слова. Письмо слов под диктовку. | Досуг спорт | Уточнение представлений о часе, мин., секунде. | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо под диктовку. | Приметы зимы | ||
Дифференциация согласных по необходимости группы. | Одежда и обувь | ||
Речь состоит из предложений, | Зимняя и летняя | ||
предложения из слов. Списывание с печатного текста. | одежда | ||
Слова - предметы. Узнавание в предложении. Имя существительное, обозначающее явления природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь. Письмо под диктовку. | Погода Радость Веселье Страх | Уточнение и развитие зрительного представления на неречевом материале. | |
Антонимы - имя существительные. Работа над пониманием и введением в речь. | Животные Домашние Дикие | ||
Синонимы - существительные. | Цирк | ||
Работа над пониманием и введением в речь. | |||
Многозначные имена существительные. | Театр | ||
Слова действия. Узнавание в предложении и тексте. | Кино | ||
Работа над глагольным словарем. Кто как говорит, кто как двигается. | В гостях | ||
Глагольные антонимы-понимание и введение в речь. | Мой дом | ||
Глагольные синонимы. Понимание и введение в речь. Письмо под диктовку. | Посуда | ||
Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое. | мебель | ||
Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе. Слова признаки. Письмо под диктовку. | Мой город Адрес | Развитие словесно- образного мышления | |
Украшение предложений именами прилагательными. Антонимы - имена прилагательные. Понимание и введение в речь. | В магазине | ||
Синонимы- прилагательные. | |||
Понимание и введение в речь. | |||
Согласование имен прилагательных с сущ. В роде и числе. | Транспорт | ||
Составление предложений из 3- 4 слов. Понятие главные и второстепенные члены предложения. | Приметы весны | ||
Составление предложений с неизменяемыми сущ. | Приметы лета | ||
Составление и запись предложений под диктовку, по схеме, по картине. | Летний отдых Поведение в лесу, | ||
|
|
Перспективный план сопровождения учащихся, испытывающих трудности в учебе
Программа "учись учиться"
(5 класс)
Сентябрь (1-3 недели)
Логопедическое обследование состояния устной и письменной речи учащихся 5 классов
Совместная с учителями русского языка и психологом работа по выявлению учащихся, нуждающихся в специальном сопровождении.
Изучение документации, предоставленной логопедами и психологом начальной школы, психолого-педагогический консилиум в рамках программы "Преемственность. Адаптация".
Этапы работы | Колво заня тий | Содержание работы | Грамматические темы в соответствии с программой обучения русскому языку | Этап и содержание работы по формированию самоконтроля | Развитие когнитивных и социальных навыков; познавательных процессов |
Анализ предложений | 1. Речь устная и письменная, ее роль в жизни людей. | Язык и его единицы | 1. Развитие социальных навыков (РСН): знакомство, представление себя, представление товарища, интервью. 2. Развитие когнитивных навыков (РКН): постановка цели и планирование деятельности (лесенка успеха); "Медведи". | ||
2. Предложение - одна законченная мысль. | Текст. Виды предложений по цели высказывания. Предлог. | 1.Четкое орфографическое чтение написанного по слогам. | 3. Развитие слухового внимания (РСВ): "разминки "-предложения; игра "Собери слова". | ||
3. Определение границ предложения в устной и письменной речи. | Связь слов в предложении. | 2. Введение алгоритмов: o проверки списанного текста; o списывания с образца. | 4. РКН: учимся следовать устной и письменной инструкции, игра "ЛЕГО". | ||
4. Составление и преобразование предложений. | 3. Редактирование предложений (устно). | 5. Развитие зрительного внимания (РЗВ): поиск отличий в картинках, в предложениях; избирательность восприятия (поиск слова в слове). | |||
5. Определение количества слов в предложении, вычленение заданного слова из предложения. | 4. Учить детей вслушиваться в чтение слов другими учащимися, обнаруживать ошибки. | 6. Развитие кратковременной слухоречевой памяти (РСП). | |||
6. Закрепление знаний учащихся о предлогах и их написании. | 5. Коллективная проверка написанного, взаимо- и самопроверка. 6. Введение алгоритмов: • письма под диктовку; • проверки предложений; • проверки слов. | 7. РСН: оценивание и критика (видеофильм «Реагирование на критику»). | |||
Слоговой анализ и синтез слов. | 10-12 | 1. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. 2. Вычленение из слов гласных звуков. 3. Развитие навыков порядкового, количественного и позиционного слогового анализа. 4. Вычленение из слов ударного и безударных гласных. 5. Характеристика звука (по акустическим признакам). 6. Фонематический анализ слогов-слияний. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Двойная роль гласных букв е, ё, ю, я. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Приставка, окончание, корень слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Фонетический разбор слов. | Развитие навыков контроля и самоконтроля в письменной речи. Автоматизация действий по алгоритмам проверки. | 8. РКН: анализ собственных проблем, составление карты (дневника) самоконтроля. |
Фонематический анализ, синтез и представления. | 20-22 | 1. Характеристика согласных звуков по способу образования. 2. Определение наличия заданно го, звука в слове: — с опорой на слух и произношение; — по представлениям. 3. Вычленение из слова: • последнего со гласного; • 1-го твердого согласного; • 1-го мягкого согласного 4. Определение последовательности звуков в слове. 5. Определение количества звуков в слове. 6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове. | Правописание приставок, оканчивающихся на согласные. Правописание парных согласных в слабой позиции в корне. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Правописание Ь после Ч в существительных, глаголах, краткой форме прилагательных. Правописание И и Ыпосле ц. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа. Образование возвратных глаголов. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. НЕ с глаголами. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. | ||
Восполнение пробелов в формировании связной речи. | 10-12 | Развитие умений: • устанавливать последовательность высказывания; • отбирать языковые средства для построения высказывания в зависимости от цели общения (доказательство, оценка, рассуждение, объяснение); • использовать в речи выразительные средства языка (пояснения, омонимия, синонимия и др.). | Логические графические упражнения. | 9. РКН: учимся выделять главное. Карта памяти. 10. РСН: рассказывание и слушание (видеофильм), речевая ситуация, речь подготовленная и неподготовленная; «слушаю — понимаю — запоминаю». 11. РСН: задавание вопроса. |
|