ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Факультет психологии
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Тверь 2013
Попкова Т.А. Программа учебной практики. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ. – 2013. – 17 с.
Программа учебной практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 03030001.62 Психология.
Рассмотрена на заседании кафедры психологии Тверского филиала МГЭИ 25.01.2013 (протокол №7)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………..………4
Программа учебной практики …..............…................................……..…….6
1. Место учебной практики в структуре ООП ВПО....................................6
2. Цели учебной практики..............................................................................6
3. Задачи учебной практики...........................................................................7
4. Требования к результатам учебной практики..........................................7
5. Объем учебной практики...........................................................................9
6. Содержание и формы проведения учебной практики............................9
7. Отчетность по учебной практике.............................................................11
8. Учебно-методическое обеспечение практики.........................................12
Приложения.......................................................................................................15
Пояснительная записка
Программа учебной практики разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 03030001.62 Психология, квалификация – бакалавр, в соответствии с «Положением о порядке проведения учебной и производственной практик студентов МГЭИ», утвержденным ректором института (2011 г.), а так же Требований к разработке программ учебной и производственной практик при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования по уровню подготовки «бакалавр», (рассмотренных на заседании Ученого совета МГЭИ 27.05.2011, протокол №5).
Практика является составной частью основной образовательной программы профессионального образования и имеет целью закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, развитие необходимых компетенций и опыта работы по выбранному направлению подготовки.
Область профессиональной деятельности бакалавров-психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Бакалавр по направлению подготовки 03030001.62 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой. Для успешного решения профессиональных задач выпускник-бакалавр должен обладать не только теоретическими знаниями, но и общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС – III. Их развитие осуществляется, в том числе и в процессе прохождения студентами разных видов практики в процессе вузовского обучения.
Учебная практика выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлена на формирование предусмотренных ФГОС – III общекультурных и профессиональных компетенций. Практика актуализирует соответствующие теоретические знания студентов, а также способствует формированию положительного отношения к выбранной профессии и дальнейшему профессиональному самоопределению студентов.
Данная программа определяет цели, задачи и содержание учебной практики. В ней представлены общая структура (этапы) практики, основные направления работы практикантов, отчетная документация студентов и критерии ее оценки, контрольные вопросы и рекомендуемая литература, а также перечень баз практики.
Продолжительность учебной практики определяется ФГОС – III и составляет 2 недели (108 часов, 3 зачет. ед.). Распределение практики по семестрам (время ее прохождения) определяется учебным планом бакалавриата.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место учебной практики в структуре ООП ВПО
Данная учебная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030300 «Психология».
Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психологии и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вузов; ей предшествуют курсы «Введение в профессию», «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Введение в клиническую психологию», «Социальная психология».
Студент должен знать:
1. основные сферы профессиональной деятельности психолога;
2. характеристику деятельности психолога-практика, психолога-прикладника;
3. этический кодекс психолога;
4. нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психолога.
Студент должен быть готовым к:
1. самостоятельному поиску литературы по заданной теме;
2. конспектированию и осмыслению научной литературы;
3. наглядному представлению текстовой информации.
В ознакомительной практике принимают участие студенты 2 курса, обучающиеся по указанному направлению. Практика проводится после прослушивания основных курсов в сроки, определяемые кафедрой психологии.
Прохождение данной практики необходимо в качестве предшествующей формы учебной работы для освоения учебных дисциплин по профильным направлениям «Индивидуальное психологическое консультирование» и «Организационное консультирование»: «Психологическая служба», «Защитные механизмы личности», «Организационная психология», «Психология стресса» и др.
Цели учебной практики
· Закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
· Подготовка к осознанному и углублённому изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
· Ознакомление с будущей профессиональной деятельности.
· Формирование профессиональных интересов, развитие рефлексии и потребности в самопознании.
В результате прохождения практики студент должен получить навыки в научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности.
Задачи учебной практики
· Знакомство с особенностями профессиональной деятельности психолога в учреждениях и организациях различного профиля, с методами и формами работы в них.
· Формирование представлений о специфике профессиональных функций, задач и умений психологов в организациях различного профиля.
· Знакомство с ведением психологической документации.
· Первичное освоение профессиональных умений и навыков исследовательской работы: проведения наблюдения, беседы, изучения документов, фиксации результатов наблюдения и беседы, оформления результатов в текстовой и графической форме.
· Развитие профессионально важных качеств: наблюдательности, эмпатии, сострадания;заботы о человеке, нуждающемся в помощи.
· Развитие коммуникативных умений (первичного опыта общения со специалистами - психологами и потенциальными работодателями).
· Развитие интерактивных навыков (взаимодействия в группе, со специалистами баз практики и т.п.)
· Развитие навыков организаторской деятельности.
· Развитие навыков рефлексии.
Они соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности:
I. Научно-исследовательская:
- изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
II. Практическая:
- анализ характеристик и различных видов деятельности индивидов и групп;
- распространение информации о роли психологических факторов в сохранении здоровья, в процессах воспитательной, трудовой и организационной деятельности
III. Педагогическая:
- пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества