Сообщение результатов работы групп




Результаты могут быть записаны на доске. Учитель обязательно задает дополнительные вопросы, узнавая понимание учениками специфики выявления того или иного параметра в тексте.

Дополнительные вопросы классу:

1. К тексту А.

а) Перечитайте строчки: «Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки – это такая вкуснятина!»
Что говорят они о блокадной жизни?

б) Как вы думаете, почему ленинградская девочка «совершенно не могла видеть голодного человека»?

в) Понятно ли вам, почему ленинградские девочки подкармливали голодных пленных? Разделяете ли вы их позицию?

2. К тексту Б.

а) Что такое портянки? Из какого материала обычно их делают? Какого они бывают размера? Как вы думаете, сколько портянок понадобилось для того, чтобы сшить платье? Почему так запечатлелось в памяти рассказчицы воспоминание именно о том, из чего и как было сшито платье?

б) Почему дети завидовали Ане?

в) Как вы думаете, почему Аня первой пришла посмотреть на вернувшегося с фронта отца своей одноклассницы?

3. К обоим текстам.

а) Каким, судя по воспоминаниям, воспринимают рассказчицы свое военное детство: светлым, мрачным, грустным, безоблачным, беспросветным, трагическим, добрым, жестоким? Вы можете подобрать собственное определение.

б) Сформулируйте основную идею каждого текста.


Итоги исследовательской работы

1. Учитель сообщает, что оба этих текста взяты из книги одного автора – С. Алексиевич. Он может также воспользоваться дополнительной информацией о писателе и произведении.

Алексиевич Светлана Александровна (род. в 1948 г.) – белорусская писательница, работающая в жанре документальной прозы. Предложенные фрагменты взяты из книги «Последние свидетели» (1981), в которой приведены рассказы тех, кого Великая Отечественная война застала детьми.

Можно также уточнить, что текст А помещен в книге С. Алексиевич «Последние свидетели» под названием «Мы ели … парк». Это воспоминания Ани Грубиной, которой тогда было 12 лет. После войны она стала художником. Текст Б называется «Первой пришла эта девочка…». Это воспоминания Нины Ярошевич, учителя физкультуры. Во время войны ей было 9 лет. Можно также побеседовать с учениками о соотношении заглавий и основной мысли каждого из текстов.

2. Перечитайте еще раз эти тексты. Вспомните фрагмент рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Все эти тексты представляют собой монологи, рассказы от первого лица. Все они тематически близки. Что же их отличает? Все ли из них можно отнести к произведениям художественной литературы?
(Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», хотя и написан по впечатлениям от разговора со случайным попутчиком, хотя в нем и используется прием «рассказа в рассказе», тем не менее представляет собой целиком авторский текст.

В книге С. Алексиевич собраны свидетельства очевидцев, их воспоминания, переданные почти дословно, подвергшиеся минимальной литературной обработке. Эту книгу можно отнести к произведениям документальной литературы.

Документальная литература – разновидность художественной прозы, исследующая исторические события и явления общественной жизни путем анализа документальных материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Сводя к минимуму творческий вымысел, автор произведения документальной литературы отбирает реальные факты, которые сами по себе обладают значительными социально-типическими свойствами. Документальная литература представляет собой явление сравнительно новое и развивающееся, границы ее жанров – предмет литературоведческих дискуссий.

С. Алексиевич определила жанр своего произведения как документальную прозу. В качестве документов в ней выступают подлинные свидетельства людей, чье детство пришлось на годы войны.)


Итоговые задания по разделу

1. Вам знакомы основные нормы международного гуманитарного права по защите мирных людей, в том числе и детей. В то же время дети – это наиболее уязвимая часть гражданского населения. Международное гуманитарное право предоставляет им дополнительную защиту. Как вы думаете, каково содержание правовых норм по дополнительной защите детей в условиях вооруженного конфликта?

Сравните ваши предположения с информацией рубрики «Знаешь ли ты…».


Дополнительная информация для учителя

Ребенком считается человек до достижения 18-летнего возраста. Ребенок, оказавшийся в ситуации вооруженного конфликта, является жертвой войны и нуждается в защите. Нормы международного гуманитарного права, направленные на его защиту во время международного вооруженного конфликта, содержатся в IV Женевской конвенции и Дополнительном протоколе I от 1977 г.

Международное гуманитарное право предоставляет детям два вида защиты – общую и особую.

Общая защита предполагает, что дети, являясь частью гражданского населения, имеют право на гуманное обращение, как и все гражданские лица. В отношении детей запрещаются, например, посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное обращение.

Предоставление же международным гуманитарным правом особой защиты связано с тем, что в условиях вооруженного конфликта дети ввиду их возраста относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения. Поэтому воюющие стороны должны принять ряд дополнительных мер для оказания детям, не достигшим 15 лет, необходимой защиты и помощи:

– создать нейтральные, санитарные и безопасные зоны; в случае необходимости произвести временную эвакуацию детей из мест, где идут бои, в безопасные районы;

– разрешить свободный пропуск посылок с необходимыми продуктами питания, одеждой, медицинскими и санитарными средствами; предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям;

– заботиться о детях-сиротах и детях, потерявших связь со своей семьей; создать необходимые условия для их содержания и воспитания, не допускать, чтобы дети были предоставлены самим себе; поручить воспитание таких детей людям тех же культурных традиций.

Отдельные нормы международного гуманитарного права предоставляют особую защиту всем детям, не достигшим 18-летнего возраста. Так, если дети оказались на оккупированной территории, то ни их гражданство, ни их гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной. Оккупирующая сторона должна способствовать установлению личности детей, регистрации их родственных связей, воссоединению членов семьи, разлученных во время вооруженного конфликта. Нельзя зачислять детей в зависящие от оккупирующей стороны разного рода организации и формирования, направлять детей на принудительные работы. Им должно быть разрешено посещать учебные заведения, деятельности которых оккупирующая сторона оказывает необходимое содействие. Таким образом, особая защита детей в условиях вооруженного конфликта предполагает, что воюющими сторонами должно быть проявлено особое уважение и особое внимание к детям.

Международное гуманитарное право запрещает как принудительный призыв, так и добровольное зачисление в вооруженные силы детей, не достигших 15 лет. И все же если, вопреки этому запрету, дети принимают участие в военных действиях и оказываются задержанными стороной противника, то особая защита, предоставляемая им международным гуманитарным правом, продолжает действовать.

2. Какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы быть у детей из книги С. Алексиевич? Какие испытания пришлось пережить этим детям? Сравните детство этих детей и детство Ванюшки.

3. Представьте, что Ванюшка из рассказа М. Шолохова вырос и именно к нему вы обратились с просьбой рассказать о самом сильном впечатлении военного детства. О чем бы он вспомнил? Выполните задание письменно.


Выводы по обсуждаемой в разделе этико-правовой проблеме

Самостоятельно сделайте вывод по обсуждаемой проблеме защиты детей в ситуации вооруженного конфликта.

После обсуждения в тетрадях записывается обобщенная формулировка, близкая по смыслу к нижеприведенной:

В ситуации вооруженного конфликта дети, так же как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий. В соответствии с нормами международного гуманитарного права детям как наиболее уязвимым должна быть предоставлена дополнительная защита.

Домашнее задание

1. Если вас заинтересовали произведения М. Шолохова и С. Алексиевич, прочитайте их полностью.

2. Какой из трех текстов вы бы прочитали (или пересказали) дома своим родным (старшим или младшим), знакомым? Письменно объясните свой выбор.

СЛОВАРИК

Авторота – специализированное подразделение по обслуживанию автотехники.
Батарея – артиллерийское подразделение, имеющее в своем составе несколько орудий.
Взбрыкивать – резко вскинуть задние ноги (о животном); проявить неожиданное упрямство, своенравие.
Ворохнуться – от ворохнуть, ворочать, трогать, пошевелить.
Выдюжить – терпеть, переносить, сносить, выстаивать, выдерживать.
Глушно – глухо.
Демобилизовать – уволить военнослужащего из вооруженных сил по окончании войны или срока действия службы.
Застреха или застрех – желоб под стрехой – нижним краем кровли, выпуском, навесом, свесом кровли.
Картуз – мужской головной убор с козырьком.
Копи (устар.) – рудник или открытые горные разработки.
Куцый – короткий.
Наморился (разг.) – устал от беготни, хлопот, работы за день.
Перехватить чего-нибудь – наскоро съесть чего-либо, перекусить.
Попечение – покровительство, забота.
Порознь – врозь, отдельно друг от друга.
Поршень – удлиненная или дискообразная подвижная деталь, двигающаяся внутри цилиндра и нагнетающая или выкачивающая жидкость, пар, газ.
Рейс – движение (машины, поезда и т.д.) по определенному маршруту.
Свиристель – небольшая лесная птица отряда воробьиных.
Смилостивиться – проявить милосердие, милость, сжалиться.
Собрался с духом – решился.
Сослуживец – человек, который служит, работает с кем-нибудь в одном месте.
Хутор – в южных областях России: небольшое селение.
Чайная – род общественной столовой, где посетители могут напиться чаю и закусить.
Элеватор – зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: