Подготовка к восприятию проблемы




САМЫЕ УЯЗВИМЫЕ

• Михаил Шолохов «Судьба человека» ( фрагмент рассказа )
• С.Алексиевич «Последние свидетели» ( 1-й фрагмент документальной повести )
• С.Алексиевич «Последние свидетели» (2-й фрагмент документальной повести )

• Знаешь ли ты...

 

 

  Светлана Алексиевич Последние свидетелиФрагменты документальной повести Фрагмент первый А

...Девочка я ленинградская… Из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки – это такая вкуснятина! У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали травку. С блокады я знаю всю съедобную траву, в карпинском парке было много кислицы, так называемой заячьей капусты. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме у нас только ленинградские дети, которых нельзя было накормить, нас долго не могли накормить.
Не помню, кто первый в детдоме увидел… немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уж знала, что работают они за городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?
Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как-будто что-то жевала, а он пробовал держать ее руками. Останавливать. А она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек, у кого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек хлеба.
Он ничего не говорил, только благодарил:
– Данке шен…Данке шен…
Мы уже знали, когда они приходили, один или два человека. Выбегали с тем, у кого что находилось. Когда я дежурила на кухне, я оставляла им весь свой дневной кусочек хлеба; вечером выскребывала кастрюли. Все девочки что-нибудь им оставляли, а оставляли ли мальчишки, не помню. Мальчишки наши были постоянно голодные, им все время не хватало еды. Воспитательницы нас ругали, потому что и у девочек случались голодные обмороки, но мы тайком все равно оставляли еду для этих пленных.
В сорок третьем они уже к нам не приходили, в сорок третьем стало легче. Урал уже не так голодал. В детдоме был настоящий хлеб, давали вдоволь каши. Но я до сих пор не могу видеть голодного человека. Недавно в программе «Время» показывали голодных… беженцев… Как они стоят в очереди, голодные, с мисочками… Я выбежала в другую комнату, со мной началась истерика. Первый год в Карпинске мы не замечали природу, все, что было природой, вызывало в нас одно желание – попробовать: съедобное ли оно? И только через год я увидела, какая красивая уральская природа. Какие дикие ели, высокие травы, целые леса черемухи. Какие там закаты! Я стала рисовать. Красок не было, рисовала карандашом. Рисовала открытки, мы посылали их своим родителям в Ленинград. Больше всего любила рисовать черемуху. Карпинск пах черемухой. Он, мне кажется, и сейчас так пахнет. Уже который год преследует желание – съездить туда. Невероятно хочется увидеть: стоит ли наш детдом – здание было деревянное? Уцелел ли в новой жизни? Там уже трамвай пустили…

 

  Светлана Алексиевич Последние свидетелиФрагменты документальной повести Фрагмент второй Б

...Папа наш помогал партизанам, а когда нас освободили, ушел на фронт. Уже без него мне сшили первое платье за войну. Сшила его мама из портянок, они были белые, их покрасили чернилами. На один рукав чернил не хватило. А мне хотелось показать подружкам новое платье. И я стала в калитке боком, то есть хороший рукав показывала, а плохой прятала к дому. Мне казалось, что я такая нарядная, такая красивая!
В школе впереди меня сидела девочка Аня. У нее погибли отец с матерью. Они жили с бабушкой. Они были беженцы, из-под Смоленска. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница принесла и положила все это ей на парту. А мы сидели притихшие, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Мы завидовали. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» Она сидела, сидела, а потом заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока. Когда вернулся с фронта отец, все пришли смотреть на нашего папу… И на нас, потому что к нам вернулся папа. Первой пришла эта девочка…

Знаешь ли ты...

Чтобы уменьшить страдания детей во время вооруженного конфликта, ряд норм международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны защищать их.

Что же подразумевается под этой защитой? Прежде всего, как и все гражданские лица, дети имеют право на гуманное обращение. (Вспомни, что это означает.) В то же время, учитывая, что дети в силу своего возраста являются наиболее уязвимой частью гражданского населения, в международном гуманитарном праве есть специальные положения, обеспечивающие защиту детей, не достигших 15 лет. Так, например, воюющие стороны должны эвакуировать детей во время военных действий в безопасные места; разрешить свободный пропуск посылок с продуктами питания, одеждой, медицинскими средствами; создать условия для содержания и воспитания осиротевших детей и детей, потерявших связь со своей семьей. Дети, оказавшиеся во власти стороны противника, должны быть защищены от любых форм произвола. Им должны быть созданы необходимые условия для жизни, воспитания и образования (например, запрещается разлучать членов семьи, забирать детей у матерей, чтобы отдать их в другую семью, изменять фамилию, гражданство ребенка, направлять детей на принудительные работы; воспитание осиротевших детей должно быть поручено людям тех же культурных традиций, что и сами дети; ребенок должен иметь возможность посещать школы, получать медицинскую помощь).

 

К урокам по фрагментам документальной повести
С.Алексиевич «Последние свидетели»

Цели:
Общая – продолжить обсуждение проблемы тяжелого положения детей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить с некоторыми нормами международного гуманитарного права, предоставляющими защиту детям;
Частные – познакомить с тематически близким произведением другого жанра; познакомить с некоторыми характерными признаками документальной прозы.

Возможный ход уроков

Подготовка к восприятию проблемы

Учитель просит продолжить ряд выражений, характеризующих Ванюшку, используя записанные на доске выражения.

Ванюшка – маленький мальчик, один из героев рассказа М. Шолохова «Судьба человека», «маленький оборвыш», «парнишка», «мелкая птаха», «мой новый сынок», (кто еще?). (Ученики могут добавить: «жертва трагических обстоятельств», «жертва конфликта» или «жертва войны». Ученики должны обязательно объяснить, почему они считают возможным сделать такое добавление.)

Мы продолжаем знакомство с произведениями, в которых рассказывается о тех, чье детство пришлось на войну.

Групповая работа

Постановка общей исследовательской задачи Вашему вниманию предлагаются два текста, представляющие собой рассказы детей о войне. Обратите внимание на то, что ни автор, ни название произведения не указываются.

Вам предстоит провести небольшое исследование: определить сходство и различие двух текстов.

Знакомство с текстами

Учитель читает фрагменты сам и задает вопросы на выявление первичного восприятия, например:
– Какой из текстов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: